Хотели как лучше...
Реконструкция аэропорта Уральска может обернуться подорожанием авиабилетов для жителей и гостей Западного Казахстана
Странная ситуация возникла вокруг аэропорта города Уральска. Еще в прошлом году на правительственном уровне было решено, что пассажирский терминал воздушной гавани Западно-Казахстанской области будет реконструирован в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Если говорить проще, существующее здание будет реконструировано, проект будет профинансирован за счет средств, передаваемых консорциумом “Карачаганак Петролеум Оперейтинг B.V” в бюджет региона. А впоследствии всю затраченную сумму аэропорт вернет областному бюджету согласно отдельному договору. Одним словом, в выигрыше останутся все: область получит новенький терминал, аэропорт обновит свою инфраструктуру, а бюджетные средства будут возвращены и снова потрачены на нужды региона. Но больше других повезло жителям и гостям Уральска - их полеты будут проходить с большим комфортом. Однако генеральный директор ТОО “Международный аэропорт Орал” Хайретдин РАСКАЛИЕВ не спешит радоваться. По его словам, вокруг конкурса на реконструкцию терминала начались непонятные игры…
- Наш аэропорт имеет статус международного и постепенно наращивает число пассажиров, - объясняет Хайретдин Шайхиевич. - В последние два года пассажирооборот достиг 200 тысяч человек в год, а это очень хороший показатель для нашего города. Причем жители и гости Западно-Казахстанской области активно летают не только в Алматы и Нур-Султан, но и в соседние города - Атырау и Актау, а также в Москву, Анталью и Франкфурт. Есть планы по дальнейшему развитию предприятия, однако мы объективно понимаем, что региону нужен новый пассажирский терминал. Нынешний нас устраивает с точки зрения пропускной способности, авиационной безопасности, вся инфраструктура налажена и работает. Однако он морально устарел. Не будем забывать, что воздушная гавань - это визитная карточка области. Поэтому и появилась замечательная совместная идея, реализованная на правительственном уровне, о реконструкции пассажирского терминала в рамках государственно-частного партнерства.
Чтобы запустить такой проект, понадобилось проработать четкие договоренности между областными властями, администрацией аэропорта и другими участниками сделки.
- Для начала мы заказали и оплатили проект реконструкции терминала, - рассказывает Хайретдин Раскалиев. - После того как он был утвержден государственной экспертизой, мы передали пассажирский терминал государству, ведь только в этом случае власти региона смогут реализовать проект в рамках государственно-частного партнерства. “Карачаганак Петролеум Оперейтинг” выделил областному бюджету 2,5 миллиарда тенге на проведение реконструкции терминала. Согласно имеющимся договоренностям, после того как появится обновленный терминал, социально-предпринимательская корпорация “Орал” вернет его нам в доверительное управление. При этом наша компания будет возвращать затраченные на реконструкцию деньги - по сути, эти 2,5 миллиарда являются для нас кредитом. Условия нормальные, мы довольны. Доходы аэропорта направляются на возврат займа, то есть, по сути, мы рассматриваем этот проект как инвестиционный. Но все-таки основная для нас мотивация - создать комфортные условия для пассажиров, чтобы им было приятно вылетать и возвращаться в Уральск. Хочу с благодарностью подчеркнуть, что аким Западно-Казахстанской области Алтай КУЛЬГИНОВ принимает самое непосредственное участие в реализации этого проекта.
И действительно, разработанный план выглядит выгодным для всех. Или, по крайней мере, выглядел так в самом начале.
- Мы не только разрабатывали проект, но и планировали принять в его реализации самое непосредственное участие, - объясняет гендиректор ТОО “Международный аэропорт Орал”. - У акционеров аэропорта есть своя строительная фирма необходимой категории, налажено тесное сотрудничество с зарубежными компаниями, которые специализируются на возведении наземных авиационных объектов. И главное, именно аэропорт и его акционеры больше всех заинтересованы в эффективном и бережном использовании денежных средств, ведь им же и предстоит возвращать их областному бюджету. Но по неизвестным причинам нашу строительную компанию не допускают к участию в конкурсе по реконструкции аэропорта! Более того, мы ознакомились с документацией, которая выходит на конкурс, и выяснилось, что по сравнению с первоначальным проектом в нем явно завышен объем строительных материалов и работ. Причем в некоторых случаях возникает ощущение, что необходимые объемы стройматериалов и работ просто умножили на два или на три. Например, по чертежам проекта необходимо установить 10 водосточных и водосливных воронок, но в конкурсной документации указано, что их необходимо 20. Есть такой вид работ - монтаж канализации электроэнергии и электрических сетей в зданиях и сооружениях. Согласно проекту необходимо 2,5 тысячи метров таких сетей, а по конкурсной документации почему-то уже 5 тысяч! Идем дальше: по проекту уплотнение грунта катками требуется на площади чуть более 5600 квадратных метров, но по конкурсной документации эта цифра возрастает вдвое - более 11 тысяч квадратов! И вот таких примеров масса. Даже число деревьев, которые подрядчик обязан посадить по окончании реконструкции, возросло с 32 до 64! Ну хорошо, деревья и кустарники - это не проблема. Но ведь по всем другим пунктам идет явное удорожание проекта!
Кроме того, в конкурсной документации проекта появились новые виды работ, вообще не запланированные изначально.
- Поскольку наша компания является заказчиком проекта, мы знаем, какое именно оборудование необходимо установить в терминале, - продолжает Хайретдин Раскалиев. - Однако в конкурсной документации появились новые пункты, которые ставят нас в тупик. Например, есть услуга под названием “установка приборов”. Каких приборов? Почему нет названий, нет конкретики? Еще один пример - “монтаж оборудования предприятий по ремонту бытовых машин и приборов”. О чем вообще идет речь? Заказчик хочет на территории аэропорта ремонтировать холодильники и микроволновки? Также в конкурсной документации есть совершенно непонятные наименования услуг, такие как “установка козырьков, люфт-клозетов, пожарных ящиков, столов, слуховых окон, чердачных люков, пешеходных площадок”, и рядом с ними загадочная цифра 1043,0. Что это означает, как расшифровывается? Еще одна загадка - “устройство перегородок, шкафных стенок и полок, обшивка досками, ДСП, ДВП, пергамином, гипсокартонными и гипсоволокнистыми плитами, виниловым сайдингом” и цифра 6735,15. Что это, мы не знаем.
Так для чего же в уже разработанный и прошедший государственную экспертизу проект начали вносить изменения?
- У нас есть только одно предположение: это делается для искусственного удорожания проекта реконструкции, - размышляет гендиректор ТОО “Международный аэропорт Орал”. - Судите сами: заявку связанной с акционерами аэропорта строительной компании, не заинтересованной в удорожании проекта, не принимают. То есть кто-то с самого начала решил, что есть более достойные строители, которые реконструируют пассажирский терминал лучше, чем специалисты, имеющие опыт в возведении наземных авиационных объектов. После этого кто-то проект раздувает, добавляя в него ненужные виды объемов работ и стройматериалов. Все это в итоге скажется на удорожании конечной стоимости реконструкции. Сейчас согласно ПСД к проекту реконструкции она составляет около 2,4 миллиарда тенге. Эту сумму аэропорт будет возвращать в рамках государственно-частного партнерства. Но если подрядчик сделает лишние работы еще на полтора-два миллиарда, то сумма значительно возрастет, то есть на наши плечи ляжет дополнительная финансовая нагрузка. И это нас возмущает - мы так не договаривались!
Оплачивать дополнительные и ненужные работы аэропорт не хочет и не собирается. Ведь если проект действительно подорожает, то это почувствуют все жители и гости Западно-Казахстанской области, пользующиеся услугами аэропорта.
- Аэропорт оказывает услуги пассажирам и авиакомпаниям, и в стоимость каждого билета заложен тариф воздушной гавани, - объясняет Хайретдин Шайхиевич. - Если нам сейчас искусственно раздуют стоимость реконструкции, то аэропорту не останется ничего другого, кроме как повысить эти тарифы, и тогда возвращать кредит придется всем жителям и гостям Западно-Казахстанской области, что осложнит и без того непростую социальную обстановку. Билеты подорожают, а количество и направления рейсов начнут сокращаться. Тогда этот проект жители ЗКО запомнят как еще один негативный пример, когда построен новый пассажирский терминал, но зато билеты в Нур-Султан и Алматы значительно подорожали, а все остальные рейсы были отменены. А между тем количество авиарейсов в областной аэропорт - это один из наиболее наглядных показателей экономической активности региона. Когда экономика области на подъеме, самолетов прилетает все больше и больше, развивается внутренний и международный туризм, растут налоговые отчисления. А когда экономика в упадке, полетов в этот регион минимум. Поэтому мы всерьез опасаемся, что неправильно проведенная реконструкция пассажирского терминала негативно скажется на воздушном сообщении Западно-Казахстанской области и подорвет доверие к самой идее государственно-частного партнерства, которая только начинает набирать обороты в стране.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы