4831

Даже мусор у нас - дрянь

Казахстанские переработчики отходов вынуждены закупать ТБО за границей, потому что у нас не научились их правильно сортировать

Даже мусор у нас - дрянь

В Швеции перерабатывают 90 процентов мусора, в Казахстане ровно столько же не перерабатывают. 90 процентов отходов отправляется на свалки, при том, что с 1 января 2019 года в нашей стране на полигонах запрещено захоронение пластмассы, макулатуры, картона, бумажных отходов и стекла. В тарифы за вывоз мусора заложили расходы на мусоропереработку, и цены взлетели вверх. Например, алматинцы платят 553,04 тенге с человека - больше всех в республике! - якобы с учетом услуг мусороперерабатывающего завода в Алматы. Однако периодически жители южной столицы вынуждены дышать гарью с полигонов, на которых самовозгораются бытовые отходы. Что именно там горит, не поймешь: столько всего перемешано в этой зловонной массе!

То есть по новому закону, до того как попасть на полигон, любой мусор должен быть отсортирован. Но экологи констатируют: всего один процент казахстанцев сортируют мусор. Причин тому много: и отсутствие удобной системы сбора отходов во дворах, и низкая сознательность граждан, и отсутствие грамотных коммуникаций между переработчиками мусора и теми, кто его им может поставлять, - населением страны.

А между тем в Казахстане есть около 160 предприятий по переработке практически всех основных видов отходов: бумаги, прозрачного стекла, пластика, резины (автомобильных шин), алюминиевых и жестяных банок. Не перерабатываются в нашей стране разве что текстиль и пищевые отходы, да и это дело времени.

Практически всем этим предприятиям не хватает казахстанского мусора как сырья для переработки, и они закупают его за границей. Об этом с сожалением рассказал экоактивист Евгений МУХАМЕДЖАНОВ, основатель ECO Network (объединение организаций, которые системно внедряют принципы сортировки отходов для их дальнейшей переработки).

- Вот пример: для двух казахстанских заводов, которые перерабатывают макулатуру и изготавливают из нее коробки, туалетную бумагу и бумажные полотенца, необходимо в месяц семь тысяч тонн отходов. Из них тысячу тонн макулатуры они закупают в России, чтобы их производство не простаивало из-за отсутствия сырья. И с этой проблемой сталкиваются все мусороперерабатывающие компании, - сообщил эксперт. - На самом деле точного количества компаний, перерабатывающих в Казахстане отходы, нет. Их намного больше, чем 160: есть разные инициативные группы из двух-трех человек, местные Кулибины, которые во дворе дома собрали аппарат по схеме из интернета и перерабатывают все подряд. Например, из полиэтиленовых пакетов-маечек делают пластиковые трубы, из банок из-под пива и энергетиков в Алматы успешно производят казаны для плова, а из старых резиновых шин - трубы для капельного орошения, которые экспортируют в Китай. Мусороперерабатывающий завод в Шымкенте производит нейлоновые нити, из которых можно изготавливать не­промокаемую одежду. Возможности у нас есть! Но вот правильно отсортированного мусора нет. 

Евгений высказался и насчет правительственной программы, которую реализует ТОО “Оператор РОП”. По его мнению, за четыре года можно было добиться чего-то более системного в Казахстане. Ведь даже отсортированный мусор может… испортиться, если его выброс никем и никак не контролировать.

- ТОО “Оператор РОП” поставило во дворах жилых домов Нур-Султана контейнеры за государственные деньги: отдельно для перерабатываемых отходов (бумага, пластик, стекло), отдельно для неперерабатываемых (пищевые отходы). Но всего пять процентов жителей сортируют мусор как положено, остальные не заморачиваются и выбрасывают, как и раньше. Допустим, 20 жителей дома старательно сортировали дома отходы и сложили бумагу в специально предназначенную для этого урну. А пришел один несознательный и бросил в контейнер с бумагой пакет гнилой картошки и использованные памперсы. Все пропало, этот мусор уже непригоден для переработки. И такая система не будет работать никогда, - поделился с нами экоактивист.

Он считает, что одной сознательностью не обойдешься, в системе должно быть лицо, обязательно заинтересованное финансово.

В пример Мухаметжанов приводит… нет, пока не Швецию, а куда более близкий нам узбекский Ташкент. Там в многоквартирных жилых домах появилась такая практика: один жилец - частный предприниматель - установил за свой счет контейнеры во дворах, собирает мусор у соседей, складирует его в контейнеры, сдает на переработку и получает за это неплохие деньги.

В Казахстане можно сделать нечто подобное, только более эффективное. В своем дворе в Медеуском районе Алматы Евгений Мухамеджанов сделал “главным на районе” дворника.

- Мы назвали эту систему “Эко­двор”. Работает она так: люди как умеют сортируют дома мусор и сдают его дворнику. Только у него есть ключи от контейнеров, только он имеет к ним доступ, а значит, ничего лишнего в раздельные фракции контейнеров не попадет. Там, где будет стекло, не появится гниющая еда. Как только контейнеры заполняются, дворник сдает вторсырье на переработку и полученные деньги забирает себе, - делится опытом экоактивист. - Раз у него появляется дополнительный заработок, то и будет заинтересованность сдать как можно больше вторичных отходов на переработку. Только представьте: в Алматы более восьми тысяч многоквартирных жилых домов, и если наладить систему “Экодвор” для каждого из них, то у казахстанских переработчиков не будет необходимости закупать вторсырье за границей. Кроме того, растет статус самого дворника, он ощущает собственную значимость.

Пока этот проект держится на инициативе самих жильцов двора и финансовой заинтересованности их дворника.

А интерес вот в чем.

- за 1 кг пластиковых бутылок можно получить 40 тенге (цена выше, чем на Украине и в России). Чтобы понять, сколько нужно собрать для килограмма, вот вам расчеты: один мешок смятых пластиковых бутылок весит примерно 2,5 кг.

- за 1 кг алюминиевых банок (из-под пива и энергетиков) - 130 тенге в черте Алматы, за городом цена доходит до 300 тенге.

- за 1 кг макулатуры - 65 тенге.

- за 1 кг стекла - от 5 до 10 тенге. Оно самое дешевое, но и самое тяжелое: большая коробка стеклянных бутылок может выйти в значительную сумму.

- А если ввести меры наказания? Они на наше население наи­более эффективно действуют, - предположила я.

- Обязательно. Например, если собственник квартиры в этом районе за определенный период ни разу не сдал мусор, то пусть платит штраф. Другое дело, если в квартире никто не живет или хозяева уехали отдыхать, - говорит Евгений.

Еще одна значительная экологическая проблема... в одноразовой посуде. И экологи, и экоактивисты предлагают полностью от нее отказаться. А начать надо с себя - хотя бы перестать закупать ее в офисы на праздники и дни рождения.

- На самом деле, никто не знает, какого она качества, - пожимает плечами мой собеседник. - Переработчики отходов недоумевают: эта посуда ведет себя не как материал, который указан производителями, это не пищевой пластик, а ядовитый. Получается, что одноразовая посуда и вредит здоровью, и портит всю массу вторсырья. Поэтому ее перестали добавлять в переработку и просто не знают, что с ней делать.

Какую альтернативу предлагают экоактивисты? Внедрить систему оборотной тары. То есть кейтеринговые компании, которые развозят обеды по офисам, могли бы закупить два набора многоразовой пластиковой или стеклянной упаковки и работать так: сегодня привезли работникам в офисы горячую еду, на следующий день снова приезжают и продают обед тем, кто возвращает им вчерашнюю посуду. И производитель, и потребитель не создают отходов, не оставляют после себя мусора. А испорченную упаковку, конечно же, сдают на переработку.

Моря пластиковых бутылок в мусоре можно избежать, если производители воды и напитков будут… принимать эти уже пустые бутылки у покупателей и платить за них. Конечно, при этом они будут вкладываться в покупку возврата своей тары, но зато потом вернут часть денег, сдав бутылки как вторичное сырье на переработку.

Все эти поправки общественники хотели бы предложить внести в Экологический кодекс, который как раз сейчас обсуждают где-то в рабочих группах. Где именно? Увы, этого не знают даже они. Да и кто допустит к реформам экоактивистов, которые призывают отказаться от культуры безудержного потребления, тем самым нанося удар по малому и среднему бизнесу? Ведь деньги у нас делают буквально из воздуха, в котором, кстати, летают чаще птиц пластиковые пакеты.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

КСТАТИ

В среднем каждый казахстанец выбрасывает 250-360 кило­граммов бытовых отходов каждый год. Однако состав мусора в каждом регионе разный: в южных - больше пищевых отходов, которые не перерабатываются, в северных - упаковка, то есть вторичное сырье.

По информации ассоциации KazWaste, куда входят более 50 организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся сортировкой и переработкой отходов.

Поделиться
Класснуть

Свежее