Труба новая, проблемы старые
Новый канализационный коллектор, который по прогнозам должен был прослужить не менее 30 лет,не выработал и трети обещанного срока. Около двух суток жители Уральска оставались без воды из-за порыва на канализационной магистрали.
Эта авария на новой магистрали Уральска уже вторая по счету. После прорыва трубы жителям дали полтора часа, чтобы сделать запас воды. Однако большинство уральцев в это время еще добирались домой с работы, и к моменту отключения живительной влагой успели запастись лишь единицы. Киоски с очищенной питьевой водой - 10 тенге за литр - были опустошены в течение нескольких часов.
Как сообщил заместитель акима Уральска Сергей ДОЛЯ, изначально от водоснабжения оказались отключены 120 тысяч абонентов. Один из крупных микрорайонов города за ночь сумели подключить по запасной магистрали, но вся северо-восточная часть города оставалась без воды почти двое суток. Северо-восточная часть - это восемь микрорайонов новостроек и четыре района старого города. В общей сложности больше 60 тысяч абонентов - треть городского населения.
Кроме жилых домов без водоснабжения остались городская многопрофильная и инфекционная больницы, центр психического здоровья и туберкулезный диспансер, зона строгого режима и поселок Кумыска, где пациенты проходят реабилитацию после лечения туберкулеза.
На следующий после порыва день ко всем соцобъектам организовали централизованный подвоз воды. В новостройках, оставшихся без водоснабжения, также были организованы места, куда подъезжают водовозы. Правда, не везде они работали одинаково оперативно. В некоторых точках приезда водовоза приходилось ждать по полтора-два часа. Все это время люди находились под палящим солнцем - в эти дни в городе было объявлено штормовое предупреждение из-за резкого подъема температуры. На солнце воздух прогревался до +40 - 43 градусов.
Аварию сумели устранить только к вечеру второго дня. Однако до сих пор давление воды в кранах очень слабое. АО “Батыс су арнасы” объясняет это тем, что за сутки после аварии водоразбор увеличился в несколько раз и горожане опустошили все резервуары, поэтому ситуация будет налаживаться постепенно.
Магистраль, на которой произошла авария, была проложена в 2008 году. Это труба из стекловолокна диаметром 800 мм. В прошлом году на другом участке этой же магистрали был аналогичный порыв. И уже тогда водоснабжающая организация АО “Батыс су арнасы” начала делать ПСД на замену труб.
По словам акима Уральска Мурата МУКАЕВА, проект ремонта проходит по программе “Нурлы жол”. Общая протяженность проблемного участка - 15 километров. Стоимость проекта - 3 млрд тенге. На работы этого года выделено 1,2 млрд тенге. Сейчас идет конкурс, и в ближайшее время определится подрядчик, которому будет доверен ремонт.
Между тем после второго порыва на относительно новой канализационной сети возникает масса вопросов. Дело в том, что в 2009 году, когда решался вопрос о финансировании строительства нового канализационного коллектора, журналистам рассказывали, что трубы из современного материала смогут прослужить не меньше 30-40 лет.
- Трубу проложили в 2008 году, а в то время стекловолокно было в новинку, и мы не могли предположить, что она лопнет, - сокрушается директор ТОО “Батыс су арнасы” Нур ТУЛЕУГАЛИЕВ. - Подрядчиком прокладки сетей выступало АО “Уральск Водстрой”, но они ни при чем, так как проект утверждал отдел строительства. Какой материал был указан в проекте, такой они и положили. А стекловолокно - хрупкий материал, поэтому труба треснула от нагрузки грунта. К тому же вода в трубах грязная, это агрессивная среда, и она тоже влияет на прочность материала. В общем, это стекловолокно в наших условиях не оправдало ожиданий.
Сумму, потраченную на ремонт этой канализационной сети в 2009 году, в городской администрации сообщить затруднились. Однако, подняв свои материалы, журналисты смогли вспомнить, что на строительство этой магистрали тогда было запрошено 2,5 млрд тенге! Полтора из них планировалось получить из республиканского бюджета, а остальные средства область изыскала самостоятельно. Еще года три после сдачи коллектора в эксплуатацию его с гордостью упоминали во всех отчетах, как новую конструкцию, построенную с соблюдением всех современных требований и с использованием долговечных материалов.
Почему эта новая конструкция вышла из строя, прослужив только треть своего срока, сейчас выясняет специальная комиссия. Будет ли кто-то отвечать за проект, который стоил бюджету 2,5 млрд тенге и который теперь нужно, по сути, строить заново, пока неизвестно.
Между тем поставщики воды не исключают возможности новых порывов.
- Вероятность повторной аварии не исключается, из-за материала мы несем такие трудности, - резюмировал беседу с журналистами Нур Тулеугалиев.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск