3054

Греби, пока молодой!

Жители одного из районов Усть-Каменогорска из дома на работу, учебу, в больницу, магазин и обратно добираются... на лодках

Греби, пока молодой!

И дело вовсе не в паводках. Вода - единственный опасный и неблизкий путь на “большую землю” круглый год. Даже зимой.

- Как к вам можно добраться?

- Только вплавь. Я вас встречу. На лодке поплывем.

С Оксаной ДЖУНУСОВОЙ, которая живет в Басовой заимке, мы договорились встретиться на берегу Иртыша. Молодая женщина бойко распорядилась, где мне сесть, ловко заскочила в самую что ни на есть простейшую лодку и умеючи взялась за весла. До противоположного берега, где на пригорках виднелись дома, около пятисот метров. Иртыш, бурное течение.

- Страшно как-то…

- Страшно? - с осуждением, как мне показалось, спросила Оксана. - Сейчас воды мало, а вот когда ГЭС спускает воду или льдины плавают, тогда страшно.

На противоположном от Аблакетки берегу Иртыша находится улица Левобережная, тут около 60 дворов, немного дальше вглубь - Басова заимка. Здесь еще около 15 частных домов.

От побережья до заимки приходится идти по горам, по бездорожью - минут двадцать.

- Мы относимся к черте Усть-Каменогорска, это частный сектор, не дачи, - уточняет Оксана Джунусова.

Пейзаж совсем не городской. Приземистые, далеко не все ухоженные дома. Коровы и бараны на свободном выгуле.

- Животноводов у нас много. Натуральным хозяйством живут, переправляются через Иртыш в город и продают там молоко, - рассказывает собеседница. - На работу, в школу тоже на лодке. Когда половодье, бывает, что два-три дня не выбраться - плыть нельзя. Дети в школу не ходят.

- Сколько времени вам требуется, чтобы добраться до остановки?

- Полтора часа примерно. Зимой тяжело - пока дойдешь по сугробам. Лодка то примерзнет, то снегом ее занесет. Замки тоже замерзают.

А бывает, что и воруют плавсредства, которые постоянно припаркованы на берегу.

Оксана Джунусова с мужем переехали из Аблакетки в Басову заимку в 2002 году.

- Тогда здесь дороги были, - объясняет Оксана.

Супруги построили дом. Сейчас у них четверо детей. С нетерпением ждут рождения пятого.

- А вообще у нас тут много многодетных. Не я одна, - говорит женщина.

Тогда, в начале 2000-х годов, из заимки на “большую землю” на машине можно было попасть двумя путями - в объезд через поселок имени Куленова или же через Усть-Каменогорскую гидроэлектростанцию, которая находится неподалеку. С годами не стало ни той ни другой дороги.

- На каждый частный дом выдавался пропуск, чтобы проезжать через ГЭС, но лет пять-шесть назад нам запретили проезд - режимный объект, - поясняет Оксана. - А мы ведь там и уголь, и дрова возили… Крупы, муку, опять же, мешками надо закупать - магазина-то нет. А дорога, которая идет к нам через Куленовку, разбита настолько, что ездить невозможно. Зимой ее не чистят.

Джунусова - местный активист. Она не раз писала письма в акимат с просьбой сделать грейдеровку дороги, но реакции, по ее словам, не последовало. А надо-то отремонтировать всего шесть километ­ров.

- В прошлом году мы видели, как дорожники работали, но почему-то хватило их ненадолго, - излагает свою версию Оксана Джунусова. - К нам ведь ни “скорая помощь”, ни пожарные не могут проехать. Как я в роддом добиралась… У меня схватки, “скорую” через ГЭС не пропускают, я стою с одной стороны, медики - с другой… Что делать? Пришлось обратно бежать, садиться в лодку - и вперед. Сосед угарным газом года два назад отравился - на руках несли до лодки.

В районе ГЭС есть еще пешеходный мост, но от Басовой заимки до него добрых пять километров. Им пользуются жители улицы Левобережной, района 23-го километра, которые от заимки отделяет речка Аблакетка.

Но тут другая беда: во время прошлогоднего паводка смыло небольшой автомобильный мост через речку…

После трагедии в столице, когда в пожаре погибли пятеро детей, чиновники в республике озаботились проблемами многодетных семей.

- Мне звонили и спрашивали, какие у нас в семье трудности, - говорит Оксана Джунусова. - Сказали, что придут пожарные и проверят печь на безопасность. Но не было никого.

На вопрос о том, в чем нуждаются Джунусовы, Оксана полушутя-полусерьезно сказала: подарите мне корову.

- Казалось бы, 300 тысяч - деньги невеликие, но нам даже их не по силам скопить, - признается женщина. - Вот это была бы реальная помощь. Молоко, сметана, творог… Семья у нас большая. Например, чтобы на всех пожарить картошки, три ведра почистить надо!

К слову, в Басовой заимке только коров и держать. Животинку помельче запросто могут стащить... дикие звери.

- Мы держали и кроликов, и птицу, но их повадились таскать лисы, - рассказывает Оксана. - А бороться с ними трудно: подкопы делают даже под бетон.

В декабре прошлого года жители Басовой заимки получили из акимата ответ на свое коллективное обращение.

Заместитель акима Усть-Каменогорска Елена ЛИТВИНОВА сообщила, что “весной по результатам обследования будет составлена ведомость объемов работ по текущему ремонту участков дороги (через поселок Куленова. - Е. С.)”.

Чиновники признали, что мост через речку Аблакетку находится в аварийном состоянии. Что касается ремонта… Для начала, как сообщили в акимате, нужно пригласить специальную аккредитованную организацию, которая определит техническое состояние несущих конструкций.

“Для обеспечения безопасного проезда необходима разработка проекта реконструкции моста с заменой опоры и пролетного строения”, - добавили в городской администрации.

У меня, как и у местных жителей, от такого ответа странное ощущение: вроде бы в помощи не отказали, а легче от этого не стало…

Иждивенчество? Как бы не так. Заимка - черта города, как ни крути.

Елена СУПРУНОВА, фото автора, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть