6948

Хотели как лучше...

Реконструкция аэропорта Уральска может обернуться подорожанием авиабилетов для жителей и гостей Западного Казахстана

Хотели как лучше...
Вот таким красивым должен стать аэропорт Уральска после реконструкции. Но не произойдет ли искусственное удорожание этого проекта?

Странная ситуация возникла вокруг аэропорта города Уральска. Еще в прошлом году на правительственном уровне было решено, что пассажирский терминал воздушной гавани Западно-Казахстанской области будет реконструирован в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Если говорить проще, существующее здание будет реконструировано, проект будет профинансирован за счет средств, передаваемых консорциумом “Карачаганак Петролеум Оперейтинг B.V” в бюджет региона. А впоследствии всю затраченную сумму аэропорт вернет областному бюджету согласно отдельному договору. Одним словом, в выигрыше останутся все: область получит новенький терминал, аэропорт обновит свою инфраструктуру, а бюджетные средства будут возвращены и снова потрачены на нужды региона. Но больше других повезло жителям и гостям Уральска - их полеты будут проходить с большим комфортом. Однако генеральный директор ТОО “Международный аэропорт Орал” Хайретдин РАСКАЛИЕВ не спешит радоваться. По его словам, вокруг конкурса на реконструкцию терминала начались непонятные игры…

- Наш аэропорт имеет статус международного и постепенно наращивает число пассажиров, - объясняет Хайретдин Шайхиевич. - В последние два года пассажирооборот достиг 200 тысяч человек в год, а это очень хороший показатель для нашего города. Причем жители и гости Западно-Казахстанской области активно летают не только в Алматы и Нур-Султан, но и в соседние города - Атырау и Актау, а также в Москву, Анталью и Франкфурт. Есть планы по дальнейшему развитию предприятия, однако мы объективно понимаем, что региону нужен новый пассажирский терминал. Нынешний нас устраивает с точки зрения пропускной способности, авиационной безопасности, вся инфраструктура налажена и работает. Однако он морально устарел. Не будем забывать, что воздушная гавань - это визитная карточка области. Поэтому и появилась замечательная совместная идея, реализованная на правительственном уровне, о реконструкции пассажирского терминала в рамках государственно-частного партнерства.

Чтобы запустить такой проект, понадобилось проработать четкие договоренности между областными властями, администрацией аэро­порта и другими участниками сделки.

- Для начала мы заказали и оплатили проект реконструкции терминала, - рассказывает Хайретдин Раскалиев. - После того как он был утвержден государственной экспертизой, мы передали пассажирский терминал государству, ведь только в этом случае власти региона смогут реализовать проект в рамках государственно-частного партнерства. “Карачаганак Петролеум Оперейтинг” выделил областному бюджету 2,5 миллиарда тенге на проведение реконструкции терминала. Согласно имеющимся договоренностям, после того как появится обновленный терминал, социально-предпринимательская корпорация “Орал” вернет его нам в доверительное управление. При этом наша компания будет возвращать затраченные на реконструкцию деньги - по сути, эти 2,5 миллиарда являются для нас кредитом. Условия нормальные, мы довольны. Доходы аэропорта направляются на возврат займа, то есть, по сути, мы рассматриваем этот проект как инвестиционный. Но все-таки основная для нас мотивация - создать комфортные условия для пассажиров, чтобы им было приятно вылетать и возвращаться в Уральск. Хочу с благодарностью подчеркнуть, что аким Западно-Казахстанской области Алтай КУЛЬГИНОВ принимает самое непосредственное участие в реализации этого проекта.

И действительно, разработанный план выглядит выгодным для всех. Или, по крайней мере, выглядел так в самом начале.

- Мы не только разрабатывали проект, но и планировали принять в его реализации самое непосредственное участие, - объясняет гендиректор ТОО “Международный аэропорт Орал”. - У акционеров аэропорта есть своя строительная фирма необходимой категории, налажено тесное сотрудничество с зарубежными компаниями, которые специализируются на возведении наземных авиационных объектов. И главное, именно аэро­порт и его акционеры больше всех заинтересованы в эффективном и бережном использовании денежных средств, ведь им же и предстоит возвращать их областному бюджету. Но по неизвестным причинам нашу строительную компанию не допускают к участию в конкурсе по реконструкции аэро­порта! Более того, мы ознакомились с документацией, которая выходит на конкурс, и выяснилось, что по сравнению с первоначальным проектом в нем явно завышен объем строительных материалов и работ. Причем в некоторых случаях возникает ощущение, что необходимые объемы стройматериалов и работ просто умножили на два или на три. Например, по чертежам проекта необходимо установить 10 водосточных и водосливных воронок, но в конкурсной документации указано, что их необходимо 20. Есть такой вид работ - монтаж канализации электроэнергии и электрических сетей в зданиях и сооружениях. Согласно проекту необходимо 2,5 тысячи метров таких сетей, а по конкурсной документации почему-то уже 5 тысяч! Идем дальше: по проекту уплотнение грунта катками требуется на площади чуть более 5600 квадратных метров, но по конкурсной документации эта цифра возрастает вдвое - более 11 тысяч квадратов! И вот таких примеров масса. Даже число деревьев, которые подрядчик обязан посадить по окончании реконструкции, возросло с 32 до 64! Ну хорошо, деревья и кустарники - это не проблема. Но ведь по всем другим пунктам идет явное удорожание проекта!

Кроме того, в конкурсной документации проекта появились новые виды работ, вообще не запланированные изначально.

- Поскольку наша компания является заказчиком проекта, мы знаем, какое именно оборудование необходимо установить в терминале, - продолжает Хайретдин Раскалиев. - Однако в конкурсной документации появились новые пункты, которые ставят нас в тупик. Например, есть услуга под названием “установка приборов”. Каких приборов? Почему нет названий, нет конкретики? Еще один пример - “монтаж оборудования предприятий по ремонту бытовых машин и приборов”. О чем вообще идет речь? Заказчик хочет на территории аэропорта ремонтировать холодильники и микроволновки? Также в конкурсной документации есть совершенно непонятные наименования услуг, такие как “установка козырьков, люфт-клозетов, пожарных ящиков, столов, слуховых окон, чердачных люков, пешеходных площадок”, и рядом с ними загадочная цифра 1043,0. Что это означает, как расшифровывается? Еще одна загадка - “устройство перегородок, шкафных стенок и полок, обшивка досками, ДСП, ДВП, пергамином, гипсокартонными и гипсоволокнистыми плитами, виниловым сайдингом” и цифра 6735,15. Что это, мы не знаем.

Так для чего же в уже разработанный и прошедший государственную экспертизу проект начали вносить изменения?

- У нас есть только одно предположение: это делается для искусственного удорожания проекта реконструкции, - размышляет гендиректор ТОО “Международный аэропорт Орал”. - Судите сами: заявку связанной с акционерами аэропорта строительной компании, не заинтересованной в удорожании проекта, не принимают. То есть кто-то с самого начала решил, что есть более достойные строители, которые реконструируют пассажирский терминал лучше, чем специалисты, имеющие опыт в возведении наземных авиационных объектов. После этого кто-то проект раздувает, добавляя в него ненужные виды объемов работ и стройматериалов. Все это в итоге скажется на удорожании конечной стоимости реконструкции. Сейчас согласно ПСД к проекту реконструкции она составляет около 2,4 миллиарда тенге. Эту сумму аэропорт будет возвращать в рамках государственно-частного партнерства. Но если подрядчик сделает лишние работы еще на полтора-два миллиарда, то сумма значительно возрастет, то есть на наши плечи ляжет дополнительная финансовая нагрузка. И это нас возмущает - мы так не договаривались!

Оплачивать дополнительные и ненужные работы аэропорт не хочет и не собирается. Ведь если проект действительно подорожает, то это почувствуют все жители и гости Западно-Казахстанской области, пользующиеся услугами аэропорта.

- Аэропорт оказывает услуги пассажирам и авиакомпаниям, и в стоимость каждого билета заложен тариф воздушной гавани, - объясняет Хайретдин Шайхиевич. - Если нам сейчас искусственно раздуют стоимость реконструкции, то аэропорту не останется ничего другого, кроме как повысить эти тарифы, и тогда возвращать кредит придется всем жителям и гостям Западно-Казахстанской области, что осложнит и без того непростую социальную обстановку. Билеты подорожают, а количество и направления рейсов начнут сокращаться. Тогда этот проект жители ЗКО запомнят как еще один негативный пример, когда построен новый пассажирский терминал, но зато билеты в Нур-Султан и Алматы значительно подорожали, а все остальные рейсы были отменены. А между тем количество авиарейсов в областной аэропорт - это один из наиболее наглядных показателей экономической активности региона. Когда экономика области на подъеме, самолетов прилетает все больше и больше, развивается внутренний и международный туризм, растут налоговые отчисления. А когда экономика в упадке, полетов в этот регион минимум. Поэтому мы всерьез опасаемся, что неправильно проведенная реконструкция пассажирского терминала негативно скажется на воздушном сообщении Западно-Казахстанской области и подорвет доверие к самой идее государственно-частного партнерства, которая только начинает набирать обороты в стране.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть