19522

Где логика?

Выплаты по уходу за ребенком до достижения им одного года планируется урезать до минимума, если женщина решит выйти на работу. Соответствующая норма содержится в проекте нового закона “Об обязательном социальном страховании”, который на днях в первом чтении принял мажилис парламента.

Где логика?
Фото Владимира ЗАИКИНА.

Напомним, в настоящее время неработающие женщины (и мужчины, если они официально оформляют декретный отпуск) имеют право на получение ежемесячного социального пособия по уходу за ребенком до достижения им одного года. Пособие это фиксированное и рассчитывается путем умножения месячного расчетного показателя (МРП), принятого на текущий год, на коэффициент, размер которого зависит от количества детей в семье. То есть в 2019 году размер пособия составляет на первого ребенка 14 544 тенге (5,76 МРП); на второго - 17 195 тенге (6,81 МРП); на третьего - 19 821 тенге (7,85 МРП); на четвертого и более - 22 472 тенге (8,9 МРП).

А вот работающие матери и отцы, за которых производились социальные отчисления, получают ежемесячные выплаты из Государственного фонда социального страхования (ГФСС). Статья 23-2 ныне действующего закона “Об обязательном страховании” предполагает, что размер этих выплат зависит от зарплаты и определяется путем умножения среднемесячного размера дохода на коэффициент замещения дохода. К примеру, если женщина до выхода в декретный отпуск зарабатывала 150 000 тенге в месяц, то размер ежемесячной выплаты составит 59 400 тенге (с учетом 10 процентов пенсионных отчислений). И выплаты эти продолжаются, даже если женщина выходит на работу или открывает свой маленький бизнес.

Однако в проекте нового закона “Об обязательном социальном страховании” содержится норма, предусматривающая сокращение выплат в случае возоб­новления трудовой деятельности. То есть если женщина, находящаяся в декретном отпуске, решит выйти на работу до того времени, когда ее ребенку исполнится один год, или же найдет себе какой-то другой легальный источник дохода, то выплаты из ГФСС тут же будут урезаны до размера государственного пособия, которое получают неработающие родители. Таким образом авторы законопроекта решили “уравнять в правах” новорожденных детей и их родителей.

“Кроме того, с учетом проводимой политики социальной защиты материнства и детства для обеспечения новорожденных детей и их родителей вне зависимости от статуса их занятости равными правами на выплаты до достижения ребенком одного года на минимально гарантированном уровне - на уровне пособий из республиканского бюджета предлагается в случае возобновления получателем трудовой (предпринимательской) деятельности продолжать социальные выплаты, при этом размеры выплат из ГФСС будут снижаться до уровня государственного пособия”, - говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте мажилиса.

Между тем эксперты считают такой расклад несправедливым, поскольку за работающих женщин ранее производились социальные отчисления в ГФСС, а за неработающих - нет.

- С начала 2008 года и до сих пор право на социальную выплату по уходу за ребенком до достижения им одного года сохранялось и при выходе на работу, и при получении дохода как индивидуальный предприниматель, - говорит финансист Дана ДЖАРЛЫГАПОВА. 

- В связи с этим многие семьи предпочитали оформлять выплаты на мужей с более высоким доходом. Например, в 2008-2013 годах всего 143 мужчины оформили на себя ежемесячную выплату, а к 2018 году их число выросло до 80 тысяч. Сейчас Министерство труда и социальной защиты населения предлагает снизить выплаты до минимальной суммы 15-23 тысячи тенге в месяц, если мать или отец вышли на работу. Но это в итоге бьет рикошетом по действительно работающим матерям, особенно одиноким, которые не требуют бесплатных квартир, списания долгов и даже бесплатных обедов в школе, а работают, создают рабочие места, платят налоги - в общем, вносят свой вклад в развитие экономики и общества.

По ее словам, поддержка важнее для работающих женщин, так как мужчина физиологически не ограничен в отцовстве. В Казахстане закон позволяет признавать детей вне брака - у них такие же права на алименты и наследство, как у рожденных в браке детей. Есть случаи, говорит Дана, когда у мужчины за один месяц рождается несколько детей в разных семьях. А женщина при всем желании рожать ограничена физиологически. Тем более что для расчета ежемесячной выплаты нужны трудовые доходы за 24 месяца до рождения ребенка, то есть цикл доходов в итоге три года на одного ребенка.

- Меня уже в социальных сетях обвинили в мизандрии и обратном сексизме, но стремление оформлять выплаты на не прекращающих работать отцов, особенно на фоне общего снижения государством социальных выплат, в итоге ущемляет интересы работающих матерей, которые потом и кровью заработали ежемесячную выплату свыше минимальной гарантированной суммы, - продолжает Джарлыгапова.

- Государство должно соблюсти баланс, чтобы вместе с водой не выплеснуть ребенка в буквальном смысле! Якобы из-за афер в 2013 году уже урезали декретные выплаты для женщин, которые официально зарабатывают свыше 10 (с 2019 года свыше 7) МЗП и платят все налоги и отчисления! Государство должно нивелировать аферы не методом обрезания законопослушных граждан, а эффективными мерами, соблюдая исходные постулаты Государственной программы поддержки материнства и детства для работающих женщин, - считает наш эксперт.

В связи с этим финансист предложила вынести на открытое общественное обсуждение вопрос о сохранении выплаты по уходу за ребенком до одного года в прежнем размере, в случае если у матери (или одинокого отца) возникает доход.

- Это ранее заработанная социальная выплата по уплаченным социальным отчислениям! Нельзя уменьшать матерям ежемесячную выплату, поскольку женщины выходят на работу не от хорошей жизни, а потому что являются основными, а нередко и единственными кормильцами своей семьи, - уверена Дана Джарлыгапова.

Мадина АИМБЕТОВА, фото предоставлено Даной ДЖАРЛЫГАПОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть