7216

Рано за баранку тебе, шофёр

Почему нельзя допускать к управлению общественным транспортом 18-летних молодых людей.

Рано за баранку тебе, шофёр
Фото с сайта avtozavod.kz

Дайте им права!

Депутат мажилиса Тургун СЫЗДЫКОВ (на снимке) предложил снизить возрастной ценз для получения водительского удостоверения категории D с 25 до 18 лет. 

“Как показывает практика, желающих быть водителями автобусов при нижнем пределе возраста 25 лет не так много из-за непривлекательного графика работы и скромной зарплаты”, - подчеркнул парламентарий в своем депутатском запросе.

С этим утверждениеми не поспоришь. И вроде бы все на поверх­ности: бери и решай проблему, устраняя эти отрицательные факторы. Но нет. “Считаем, что статья 74 закона (о дорожном движении. - О. А.), особенно пункт 2, устанавливающий возрастной порог водителям на управление транспортными средствами категории D, тормозит развитие отрасли, создал дефицит водителей автобусов в масштабе республики порядка 9000 человек - это более 30 процентов от общей потребности”, - еще одна цитата из депутатского запроса.

Мажилисмен предлагает простое решение: снизить возрастной ценз, и тогда в автопарки повалят 18-19-летние парни, для которых 80-100 тысяч тенге - хорошая зарплата. Но верен ли этот путь?

Как было раньше

- До 2014 года, когда начал действовать закон о дорожном движении, в Казахстане можно было получить водительское удостоверение категории D начиная с 18 лет, - вспоминает экс-начальник регистрационно-экзаменационного отделения (РЭО) МВД полковник запаса Бауыржан НАХАНОВ (на снимке).

 - Прежде чем ввести эту норму, мы изучал

и мировой опыт и ориентировались на ситуацию в Казахстане. На тот период в стране произошло несколько громких аварий с участием водителей общественного транспорта, которым было 19-20 лет. Помню, как мы выезжали в Кордай на ДТП с участием междугородного автобуса, водителем которого был молодой человек. Тогда погибли несколько человек. Поэтому мы и стали говорить о необходимости увеличивать возрастной ценз по категории D. И тогда депутаты нас поддержали.

Этот автобус “собрал” три легковушки в районе “Саяхата” в Алматы.

- Сейчас сначала нужно получить водительские права категории D1, которые дают право управлять небольшими автобусами вместимостью не более 28 сидячих мест (получить их можно по достижении 21 года), а потом сдавать на категорию D. Мне кажется, это логично, - продолжает собеседник. - За четыре года человек наберется определенного опыта, получит навыки вождения автобуса, научится общаться с пассажирами, то есть приобретет профессиональную компетенцию. Не забывайте и про наш менталитет. 25 лет - это, как правило, уже женатый молодой человек, у него есть ребенок, и он чувствует ответственность за свою семью. Он не будет гонять по дорогам, как в 18-19 лет.

У нас очень много мужчин, у которых есть категория D, но они не хотят работать водителями. Так заинтересуйте их, дайте хорошую зарплату и условия труда. И они с удовольствием придут в автопарки. Нельзя ставить во главу угла возраст. Да, в 18 лет 80-100 тысяч тенге - это хорошая зарплата, но... - многозначительно выражает свои сомнения Бауыржан Наханов.

И в деньгах счастье

Да, водителей общественного транспорта не хватает. Везде. А это переработка, усталость как следствие, а значит, и ДТП. Почему не идут работать в автопарки? Очевидный ответ на этот вопрос уже прозвучал: нет ни престижа профессии, ни высокой зарплаты. Лет пять назад в Алматы даже хотели привлекать в автопарки варягов из соседних республик, лишь бы закрыть эту проблему. Не получилось. До сих пор в южной столице (да и не только в ней) низкоквалифицированный водительский состав общественного транспорта - одна из главных проблем. Это при том, что здесь пытаются платить зарплату хотя бы под 200 тысяч. Что же говорить про областные центры?

- Не нужно думать, что снижение возрастного ценза как-то повлияет на популярность профессии водителя. Она должна стать престижной, то есть в первую очередь высокооплачиваемой. А пока этого нет, повышать мы будем возраст будущих водителей или снижать, ничего не изменится, - считает управляющий директор профессиональной конфедерации транспортников Казахстана Куаныш АРАПОВ (на снимке). 

- Во всем мире общественные автопарки стараются брать водителей постарше и со стажем. Посмотрите на Европу - там автобусы водят солидные мужчины. Сейчас возрастной минимум, достигнув которого можно получить эту категорию, - 21 год, он действует в России, в большинстве же стран это 25 лет.

- Я считаю, что сейчас гораздо важнее говорить об усовершенствовании требований к подготовке всех водителей, автобусов в особенности, - полагает эксперт. - Человек, который хочет получить права, должен не только сдать теоретический и практический экзамены, но и пройти обязательные курсы по безопасному вождению. А тот, кто хочет работать водителем общественного транспорта, пройти еще и дополнительное профессиональное обучение, даже если у него есть категория D. Так принято во многих странах мира. Только взяв за правило такой подход, мы увидим, как начнет снижаться аварийность на наших трассах.

Есть так называемый треугольник безопасности на дорогах: уровень инфраструктуры, качество автомобилей и подготовка водителей. С первыми двумя пунктами у нас более или менее нормальная ситуация, а вот с последним...

- Сколько сейчас в Казахстане автошкол, в которых можно получить права категории D? Все ли они располагают необходимой материальной базой, теми же автобусами, на которых проводятся практические занятия?

- После того как автошколы передали в конкурентную среду, Министерство внутренних дел потеряло контроль над ними, и это огромная проблема. В сфере надзора вакуум. Любой может открыть автошколу, выписать курсанту сертификат о ее окончании. Нет контроля, единой базы автошкол и их преподавателей, транспортных средств, на которых можно проводить обучение. Поэтому я не могу вам сказать, сколько автошкол готовят водителей категории D. Качество подготовки водителей - огромная проблема, которая требует комплексного подхода. Нельзя просто снизить возрастной ценз и решить вопрос с водителями, необходимо менять законодательство в части безопас­ности дорожного движения.

- Тот возрастной ценз, который установлен сейчас, появился ведь не просто так. Этот вопрос изучали со всех сторон, в том чис­ле проводили и психологические тесты, подтвердившие, что в 18 лет человек еще не может нести ответственность за пассажиров, - подытожил Куаныш Арапов.

25 лет - не меньше!

То, что совершеннолетие совсем не означает ответственность, подтверждает и доктор психологических наук, профессор, врач-психоневролог Раушан КАРИМОВА (на снимке):

- Я считаю, что это абсолютно неправильная постановка вопроса - снизить возрастной ценз для водителей категории D. Нельзя решать кадровые вопросы таким образом. Доказано, что нейрофизиологическое созревание мозга человека начинается ближе к 21 году и завершается к 25 годам. Что это означает? Человек в этом возрасте не только набирается каких-то навыков, учится держать себя в руках, но и учится нести ответственность за других, а не только за себя. Это очень важное для водителей общественного транспорта качество, и формируется оно, как правило, после 21 года. Поэтому нельзя сажать за руль автобуса 18-летнего парня, как бы хорошо он ни умел водить, каким бы хорошим человеком он ни был. К тому же молодые люди в силу возрастных особенностей любят показать свою смелость, манипулировать своей силой и ловкостью, у них часто нет чувства страха, и они бравируют этим. А ведь мы говорим о ситуации, когда за спиной у такого смельчака будут сидеть люди.

Не стоит забывать и про еще один немаловажный момент: 18-19-летний не сможет полноценно работать всю смену, он психологически не выдержит того нервного напряжения, которое возникает за рулем, особенно общественного транспорта. Во второй половине дня у него будет снижаться реакция, он будет быстро уставать, раздражаться по любому поводу. Да, люди в этом возрасте сильнее физически, но мы говорим о психологичес­кой выносливости, которая как раз и формируется с годами. Я вообще считаю, что в 18 лет рано выдавать водительские права, а сажать человека за руль автобуса тем более. Это просто нонсенс! И с позиции нейробиологии, и с позиции психологии. 25 лет, и не меньше!

Оксана АКУЛОВА, фото предоставлены героями материала, Алматы

Поделиться
Класснуть