Это наша с тобой демография
Наши эксперты размышляют об уроках страшной трагедии в Астане
При правительстве создана рабочая группа, которая должна разработать меры по улучшению качества жизни всех казахстанцев и поддержки многодетных семей. Вопрос чрезвычайно актуален после жуткой гибели в Астане пятерых несовершеннолетних сестер.
Основных требований, которые выдвигают многодетные мамы, двинувшиеся в регионах в родные акиматы, несколько: выдать всем бесплатное жилье, списать кредиты, повысить льготы, увеличить суммы соцпособий и т. д. Но должны ли власти это непременно выполнять? Ведь если начнется раздача пряников одним, возмутятся другие: а мы-то чем хуже?! И что важнее: ответственностью государства перед многодетными семьями или самих родителей перед своими детьми?
Мира САУРАНБАЕВА, национальный тренер ассоциации по половому и репродуктивному здоровью, акушер-гинеколог:
Нужно учиться планировать семью
- Есть такой принцип: желанные дети в желаемое время. Это европейская модель планирования семьи, которая в нашей стране развита очень плохо. Да, приходят молодые люди, которые заранее все планируют, консультируются, но таких очень мало. В основном получается так: забеременела - надо рожать. Да, у нас другие традиции, условия, мы не должны жить по клише европейцев, но! Перенимать хотя бы основные принципы планирования семьи нужно. Учить этому детей, говорить об этом, формировать ответственное отношение к родительству у подрастающего поколения.
Это очень сложная для обсуждения тема. Лет двадцать назад мы пытались при помощи международных организаций привить практику планирования семьи с использованием методов контрацепции. Особенно это касалось социально неблагополучных женщин, которые уже имели много детей и жили в тяжелых условиях. Мы предлагали им ставить внутриматочные спирали... Нам стали возражать, что это, мол, нарушение прав женщин, хочет - пусть рожает... И программа заглохла.
Марина СУГАКОВА, директор частного детского дома “Ковчег”:
Если бы помощь пришла раньше...
- Я считаю, что многодетных нужно поддерживать, в том числе и выдавать им квартиры. Например, когда патронатный воспитатель берет из детского дома троих детей, ему выплачивают зарплату, но при этом за детьми сохраняется куча льгот. Почему в таком случае не поддержать маму, которая родила, но не бросила? Дайте им эти пособия, и у нас дети не будут попадать в детские дома.
Мы давно говорим о том, что в Казахстане нужно создавать центры поддержки семьи со штатом психологов и социальных работников. Вот многодетная семья, она испытывает трудности. Это видит участковый, направляет родителей в такой центр. А там их обучат новой профессии. Дети маленькие? Мы выделим для вас социальную няню. И работу поможем найти. У нас и сейчас есть госструктуры, которые этим должны заниматься, но их внимание сфокусировано не только на семьях, поэтому люди часто оказываются один на один со своими проблемами.
Да, сейчас началась трансформация детских домов, на их базе появляются как раз центры поддержки семьи, и если они будут работать правильно, мы сможем решить многие проблемы. Главное, чтобы подход не был формальным. А что до разговоров “нечего рожать, если не способна обеспечить”, то я в этом плане фаталист: положено тебе родить - родишь. И это не тот случай, когда можно кого-то осуждать.
Сейчас, после трагедии, вся страна всколыхнулась, для родителей погибших девочек собрали деньги, квартиру им хотят выделить. А я ловлю себя на мысли: “А им это нужно?” Если бы эта помощь пришла месяц назад...
Асия ХАЙРУЛЛИНА, руководитель общественного объединения “Лига женщин творческой инициативы”:
Чиновники да услышат!
- Неважно, пятеро детей или один ребенок, - это в любом случае достояние, которое нужно оберегать. Слава богу, у нас не запрещают рожать много детей, и каждый волен решать, делать это или нет. Если это получается и семья мотивирована, чтобы поднять детей на ноги, ее нужно поддержать.
Может быть, после этой трагедии люди, принимающие решения, наконец-то услышат, что 2000 тенге - это не то пособие, на которое можно накормить ребенка, что многодетная мама тоже может работать, но не всегда у нее есть возможность нанять няню. Насколько государство понимает свою ответственность перед каждым ребенком? Слышит ли оно нас? Ведь вопросы о мизерных пособиях для многодетных, о том, сколько детей остаются без нужных условий, когда воспитываются в неполных семьях, о трудностях детей-инвалидов, - они постоянно обсуждаются, но странным образом общественное мнение не влияет на те решения, которые принимаются. Сфера защиты детей настолько хромая, что мы имеем такие трагедии. Да, сейчас мы протянем руку помощи таким семьям, поможем беде. Но ведь это не решит всех вопросов.
Я убеждена: нужно строить доступное социальное жилье и выдавать его многодетным, но выработать жесткие требования при его выдаче, чтобы не было никакой коррупционной составляющей! И не успокаиваться, не оставлять в покое чиновников, чье сопротивление нуждам таких категорий граждан иногда доходит до абсурда. Не люди должны за ними бегать, а они приходить к ним и выяснять, что им нужно!
Хорлан КАСЕН, правозащитник:
Дети - это наше решение и ответственность
- Помогать многодетным - да, обязательно. Но, наверное, не грести всех под одну гребенку, а устанавливать определенные критерии и подходить ко всем индивидуально. Да, у нас есть учет неблагополучных семей, нужно обратить внимание и на тех, чей доход ниже среднего уровня. И не просто давать деньги или квартиры, а инструменты, используя которые они смогут изменить свою жизнь. Строить детские сады, открывать бесплатные секции, организовывать занятия у логопеда (у многих сейчас недоразвитие речи) и т. д.
Начни мы активно поддерживать одних, могут возмутиться другие. Ведь мать-одиночка или инвалид нуждается в поддержке не меньше, чем многодетная семья. Здесь очень много подводных течений. Я много лет занималась вопросами опеки и попечительства, мы видели разные семьи, и многодетные в том числе, в которых не было никаких условий для жизни и воспитания детей.
Да, иногда хочется спросить: “Зачем вы их рожали?” Но имею ли я право так говорить? Ведь много и других примеров. Когда-то я осталась одна с двумя детьми, муж алименты не платил. Было трудно, хотелось кричать: “Почему государство мне не помогает!”. Но потом я задумалась и поняла, что родила детей для себя, а не для государства. Дети - это всегда наше решение и наша ответственность. В первую очередь!
Зульфия БАЙСАКОВА, председатель правления союза кризисных центров Казахстана:
Уравниловки быть не должно!
- Я считаю, что нужно пересмотреть детскую политику в Казахстане и решать проблемы на системном уровне, не фокусируясь только на многодетных семьях. У нас нет единого уполномоченного органа по защите прав детей. Да, есть профильный комитет, но он работает при Минобре и наделен очень узкими функциональными обязанностями. Помимо него много разных структур, занимающихся этими вопросами, программ, посвященных подрастающему поколению, и куча проблем в итоге. Должен быть отдельный орган - министерство или агентство, но работающий самостоятельно и занимающийся только детьми (не нужно приплетать сюда семью или молодежную политику, как у нас это делают). И единый документ, защищающий права и интересы ребенка.
Кроме этого нужно пересмотреть политику поддержки семей, ведь смешно говорить о пособиях в 2000 или 3000 тенге. Развивать строительство социального жилья для всех семей, а не только для многодетных, ведь семья, в которой растет ребенок-инвалид не меньше нуждается в помощи. Это могут быть общежития семейного типа, которые можно было бы выдавать бесплатно.
Мне непонятно, почему застройщики не передают часть нового жилья в государственный фонд, они ведь получают нашу землю? Должны появляться детские ясли, тогда женщина могла бы отдавать туда своего годовалого ребенка и выходить на работу. А вот и следующий момент: у нее должна быть возможность трудоустроиться. Знаете, то тунеядство, которое мы воспитали за последние годы, переходит все рамки - всем нужны большие деньги. А если их не предлагают, то можно и... не работать?
Общаясь с семьями, попавшими в кризисную ситуацию, я вижу, что чаще всего люди вообще не задумываются даже о завтрашнем дне - не то что не планируют на обозримую перспективу. Живут только сегодняшним днем. Это страшнее иждивенчества! Они просто плывут по течению. Поэтому нам нужно формировать уровень понимания ответственности родителей: да, государство должно, но и вы тоже постарайтесь что-то сделать.
У нас есть прекрасные многодетные семьи, которые хочется приводить в пример. Но и тех, кто только просит и рассказывает, как трудно жить, тоже хватает. Поэтому не должно быть уравниловки, к каждой семье нужно подходить индивидуально и дифференцированно оказывать помощь.
Эта ужасная трагедия стала толчком к пониманию проблемы и ее обсуждению. Мы должны сообща искать выход, но не выполнять слепо все требования, которые сейчас выдвигают многодетные. Да, сейчас все в шоке, создана очередная комиссия, и я очень надеюсь, что все это не закончится лишь всплеском активности и принятием каких-то пожарных мер. Нам нужно законодательно менять всю систему семьи и детского воспитания.
ДОСЛОВНО
Балжан АКМОЛЬЗИНА, многодетная мать:
- Социальное иждивенчество и социальное иждивение - это разные вещи. Мы (многодетные матери. - Ред.) не социальные иждивенцы, мы находимся на социальном иждивении государства, потому что оно объявило себя социально-ориентированным. Поэтому давайте будем различать эти понятия.
По ее мнению, выражение “социальное иждивенчество” применимо к людям, которые в принципе могут работать, есть у них все возможности для этого, но не работают, а живут на пособие.
- Вы знаете, некоторые многодетные семьи не получают пособий, даже этих 10 или 16 тысяч тенге, потому что существует механизм прописки: все дети и родители должны быть на постоянной основе прописаны по одному адресу. То есть это означает, что если человек, например, живет в той самой времянке или снимает квартиру (не в своем родном регионе. - Ред.), он не может в данном регионе получить пособие.
Сказано в минувший четверг на Республиканском совете по защите прав детей
Фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы