6187

Круговая засада

“Ну почему я должен платить за свой давно проданный автомобиль?!” - едва переступив порог редакции, в отчаянии заявил алматинец Александр АНДРЕЕВ

Круговая засада
Александр АНДРЕЕВ с фотографией своей старенькой “волги”, которую он продал почти 30 лет назад.

Пытаясь снять с учета свою старенькую “волгу”, пенсионер столкнулся с махровой коррупцией в автоЦОНе Алматы. Тогда он решил найти управу на его сотрудников и так называемых помогаек и обратился в городской департамент Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции (АДГСиПК), но в конечном итоге пришел искать правду... в редакцию газеты “Время”.

Три года назад в дверь квартиры Александра Михайловича позвонил молодой человек с удостоверением сотрудника налоговой службы Алматы.

- Он вручил мне под роспись приказ о взыскании задолженности по налогу на транспорт и откланялся, - вспоминает пенсионер. - Я стал вчитываться в документ и глазам не поверил: меня просят оплатить налог за “волгу”, которую я продал... еще в 1990 году! К тому же я оказался злостным неплательщиком: при долге в 17 с половиной тысяч тенге мне еще и пеню насчитали - 602 тенге. Позвонил в налоговую, а там говорят: пока авто числится за мной, я обязан платить налог. В общем, поехал разбираться в автоЦОН…

Сотрудник центра, проверив по базе данных, подтвердил: на имя Александра Андреева действительно зарегистрирована “волга” ГАЗ-21 1975 года выпуска с госномером К 6562 АТ (такие номера выдавали в советские времена). Выслушав пенсионера, в автоЦОНе пообещали снять машину с учета. Довольный Александр Михайлович уехал домой. С тех пор его никто не беспокоил, но на днях ему опять принесли уведомление о задолженности по налогу на транспорт. В документе значится вся та же “волга”! Андреев снова поехал разбираться.

- К начальнику автоЦОНа собралась небольшая очередь, в основном пенсионеры. Разговорились. Спортивный врач сборной Казахстана по карате по имени Борис пришел снимать с учета мотоцикл, который он продал, оказывается, еще раньше, чем я свою “волжанку”. Но “ява” до сих пор висит на нем. Другой пенсионер, Геннадий, никак не может снять с учета старенький “москвич”: машина была разбита в аварии в начале 90-х, изъята из базы данных тогдашней ГАИ, но недавно ему пришло “письмо счастья” из налоговой, - разводит руками пенсионер.

Дождавшись своей очереди, Александр Михайлович стал объяснять автоцоновскому бастыку ситуацию, а ему в ответ: мол, может, вы эту машину в гараже храните как раритет? На возмущение посетителя офицер полиции отреагировал коротко: не нравится - обращайтесь в суд.

- Вышел на крыльцо, а там банда помогаек. Спрашивают: вам страховка нужна или помочь с тех­осмотром? Познакомился с одним, он Фархатом представился. Посмотрев бумагу из налоговой, помогайка предложил решить вопрос и позвал старшего - Хамзата. Тот позвонил некоему Болату и, переговорив с ним, сообщил цену вопроса - 20 тысяч тенге. А радиорубка в автоЦОНе без устали твердила: дескать, не пользуйтесь услугами посредников, иначе вы будете взяткодателем и наказание может составить от трех до 15 лет с конфискацией имущества. Я еще спросил у Фархата: нас эта запись не касается? Он только ухмыльнулся: “Нас - нет. Мы давно тут работаем, и они все в теме”.

Поднявшись с Фархатом на второй этаж, Александр Михайлович познакомился с тем самым Болатом. Тот взял удостоверение личности Андреева, зашел в кабинет, спустя пару минут вышел обратно и прошептал клиенту: платите.

- Но 20 тысяч у меня с собой не было, и тогда Болат дал мне номер мобильного, пообещав: привезете деньги - машину снимем. В противном случае она, мол, будет висеть на мне и бумаги из налоговой будут приходить каждый год. На том мы и расстались, - вздыхает Андреев.

Выслушав рассказ супруга о безрезультатном походе в автоЦОН, жена пенсионера посоветовала ему прямиком обратиться к борцам с коррупцией: мол, во “Времени” не раз писали, как те ловят посредников в автоЦОНе. Захватив с собой пару газет с нашими публикациями, Александр Михайлович направился в антикоррупционную службу.

- И вот ведь ирония судьбы, - грустно улыбается пенсионер, - здание нынешнего Нацбюро по противодействию коррупции в свое время было проектным институтом по производству баз для нужд сельского хозяйства, и я там работал! Но на этот раз зайти внутрь не получилось: меня попросили написать подробное заявление и оставить на проходной. Сотрудница, с которой меня соединили по телефону, по­обещала во всем разобраться.

Александр Михайлович признается: по своей наивности полагал, что борцы с коррупцией сразу же поедут в автоЦОН и скрутят тех дерзких помогаек, вымогавших у него деньги за то, что делается абсолютно бесплатно. Пенсионер готов предоставить руководству и сотрудникам антикоррупционной службы конкретные факты вымогательства (разговоры с посредниками пенсионер зафиксировал на диктофон своего мобильника).

Из диктофонной записи Александра Андреева

Александр Андреев: Фархат, смотри, машина 90-го года, она оказалась в базе. Машина давно сгнила, ее нет в природе. Снимал в советское время с учета. Почему-то она опять появилась в базе. Нелогично же. Чем можешь помочь?

Фархат: Можно сделать. Спрошу у старшего, сколько будет стоить. Вам сегодня нужно снять?

А. А.: Я на пенсии. Разве правильно удерживать штрафы и пеню?

Фархат: Налог подсчитали?

А. А.: Был у них, насчитали 17 с половиной тысяч штрафа и около 600 тенге пени. Ну что за ерунда?!

К пенсионеру подходит Хамзат и говорит: “Можно сделать. 20 тысяч тенге. Вам справку выдадут, что она снята с учета, и больше налоговая не потревожит”.

А. А.: 20 тысяч для пенсионера - немалая сумма. Скидки есть? Видишь, номер советский, вы тогда еще не родились, когда эта машина появилась на свет.

Хамзат: Вы сами на какую сумму рассчитываете? Запишите номер моего мобильника. Как найдете деньги, приедете, мы вашу проблему на месте решим…

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

ВМЕСТО P. S. Наша газета действительно посвятила помогайкам целую серию публикаций. Мы писали об их теневых доходах (по оперативным подсчетам, только в одном автоЦОНе поднимают около трех миллионов тенге левака в день!). Нашими публикациями заинтересовался председатель АДГСиПК Алик ШПЕКБАЕВ, поручив своим подчиненным провести масштабную акцию с газетой “Время”, и автор этих строк вместе с борцами с коррупцией подготовил ряд материалов из Алматы, Тараза, Шымкента. К нашей акции подключились оперативники управления по борьбе с оргпреступностью тогдашнего ДВД Алматы, арестовавшие нескольких посредников в автоЦОНах южной столицы. После ряда таких задержаний помогайки исчезли. Но, как видим, недолго играли бравурные марши - сомнительные посредники опять появились на своих хлебных точках…

Между тем недавно Алик Шпекбаев получил новое назначение - он возглавит специально создаваемое Агентство по противодействию коррупции. А вопрос противодействия коррупции - один из ключевых векторов деятельности президента страны Касым-Жомарта ТОКАЕВА. Поэтому пенсионер Андреев уверен, что в автоЦОНах Алматы и других городов страны наведут должный порядок.

Поделиться
Класснуть