5382

Половой ответ

Однополая любовь у подростков: можно ли исправить ориентацию? Все чаще казахстанские родители задают этот вопрос психоаналитикам

Половой ответ

Если приверженцы однополой любви утверждают, что они рождаются такими, то специалисты говорят: чаще всего причины стоит искать в семье. Причем традиционный патриархальный устой вовсе не является залогом стандартной ориентации. Рассказывает директор института психоанализа Анна КУДИЯРОВА (на снимке).


- Очень часто к нам приводят подростков, чтобы мы их полечили, исправили. При этом родители сами не хотят понимать, что находятся в глубоком неврозе, который и переносят на детей. Сейчас родители, как правило, в состоянии “переполненного горшка”. Есть у нас такое понятие. Подростки, как и маленькие дети, любят какать, но малыши делают это в горшок и при нашем восхищении, а подростки - в душу. Надо понимать, что они просто избавляются от переполняющих их эмоций. И постепенно научатся контролировать все это. Родители должны быть мудрее, принимать эти все словесные гадости и утилизировать их. Но вот когда собственный контейнер с негативными переживаниями и эмоциями переполнен, то делать это очень сложно. Тут и начинаются ответная агрессия, скандалы и конфликты.
- Старшее поколение уверено, что подростки задумываются о гомосексуальности из-за обилия доступной информации, а вовсе не из-за семейных проблем…

- Информации может быть сколько угодно, но человек выберет только то, к чему у него лежит душа. Возможно, обилие разговоров о представителях ЛГБТ может подвигнуть подростков и молодых людей на какие-то эксперименты, но совершенно не они определяют ориентацию. Это как с сигаретами и алкоголем, которые пробуют практически все, но не все спиваются. Сейчас популярны две точки зрения. Сами сторонники однополой любви предпочитают считать, что все дело в экологии, в огромном количестве пластика на планете, в химии. Дескать, все это вызывает своего рода мутацию популяции человека, в том числе увеличение количества гомосексуальных пар, расстройств аутистического спектра. Но я считаю, что такая версия просто удобнее, она не требует искать причины в семье, в отношении родителей, пробовать что-то изменить.
- Опять виноваты родители?

- Сейчас очень много разводов, неполных семей, и мы видим результаты такой ситуации. Девочка из неполной семьи всегда будет искать в мужчине отца, но то же самое будет делать и мальчик. В этом причина появления большого количества гомосексуальных мальчиков - они в каждом партнере ищут отцовские объятия и одобрение, которых оказались лишены в детстве. В моей практике было несколько таких случаев, и мы успешно разрешили их. Но для этого необходимо, чтобы человек сам хотел изменений. Насильно это сделать невозможно.
- Почему же девочки-подростки готовы влюб­ляться в подружек, а не в мальчишек? Тоже семья виновата?

- У меня был такой случай: тетя приводит племянницу, жалуется, что у той нет парня, что она не ходит на свидания. Я думала, что увижу подростка, а пришла девятнадцатилетняя девушка. Даже при беседе с ней присутствовали тетя и мама. Оказалось, что они до сих пор провожают ее в колледж, встречают, контролируют каждый шаг, и даже спит она с ними рядом… То есть они не дают ей шанса завязать какие-то отношения. Но женщины были в шоке, когда я сказала, что уже можно ставить вопрос о половой идентичности этой девушки, что они не должны удивляться, если она однажды сообщит, что хочет розовую свадьбу. Она же просто привыкла к обществу женщин, к виду и запаху женского тела рядом с собой, и мужчина уже воспринимается ею как нечто враждебное. Сексуальность формируется с детства, и зря мы не хотим этого замечать. У меня очень много клиентов, чьи мамы расстались с мужьями в ненависти. Даже если женщина ничего не говорит о бывшем муже, эта ненависть чувствуется, и ребенок ее считывает. А потом начинаются жалобы, что дочка не подпускает к себе мужчин, не может найти пару.
Есть еще один типичный для нашего общества сценарий, он касается вполне благополучных, полных семей с традиционными устоями. Опять расскажу пример из собственной практики. Родители приводят шестнадцатилетнюю девушку. Она отличница, идет на золотую медаль, но внешне скорее парень, чем девушка. Конфликт разгорелся из-за того, что она предъявила родителям ультиматум: или они дают разрешение и деньги на операцию по смене пола, или она уходит из жизни. Отец в шоке, мама рыдает. Начинаем разматывать семейную историю. Первым в семье родился мальчик, но хрупкий, ранимый, тянущийся к маме (что вполне нормально). Папа его так и называет - слабак. Через несколько лет появилась бойкая девочка с сильным характером, и отец все время сетовал, что, мол, это ей надо было пацаном родиться. Мама одевала ее в платья, завязывала бантики, а девочка радовалась, когда папа вместе с братишкой записал ее на футбол. То есть фактически папа одобрял ее мальчишеское поведение и сам благословил сделать такой выбор - быть мальчиком. Причем вот что интересно: в казахском языке нет женского и мужского рода, но когда мы остались с глазу на глаз и перешли на русский, мне стало все ясно: она уже говорит о себе в мужском роде. Язык очень точно определяет мышление, от этого никуда не деться.
- Вам удалось помочь этой семье?

- У меня была другая задача - не допустить суицида подростка. Я попыталась убедить маму смягчиться и принять мысль о нестандартной ориентации дочери, потому что иначе она могла покончить с собой. Кстати, это распространенный сценарий для казахских семей, где ждут наследника, а рождаются девочки. Пятая или шестая с бойким характером становится “мальчиком” при молчаливом одобрении родителей. Она берет на себя трудную мужскую работу и, даже если внешне очень женственная, если носит только платья и юбки, всю жизнь ощущает внутреннюю раздвоенность. Бывает и обратная ситуация: ждут девочку, а появляется мальчик. Например, у меня есть знакомый из богемной среды, с волосами, собранными в хвостик. Вроде бы среди художников это бывает, но я стала расспрашивать его про детство и почему он выбрал такую прическу. Оказалось, что мама ждала дочку, а не сына, и когда появился мальчик, то лет до пяти иногда наряжала его в платьица, собирала волосы в хвостик. Обращалась к нему не “сын”, а “сына”, то есть используя женское окончание. Хорошо, что отец оказался мудрым и однажды прекратил это все. Но мужчина признался, что хвостик носит как дань маминой нежности. Вот так сильно прорастают в нас желания родителей!
- Как же можно помочь подросткам сделать правильный выбор?

- В первую очередь нам самим необходимо избавляться от агрессии. Если мы, взрос­лые, станем более спокойными, толерант­ными, терпимыми, то не будем калечить собственных детей. Да, взрослый человек может сам определяться со своей половой идентичностью, а вот подросткам иногда нужно помочь, чтобы отделить наслоившиеся травмы, ошибочное понятие себя от истинного положения вещей. Но не потому, что ребенок должен соответствовать нашим стереотипам, а для того, чтобы он смог быть счастливым.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть