Сложный процесс
В Алматы начинается суд над бывшим старшим помощником генпрокурора Куралбеком РАХМЕТОВЫМ и бывшим старшим следователем Алмалинского РУВД Алматы Михаилом РЕШЕТОВЫМ.
Напомним, Куралбек Рахметов был руководителем межведомственной следственно-оперативной группы (МСОГ) по уголовному делу в отношении экс-главы алматинского департамента финансовой полиции Амирхана АМАНБАЕВА, которого в 2017 году приговорили к 14 годам лишения свободы за создание организованной преступной группы, лжепредпринимательство, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями и т. д. В ходе расследования дело в отношении ряда сотрудников финпола, налоговых органов и других людей, якобы помогавших “черному генералу” проворачивать махинации, было выделено в отдельное производство. Этим расследованием руководил Рахметов, а Михаил Решетов был в составе МСОГ. Позже дело было закрыто за отсутствием в действиях подозреваемых состава преступления, а в августе 2017 года Рахметов и Решетов сами оказались под следствием.
Поначалу, как сообщала пресс-служба Генеральной прокуратуры, оба они подозревались в распространении заведомо ложной информации (статья 274 УК) и привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности (статья 412 УК). Однако когда дело передали в суд, а было это в начале лета 2018 года, стало известно, что Куралбеку Рахметову вменяется целый букет статей Уголовного кодекса РК. Помимо вышеуказанных экс-прокурору добавили статьи 414 (заведомо незаконные задержания, заключение под стражу или содержание под стражей), 415 (принуждение к даче показаний), 416 (фальсификация доказательств и оперативно-разыскных, контрразведывательных материалов), 146 (пытки) и 362 (превышение власти или должностных полномочий) УК. Михаилу Решетову тоже инкриминировали еще и 362-ю статью УК.
Тогда судебный процесс не задался - после пары-тройки заседаний судья Алмалинского районного суда Ирина ПУТИЛОВА выявила ряд существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства (к примеру, подсудимые не были полностью ознакомлены с материалами дела) и приняла решение вернуть дело прокурору для их устранения. С тех пор о его судьбе ничего не было слышно, и только в середине марта стало известно, что дело снова поступило в суд.
Вчера в Алмалинском райсуде под председательством судьи Романа СЕЛИЦКОГО состоялось предварительное заседание, в ходе которого Михаил Решетов заявил отвод государственному обвинителю Тимуру ШАМОИ. Свое ходатайство он аргументировал тем, что Шамои и еще два прокурора, участвовавших в расследовании дела и рассмотрении его в суде в прошлом году, закрыли глаза на нарушения закона и не реагировали на жалобы.
- Неоднократные нарушения, нагло закрывают глаза, проявляют наглую заинтересованность, - заявил Решетов.
Куралбек Рахметов, который участвовал в заседании посредством видео-конференц-связи (по его словам, он не смог выехать из следственного изолятора по состоянию здоровья), ходатайство об отводе поддержал, а также попросил отложить судебный процесс, чтобы он мог присутствовать лично.
- Данное уголовное дело - это результат колоссального заговора, - считает он. - Прокурором я обвинен за имение точки зрения по порученному мне генеральным прокурором уголовному делу. За имение точки зрения и умение ее изложить! Это было моей функциональной обязанностью согласно УПК. Обвинение состряпано с потолка, топорно, на скорую руку, отсутствуют факты - одни лишь домыслы путем искажения истины и организованной травли потерпевших, зависимых от органов уголовного преследования и заинтересованных в освобождении их от наказания.
А вот потерпевшие - всего их 28 человек - и их представители были категорически против отвода. В итоге судья Селицкий отказал Михаилу Решетову в удовлетворении его ходатайства, мотивировав свое решение тем, что доводы подсудимого носят оценочный характер и не соответствуют статье 87 Уголовно-процессуального кодекса, в котором перечислены основания для отвода прокурора, судьи и других участников процесса.
После этого Куралбек Рахметов заявил отвод всему составу Алмалинского районного суда. Роман Селицкий на это ответил, что подсудимый неправильно трактует уголовно-процессуальное законодательство и отвод можно заявить только ему и его секретарю, а не всем судьям Алматинского райсуда, которые никакого отношения к этому делу не имеют. Далее отвод был рассмотрен и. о. председателя суда Ернаром КАСЫМБЕКОВЫМ, который, выслушав мнения сторон по этому вопросу, пришел к выводу, что оснований для удовлетворения ходатайства не имеется.
Далее Решетов заявил ходатайство о возврате дела прокурору для устранения нарушений, объяснив, что и в этот раз ему не дают полностью ознакомиться с материалами дела. С аналогичным ходатайством выступила и его адвокат. Судья Селицкий в итоге и в этом ходатайстве отказал.
Затем судья, выяснив позиции подсудимых относительно предъявленных обвинений (оба они вину не признают) и другие процессуальные моменты, вынес постановление о назначении главного судебного разбирательства по этому делу. Первое заседание состоится 11 апреля.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы