8171

Берегись электромобиля

Читатели газеты “Время” хотят ездить на электромобилях, чтобы сэкономить на постоянно дорожающем бензине и обслуживании. Однако многие не знают, как пригнать “зеленый” автомобиль и растаможить, а также есть ли у него привилегии на дорогах страны. Наши эксперты, рассказав об этих нюансах, призвали казахстанцев все-таки не бросаться в рисковую авантюру с электромобилем - бесконечную игру с поиском розеток, зарядных станций и оптимального климата в салоне.

Берегись электромобиля

Вопросы на засыпку

Алматинец Рашид КАЗАНГАПОВ обратился с письмом в нашу редакцию: “Знаю, что эксплуатация электромобиля в 20 раз дешевле машины на бензине. Я готов заряжать электрическую машину из окна первого этажа своего частного дома, спустив удлинитель. Слышал, что в Китае электромобиль с небольшим объемом продается за 2500 тысяч долларов. Если, например, я поеду в Гуаньчжоу или Урумчи, найду машину и пригоню сюда, мне тут не начнут палки в колеса вставлять? Сколько будет стоить растаможка? А еще слышал, что за рубежом переделывают бензиновые и дизельные автомобили в электромашины, вынимая из них двигатель внутреннего сгорания и вставляя электромотор. Разрешена ли такая процедура у нас? Насколько это дешевле, чем покупать новую электромашину? Прошу газету “Время” помочь мне с прояснением этих вопросов”.

Выгодно, но...

Электромобиль - это действительно выгодно. Посудите сами. Как ответил нам письменно вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Тимур ТОКТАБАЕВ, “полная зарядка электромобиля с батареей в 32 кВт при тарифе 20 тенге за 1 кВт/ч стоит 640 тенге. Таким образом,

1 км пробега электромобиля будет стоить 2 тенге. А пробег в 1 км бензинового автомобиля с расходом топлива 10 л/100 км при цене бензина 150 тенге/л стоит 15 тенге”.

Кроме того, владельцы электромобилей уже освобождены в нашей стране от уплаты транспорт­ного налога - этих автомобилей, у которых нет “рабочего объема двигателя”, попросту нет в Налоговом кодексе.

А еще электромобиль устроен проще обычной машины, в нем нет двигателя внутреннего сгорания, коробки передач, требующих заливки свежего качественного масла, свечей зажигания, трансмиссии, топливных фильтров, которые быстро изнашиваются, требуют замены и обслуживания в техцентре.

Несмотря на очевидную экономию, электрокар - все еще редкий зверь на наших дорогах. По данным “Казавтопрома”, в 2016-2018 годах в Казахстане зарегистрирован всего 121 электрокар. Две трети из них пришлись на премиум-сегмент: модели Tesla Motors (63 единицы) и BMW (13 единиц), цена которых от 80 до 150 тысяч долларов.

В общем объеме покупок совсем нет дешевых электрических “лошадок”, о которых говорил наш читатель: самый бюджетный электромобиль, приобретенный одним казахстанцем за три года, - двухместная крошка Renault Twizy - предлагается на российском рынке от 13,4 тысячи долларов.

По общему мнению опрошенных экспертов, электромобиль в Казахстане не средство передвижения, а игрушка для сверхбогатых жителей республики. Для казахстанцев с доходами ниже тысячи долларов в месяц имеются как минимум четыре причины отложить покупку “электрички”.

Где заряжать?

И это второй существенный минус - отсутствие инфраструктуры. На всю бескрайнюю страну планируется установить всего 120 единиц электрозаправочных станций, которые будут располагаться в Нур-Султане, Алматы и по трассе Нур-Султан - Боровое. Сегодня установлено только 47 из 50 ЭЗС в Нур-Султане, 19 из 50 - в Алматы, 1 из 20 - на трассе Нур-Султан - Щучинск.

Кстати, к заправкам тоже надо привыкать, это не привычные 5-10 минут ожидания, а от 30 минут до 4 часов для заправки полного бака. И если в двух столицах еще можно строить маршрут короткими перебежками от одной заправки к другой и не выезжать за город, то что делать в регионах?

Альтернатива, к которой готов наш читатель - заряжать с первого этажа частного дома, имеет право на существование, но тогда время полной зарядки из обычной розетки резко увеличивается до нудных 8-10 часов. А для инновационных машин “тесла” - так вообще целые сутки.

А как тянуть удлинитель из окон многоэтажек, в которых живет большинство казахстанцев? Для них вариант только один - поставить в гараже или на стоянке скоростной зарядный терминал, только вот стоит он от 1500 евро.

Еще один нюанс - зимой в холодном климате пробег электромобиля сокращается раза в два-три по сравнению с летним. Электрокары спокойно заводятся и ездят при низких температурах, но садятся быстро, как смартфоны на морозе. Если летом при полной зарядке на рядовом электромобиле можно проехать 170 километров, то зимой с учетом обогрева салона и радио аккумулятора хватит только на 50 километров. Этого может хватить для маршрута дом - работа - дом. А если по пути надо заехать в магазин, забрать ребенка из школы и навестить тещу? Тут есть вариант купить дорогущую “теслу”, но даже ее пробег, рассчитанный на 300 километров, зимой составляет не более 170 километров.

Обслуживание

Совершенно новая, никем не изведанная отрасль для Казахстана - ремонт электромобилей. Не проторена также дорожка для замены батареи на электромобиль, которая приходит в негодность каждые 5-7 лет. Заказать, привезти электродвигатель дорого, плюс при ввозе электродвигателей частным лицом необходимо оплатить НДС на импорт 12 процентов и таможенную пошлину согласно единому таможенному тарифу Евразийского экономического союза.

Привилегии

Во-первых, в Казахстане нет никаких стимулов и льгот для приобретения электромобиля, как это принято за рубежом: от легального проезда по автобусным полосам, пониженных тарифов на платных трассах и освобождения от импортной таможенной пошлины, налоговых льгот до бесплатной парковки на платных стоянках. Во многих странах Европы компенсируют до 50 процентов стоимости электромобилей! В МИИР нам ответили, что эти меры прорабатываются.

Практически нет никаких послаб­лений и при ввозе электромобиля в страну. К слову, в Казахстане нет ни одной серийно выпускаемой модели электромобиля, в истории были только тестовые партии кроссоверов KIA Soul EV, JAC и LADA Vesta EV.

Итак, по данным комитета госдоходов Минфина, чтобы растаможить электромобиль, необходимо внести следующие платежи.

Таможенную пошлину в размере 15 процентов от таможенной стоимости авто. При этом, если электромобиль будут эксплуатировать только на территории Казахстана, владелец может растаможить транспорт по ставке ВТО в размере только 2 процентов.

НДС на импорт, который сегодня равен 12 процентам от таможенной стоимости авто.

Установить ЭВАК (автоматизированную систему экстренного вызова), при авариях и катастрофах обойдется будущему владельцу электрокара в 189 тысяч тенге. Без нее не пройти первичную регистрацию.

Утилизационный сбор перед первичной постановкой электрокара на учет в размере 150 МРП (378 750 тенге).

Сбор за регистрацию при постановке на первичный учет. При импорте нового электромобиля (до 2 лет) сбор составит 0,25 МРП, или 631 тенге, при ввозе бывшего в эксплуатации (старше 2 лет) ставка сбора 50 МРП, или 126 250 тенге.

Таким образом, если таможенная стоимость подержанного электромобиля условно составляет 1 млн тенге, то почти столько же нужно заплатить за растаможку и остальные услуги, а если точнее, выложить еще 836 400 тенге.

Не совсем “зелёный”

А вот это плохая новость для защитников природы, которые готовы пойти на высокие расходы из альтруизма. Электромобили экологичны только в тех странах и городах, где электричество добывают из альтернативных источников питания - солнца, воды, ветра. В Казахстане же все электростанции питаются только из грязных источников - уголь и мазут, так что электромоторы в наших условиях будут продолжать коптить небо, просто дымить будут не под носом, а за спиной - загрязнение будет переходить от электрокаров к электростанциям.

Где же выход?

Председатель правления “КазАвтоПрома” Олег АЛФЕРОВ считает, что у нашей страны свой путь развития и нам не надо следовать моде на электромобильность.

- Естественные ограничения на перспективы развития электромобильности в Казахстане накладывают и тяжелые климатические условия, протяженность расстояний, низкая плотность населения, отсутствие крупных агломераций, а также обширные запасы углеводородного топлива, которыми располагает республика. Перечисленные факторы не позволяют прогнозировать высокие темпы роста спроса на технику на электрической тяге в долгосрочной перспективе даже в случае существенного роста уровня платежеспособности казахстанского потребителя на фоне параллельного снижения отпускной стоимости электромобилей. Гораздо более перспективным для Казахстана как страны, входящей в тoп-20 по запасам природного газа, представляется развитие инфраструктуры, предназначенной для транспорта, использующего экологичное газовое топливо. Это более рациональный выбор в условиях казахстанского климата и более экономичный по сравнению с традиционным бензином и дизельным топливом, - рассуждает он.

По словам Алферова, природный газ (метан) менее взрывоопасен, чем пропан и бензин. Работа на природном газе увеличивает ресурс мотора и снижает затраты на топливо более чем в три раза.

Напомним, в рамках EXPO в Нур-Султане была представлена биотопливная версия LADA Vesta, использующая и бензин, и газовое топливо. На одной заправке автомобиль может преодолеть 1000 километров. Когда газ в баллонах заканчивается, происходит автоматический перевод питания на бензин. В Усть-Каменогорске готовы выпускать эти автомобили в серийном режиме.

В России покупка таких экологичных автомобилей субсидируется государством в размере 120 тысяч рублей. Эта рациональная практика может быть взята на вооружение и в Казахстане, считает Алферов.

Мнение эксперта

- В Казахстане слишком высокие входные барьеры: со всеми оброками электрокар обойдется в два раза дороже, чем в Европе. Тот же утильсбор в нашей стране превышает все разумные размеры, а в Германии (я недавно делал обзор) он составляет порядка 100 евро. Хотя утильсбор - это оплата за не­оказанную услугу, которой, возможно, ваш электромобиль никогда не воспользуется! Такой вот подарок для электромобилистов. В нашем государстве ничего не предлагается для того, чтобы все вдруг купили электромобиль. Да, правительство обсуждает льготы, но это мусолится уже пять лет. Хотя ничего придумывать не нужно, надо брать общемировой опыт - разрешить бесплатную парковку, езду по автобусной линии и другое. Никаких сложностей, чтобы предоставить эти преференции для 200 электромобилей на всю страну. Но будут бесконечные раздумья, разрабатывания программ до 2020 года, - комментирует председатель Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ.

Тогжан ГАНИ, фото с интернет-ресурсов, Астана

Опрос в тему

А вы купили бы электромобиль?

- Обязательно, мне за экологию обидно

- Подумаю, когда появятся все условия

- Мне и обычной машины хватает

- Не куплю, нет денег даже на самокат

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

При каких условиях разработчики программы “7-20-25” позволят покупать казахстанцам более дешевое жилье с ремонтом на вторичном рынке?

Когда люди сами обеспечат себя жильем без всякой социальной ипотеки 21%

Пока на самом верху не поймут, что программа не работает 65%

Нужно терпеть и ждать, пока у банкиров и застройщиков не проснется совесть 14%

Поделиться
Класснуть

Свежее

Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные Актуально
Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные

Республика на пороге большой стройки. Пострадавшим от наводнения по их желанию вместо разрушенных домов предоставят квартиры. За каждым регионом для помощи в устранении последствий паводков закрепят крупный бизнес. А еще в стране запретят отстрел сайги

156