Развод или разводка?
Нужно срочно менять механизм выплаты адресной социальной помощи. Так считает председатель Союза кризисных центров Казахстана, руководитель центра для многодетных Зульфия Байсакова.
- Все началось с того, что меня пригласили на встречу с многодетными мамами, которые после пожара в столице (речь о страшной февральской трагедии, во время которой погибли пять сестер. - О. А.) пришли к акимату Алматы. Их было несколько сотен. Меня как человека, который больше 25 лет занимается защитой прав женщин, чиновники спросили: “Что делать?” И первое, что я сказала, - предоставлять информацию. Было понятно, что вопросы будут касаться жилья и пособий. В акимате сразу же открыли несколько кабинетов, людей начали консультировать. Власти увидели, что эта методика работает, поэтому и было решено создать центр поддержки по принципу одного окна Baqytty otbasy Almaty - ЦОН для многодетных, концепцию которого я разрабатывала.
За пару месяцев к нам обратились 1538 семей, большинство из которых малообеспеченные. Поработав с ними, мы можем сделать определенные выводы. Первое, что бросается в глаза: у многодетных очень высокий уровень потребительских кредитов. Мне кажется, что здесь неправильную позицию заняли наши банки - в каждом магазине висят предложения о займах, даже кредитную историю у заемщиков не проверяют. И в итоге получается, что с нашего молчаливого согласия большую массу людей вовлекли в эти схемы, которые порой выглядят, как мошеннические, и вешают на них долги. Вот скажите, зачем одной семье три-четыре дорогих сотовых телефона? Наверное, людям нужно объяснять, что набирать кредиты - это неправильно.
- Они сами этого не понимают? Ведь никто не заставляет их покупать мобильник за 200 тысяч...
- Не понимают. Не могут проанализировать ситуацию, просчитать последствия, потому что у них низкий уровень образования. Поэтому нам нужно повышать их мотивацию, ответственность за поступки, учить зарабатывать. А мы делаем все наоборот.
- А ваш центр? А адресная социальная помощь (АСП)? А льготы на покупку квартир?
- Да, все это есть. Но я считаю, что нам нужно бить в колокола: что-то пошло не так. Сейчас очень высок уровень разводов среди многодетных. Они идут на этот шаг, чтобы претендовать на АСП - около 21 000 тенге на одного ребенка. Выплачивают ее только малообеспеченным, а если у женщины есть муж и он работает, шансы на то, чтобы ее получить, уменьшаются. Мало того, мужчины увольняются с работы, чтобы показать в документах нулевую доходность семьи!
- Увольняются ради пособия в 21 тысячу тенге?
- Так и делают. Сами посчитайте: если в семье пятеро детей, на каждого по 21 тысяче тенге, то в общей сложности получается 105 тысяч в месяц. В Алматы, а уж тем более в регионах, не у всех есть такие зарплаты. Зачастую мужчине выгоднее уволиться и сидеть дома, чем работать. Мы сами подталкиваем людей к тому, чтобы они ничего не делали.
Вот ко мне приходит женщина, я ее спрашиваю: “У вас супруг есть?” Вижу - напряглась. “Я сейчас буду с ним разводиться, - отвечает. - Ну правильно же?” И ждет моей реакции. Думает, я скажу: да, вы все правильно делаете, разведетесь и сможете получить АПС, а еще ваучер на одежду и питание на 30 тысяч тенге. Представляете, что происходит?
Посмотрим на ситуацию с другой стороны. Всех, кто к нам приходит, мы просим заполнить анкету. Там есть вопросы: на каких курсах вы бы хотели обучиться, какие кружки хотят посещать ваши дети? Практически все ставят прочерк в этих графах. Но при этом каждая вторая пишет: мне нужна материальная поддержка, решение вопроса с жильем.
- Здесь как раз никаких неожиданностей.
- Но ведь вы понимаете, что нереально всем купить квартиры.
- Понимаю, конечно.
