Вокзал - не барахолка
Железная дорога остается и, наверное, еще долго будет оставаться - в силу ее экономичности и доступности - самым популярным транспортным средством. Когда же и кто наведет на ней должный порядок?
Вокзальная жизнь известна едва ли не каждому казахстанцу. В поисках трудового тенге самозваные продавцы снуют по перронам, буквально скачут из одного состава в другой, выпрыгивают из-под колес тронувшихся поездов. А тут еще татешки с баулами, набитыми различным товаром, умудряются за 5-10 минут, пока поезда стоят на станциях, обойти половину вагонов, предлагая раздраженным пассажирам игральные карты и нижнее белье, халаты и спортивные костюмы, домашнюю еду, соленья, а из-под полы - спиртное…
Стихийная торговля разворачивается задолго до подачи очередного пассажирского состава на пути. “Яблоки, манты, жареные окорочка, напитки!” Другая группа торговцев предлагает китайский ширпотреб по цене ниже рыночной. На железке десятилетиями работает отдельная бригада глухонемых продавцов - они торгуют книгами, журналами и газетами, иногда среди их товара попадается и религиозная литература. А у входа на вокзалы среди назойливых таксистов и пенсионеров, сдающих посуточно квартиры, встречаются молодые парни, предлагающие билеты в любом направлении. В общем, железная дорога живет по своим неписаным правилам...
Заметив сотрудников транспортной полиции, подпольные торговцы разбегаются. Однако через несколько минут их снова можно встретить на перроне.
- За первые три месяца этого года по всей стране мы привлекли к ответственности за незаконную торговлю около тысячи человек, - говорит замначальника управления административной полиции департамента полиции на транспорте (ДПТ) МВД Шаяхмет КАНСЕИТОВ. - Более 800 человек оштрафованы за, так сказать, навязчивый сервис: это назойливые таксисты и арендодатели квартир. Но лидируют в списке любители выпить в общественных местах: почти 2000 пассажирам подшофе были выписаны протоколы. Еще более 1200 человек привлечены за нарушение правил курения. Таким образом, наши сотрудники выписали штрафы на общую сумму более 27 млн тенге…
Довольно многим пассажирам услуги стихийных торговцев, предлагающих еду, на руку, потому что недорого. А когда хочется кушать, как говорится, съешь и слона, и про качество пищи мысли возникают лишь после того, как возбудится желудок. У продавцов съестного, как правило, нет санитарных книжек, не говоря о свидетельстве индивидуального предпринимателя и тем более о кассовом аппарате. К сожалению, статистика отравлений пассажиров на железной дороге не ведется, но такие факты - сплошь и рядом. Читатели могут сказать: мол, пусть народ питается в вагонах-ресторанах. Но, во-первых, не в каждом пассажирском составе такие вагоны имеются - их прицепляют преимущественно к фирменным поездам. А во-вторых, цены в них практически не отличаются от расценок ресторанов столичного Левобережья...
По словам полковника Кансеитова, немало хлопот доставляют полицейским и пассажирам безбилетники. Некоторые проводники за деньги предоставляют зайцам свободные места в вагоне, а в случае их отсутствия размещают людей в служебных купе. Безбилетников можно встретить и в вагоне-ресторане.
С другой стороны, ни для кого не секрет, что в железнодорожных кассах нередко создается искусственный дефицит билетов. Но стоит прибегнуть к помощи молодых людей у входа на вокзал и переплатить пару тысяч тенге, как вам тут же принесут вожделенный билетик - хотите в купе, а хотите - в СВ.
И проблема сейчас даже не в экономике, которая, безусловно, недосчитывается миллионов тенге, а в угрозе национальной безопасности страны.
Представьте, что потенциальный террорист, заплатив проводнику, садится в вагон, минуя посты контроля. Дождавшись, когда состав наберет максимальную скорость, он приводит в действие адскую машинку... Нас могут упрекнуть в том, что мы чрезмерно нагоняем жути. Но лучше предупредить, чем потом бороться с последствиями: подобные теракты с человеческими жертвами на железной дороге происходят по всему миру. И если раньше транспортные полицейские гоняли безбилетников и подпольных продавцов билетами, то с прошлого года Генеральная прокуратура запретила стражам порядка заниматься этим контингентом правонарушителей: мол, здесь больше вопросов экономики, чем криминала, пусть в компании “Казахстан темир жолы” сами занимаются зайцами. Но ведь у железнодорожного перевозчика нет оперативно-следственных подразделений, соответственно, нет и рычагов воздействия...
А еще по железке возят наркотики, оружие и боеприпасы, контрабандой - различные товары, включая бытовую технику; встречаются и браконьеры.
- Один пассажир, следовавший в другую страну на поезде, вез с собой двух соколов, занесенных в Красную книгу. В другом случае изъяли 37 рогов сайгака, которые обнаружили в ручной клади, - констатирует Шаяхмет Кансеитов.
Еще один проблемный вопрос с бородой - бой стекол. По словам полковника, пацаны не понимают всей ответственности своих поступков. Для них разбить окна локомотива или вагонов - забава. Но для родителей их шалость обходится в копеечку: один стеклопакет в КТЖ оценивают в 75-80 тысяч тенге, и помимо возмещения ущерба отцы и матери железнодорожных хулиганов выплачивают немалые штрафы.
- Мы часто проводим профилактические беседы с жителями городов и сел, расположенных вдоль железных дорог. Важно, чтобы родители и учителя в школах тоже объясняли своим непослушным чадам всю серьезность их поступков. У нас были случаи, когда камни влетали в вагоны и пассажиры получали серьезные травмы, - подытожил наш разговор Шаяхмет Кансеитов.
Тохнияз КУЧУКОВ, фото автора и Владимира Заикина, Алматы
ОТ РЕДАКЦИИ Вопросы, поднятые в материале нашего корреспондента, безусловно, далеко не новость. Прекрасно осведомлены о них те, кто должен исправлять ситуацию. Кто же в конце концов наведет порядок на железной дороге?