Неразгаданная тайна угля
Представители семейского угольного разреза АО “Каражыра” попытались столкнуть лбами департаменты экологии Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей, заявив, что первый дает правильные заключения об их угле, а второй - ложные.
Год назад, 28 февраля 2018-го, наша газета опубликовала заметку “Баня по-черному” с пресс-конференции руководителя департамента экологии по Павлодарской области Данияра АЛИЕВА, который сообщил:
- То, что из банной трубы (в Павлодаре. - Ред.) шел черный дым с запахом масла - это “заслуга” именно каражыринского угля. Он более высокосернистый и высокозольнистый. Именно этот уголь является одной из причин появления в павлодарском воздухе сероводорода.
Через год на разрезе решили, что заметка несет угрозу их деловой репутации, и подали иск в суд, потребовав от Алиева и редакции опровержения и оплаты материальных затрат. В доказательство представитель разреза предъявил письмо руководителя РГУ “Департамент экологии по Восточно-Казахстанской области”, где говорится, что департамент проверил выбросы ТОО “Согринская ТЭЦ”, ТОО “Л-ТВК”, ТОО “Камкор Вагон” и ТОО “Казахцемент”, использующих уголь каражыринского месторождения, и сероводород в них не обнаружил.
Между тем за год, прошедший после публикации, павлодарские экологи успели выиграть суд у владелицы той бани, доказав факт выделения сероводорода после сжигания каражыринского угля и заставив предпринимательницу перейти на газ. Решение суда вступило в законную силу, банщица ему подчинилась.
- Нам же кто только на этот густой едкий дым из банной трубы за два года, что там жгли семейский уголь, не жаловался! - вспоминал на суде Данияр Алиев. - Дети из расположенного рядом футбольного клуба “Ертыс - Павлодар” не могли тренироваться, воспитанники, постоянно живущие в детской деревне семейного типа, вообще задыхались и начинали болеть. Слало гневные письма руководство казахско-турецкого лицея-интерната для одаренных девочек. Требовали принять меры прокуратура города, акимат и управление недропользования области, партия “Нур Отан”.
Почему же при сжигании каражыринского угля у себя на родине в Восточном Казахстане сероводород в атмосферу не выделяется, а в Павлодаре выделяется? Это так и осталось загадкой. Павлодарский городской суд ограничился изучением результатов лабораторных исследований проб атмосферного воздуха, полученных возле бани. В удовлетворении иска в результате было отказано.
Но нам теперь и самим очень интересно: так чьи же замеры правильные?
Ольга ВОРОНЬКО, Павлодар