- Я до 35 лет спала на раздвижном диване в общей комнате, и чтобы улучшить жилищные условия, мы с мужем работали в нескольких местах.
- И у меня подобная история.
- Поэтому нужно не пособия давать, а вовлекать этих граждан в социально-культурную жизнь общества. Вот, например, в городе проходят бесплатные семинары, где рассказывают о том, как открыть свой мини-бизнес. Предлагали поучаствовать в них нашим женщинам - ни одна не записалась: то ораза, то конец учебного года - мы все время ищем причины, чтобы ничего не делать. Сейчас хотим организовать курсы парикмахерского искусства, кулинарные, компьютерной грамотности, кройки и шитья - и я не знаю, будут ли они востребованы стопроцентно. Единственная надежда на то, что сейчас лето и не нужно водить детей в школу. Хотя это то дело, которым можно заниматься даже дома и при этом зарабатывать.
Есть еще одна глобальная проблема: все наши действия разрозненны, потому что у нас до сих пор нет интегрированной базы данных по многодетным матерям. Мы не знаем, сколько их, в чем они нуждаются. Сейчас как раз ее создаем.
И еще я считаю, что нам нужно перестать делить многодетные семьи на малообеспеченных и всех остальных - буду писать по этому поводу в Национальную комиссию по делам семьи, женщин и молодежной политики. Нужно всем, вне зависимости от материального уровня, выплачивать небольшую сумму на каждого ребенка, например, по 10 тысяч тенге (может быть, делая исключение лишь для действительно нуждающихся семей). И поощрять тех, кто стремится улучшать жилищные условия, учится, устраивается на работу. Почему мы не поддерживаем тех, кто сам обеспечивает своих детей, развивается как личность? Почему направляем усилия только на малообеспеченных, тем самым провоцируя и разводы, и увольнения с работы? Почему все время ищем тех, кто живет хуже, и тем самым создаем потребительское отношение?
- Но вам скажут: “Что это такое? Какие-то несчастные 10 тысяч?!”
- Конечно, скажут, потому что уже поняли, что значит получать по 21 тысяче. И возмущаться будут. Будет трудно переломить ситуацию: люди счастливы, можно ничего не делать. Но нельзя одобрять эту ситуацию, ведь мы налогоплательщики и должны понимать, что детей в многодетных семьях будет становиться все больше. У нас не хватит ресурсов, чтобы покрывать расходы, которые необходимы на их содержание, мы не поможем этим людям выйти на новый уровень развития. Сейчас, кстати, хотим посмотреть, увеличились ли за счет появления нашего центра миграционные потоки в Алматы.
- Как думаете, увеличились?
- Думаю, да. В Алматы гораздо больше условий, и этот центр единственный в Казахстане, поэтому сюда и приезжают. К нам приходят женщины с временной регистрацией и претендуют на все льготы. Но это тоже неправильно: тем самым мы создаем отток населения из других регионов.
Поэтому я против АСП в том виде, в котором он существует - его механизм нужно менять, и делать это в ближайшее время. Сами подумайте, это ведь надо жить хуже некуда (и я буду создавать такие условия), чтобы эти деньги тебе выплачивали.
Да, мы получаем много благодарностей. Иногда думаешь: ради такого можно все это делать. Но подчеркну еще раз: я не хочу участвовать в процессе развития потребительства и оголтелого оказания помощи. Считаю, что подход должен быть более системным. В этом году помогли многодетным, на следующий год обратили внимание на одиноких мамочек, потом - на детей-инвалидов. Мы должны поменять социальную политику на законодательном уровне, осознать ее важность и, конечно, не ждать очередного пожара, чтобы сделать это.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы
Вместо P.S. На новость о том, что в Шымкенте многодетные семьи разводятся, а мужчины отказываются от отцовства, отреагировал президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ. В четверг он написал в своем Twitter: “Участились случаи разводов многодетных родителей с целью получения АСП. Правительству и АП поручено ускорить внедрение цифровизации для прекращения мошенничества. АСП - это пособие государства именно нуждающимся”.