А теперь - “рогатый”
Как изменится алматинский троллейбус
Материал этот я писала вчера. И когда добиралась на работу, проезжала мимо вереницы троллейбусов, простаивавших вдоль дороги. “Видимо, опять проблемы в контактной сети”, - отметила я про себя.
В последнее время они возникают все чаще. И о том, что самый экологичный вид алматинского общественного транспорта нужно реанимировать, говорят не первый год. Вроде теперь от слов перешли к делу. Новость о том, что в Алматы реконструируют 172,62 километра контактной троллейбусной сети и заменят 529 опор, в декабре прошлого года распространил Алматинский акимат. Дату начала работ не называли, ограничились размытой формулировкой: проект стартует в 2019 году. А во время отчета управления городской мобильности перед общественным советом прозвучала дополнительная информация: готова проектно-сметная документация (ПСД) по реконструкции троллейбусных сетей. Ее вместе с автопарками передало городу ТОО “Green Bus”, которое, как известно, несколько месяцев назад попросили с рынка перевозок в Алматы. Мы решили выяснить подробности и обратились за комментариями к директору ТОО “Алматыэлектротранс” (именно в ведении этой компании сейчас находится троллейбусный парк) Ризвану ЦИНАЕВУ (на снимке).
- Да, ПСД действительно разработана и утверждена, - подтвердил он. - В ней есть расчеты по капитальному ремонту контактной (к ней троллейбус цепляется “рогами”, чтобы получить электроэнергию. - О. А.) и кабельной (она расположена под землей и подает электричество на тяговые подстанции. - О. А.) сетей. В общей сложности это более двухсот километров. На то, чтобы сделать капитальный ремонт, нужно 11 миллиардов тенге. Надеюсь, что эту сумму удастся оптимизировать: для этого мы пригласили российских специалистов, представляющих “Мосгортранс” (это предприятие осуществляет перевозки на троллейбусах и трамваях в Москве. - О. А.). Они в течение нескольких дней изучали работу наших троллейбусов и инфраструктуру, связанную с ними, ПСД, о которой мы говорим. Сейчас нам важно четко определиться, с чего начинать, чтобы сбоев в работе троллейбусов стало меньше.
Сейчас в Алматы 195 троллейбусов. На линию каждый день выходят 165 “рогатых”, которые обслуживают восемь маршрутов. В последние три года в Алматы производили только текущий ремонт троллейбусных сетей, и то в случае аварий. На первом этапе их намерены хотя бы частично обновить. Тогда будет меньше сходов и обрывов, которые происходят из-за изношенности инфраструктуры: например, электричество может не поступать в сеть из-за того, что из строя вышел подземный кабель. Все водители “рогатых” прекрасно знают самые ненадежные участки, на которых происходят обрывы, как правило, здесь проходит сразу несколько маршрутов. А чем больше машин, тем больше нагрузка на сети - соответственно, и риск незапланированной остановки.
- Пересечение проспекта Абая и улицы Байтурсынова, улиц Гоголя и Калдаякова, улиц Момышулы и Маргулана, - перечисляет самые проблемные участки директор троллейбусного парка Руслан КУДАЙБЕРГЕНЕВ (на снимке). - На проспекте Сейфуллина (от улицы Макатаева до железнодорожного вокзала Алматы-1. - О. А.) сильно изношена вся линия - ее, конечно, желательно поменять. На этих перекрестках наши водители снижают скорость. Если их отремонтируют, этого можно будет не делать, и тогда средняя скорость движения троллейбусов увеличится с 10 до 15 километров в час.
Есть еще одна проблема: в каждом из троллейбусов установлено по 36 аккумуляторов. Нужны они для того, чтобы в случае обрыва или отсутствия электричества в сети “рогатый” не стоял, а спокойненько ехал дальше, используя эти самые батареи. Но они давным-давно выработали свой ресурс: большинству аккумуляторов по семь лет, а рассчитаны они были (и то при правильной эксплуатации - что тоже не всегда соблюдалось) на два года. Как сказал Руслан Кудайбергенев, сейчас троллейбусы могут проехать без подзарядки максимум сто-двести метров, поэтому аккумуляторы используют только при ДТП, чтобы объехать какое-то препятствие.
- Сейчас я как раз досконально изучаю этот вопрос, - поделился планами Ризван Цинаев. - Надеюсь, что во втором полугодии мы отремонтируем хотя бы ту часть сетей, которая находится в критическом состоянии, и закупим аккумуляторы. Сейчас мне предлагают несколько вариантов: аккумуляторы с запасом хода 5, 10 или 30 километров (на последние дают гарантию семь лет). Они, конечно, отличаются по цене, но незначительно. Нужно все взвесить, оценить, чтобы выбрать самый оптимальный вариант. Например, если приобрести аккумуляторы с запасом хода 30 километров (чтобы оборудовать ими один троллейбус, нужно порядка семи миллионов тенге. - О. А.), появится возможность продлить маршруты, не прокладывая сети. Кроме этого после ремонта сети (хотя бы частично) можно будет инициировать продление времени работы троллейбусов. Если сейчас первые машины начинают заходить в парк уже в шесть часов вечера, а последние - в 23.30, то это время можно сдвинуть хотя бы на час.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы