4663

У разбитого корыта

Жители трех ветхих двухэтажек павлодарского микрорайона “Алюминстрой” выдвинули ультиматум акиму области Булату БАКАУОВУ, затребовав себе дома повышенной комфортности вместо построенной для них новой панельной девятиэтажки. Они хотят, чтобы их дом был высотой не девять, а 12 этажей, кирпичный и без высокого крыльца. В итоге шантаж не удался: людям, отказывающимся переезжать, просто предложили жить дальше в своих развалюхах. Получилось совсем как у той старухииз известной сказки, оставшейсяс разбитым корытом.

Чтобы понять ситуацию, нужно вспомнить историю “Алюминстроя”. 159 щитосборных двухэтажек на 1272 семьи здесь были возведены в 50-х годах прошлого века как временные бараки для строителей алюминиевого завода. Предполагалось, что они просуществуют максимум 15 лет. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Вопрос о сносе разрушающегося района обязательно поднимал каждый аким области и областного центра, приступая к должности. Но затем все разводили руками: на снос и строительство нового жилья для жителей “Алюминстроя” нужны миллиарды, которых ни в местной, ни в республиканской казне не находилось. Ни к чему не приводил и поиск частных инвесторов.
Каждый божий день жители “Алюминстроя”, от которых отказались коммунальные службы, терпели бытовые лишения. К примеру, горячую воду, чтобы искупать ребенка или помыть посуду, брали из батарей парового отопления. Шли на хитрости: кипятили и отстаивали эту техническую воду, добавляли в нее настои различных трав. Круглый год протекал водопровод, свет подавался с перебоями, часто перегорала техника. Зимой 2012 года жители двухэтажек сидели без тепла. Тогда же на головы семейства ШЛЕВИНГ с верхней квартиры упал… унитаз, обвалилась стена в ванной.
- Сотрудники ЧС приехали, посмотрели, сказали, что нужно немедленно всех эвакуировать, - рассказывала журналистам ОЛЬГА ШЛЕВИНГ.

- Но было некуда. Тогда нам велели туалетом и ванной не пользоваться, на середину кухни не заходить, потому что с той стороны проходит половина дымохода. Она может тоже рухнуть. И соседка не может пользоваться туалетом и ванной: если она туда пойдет, это все упадет к нам.
Одним словом, когда в 2012 году власти в очередной раз объявили, что в ближайшие годы на месте ветхого жилья должен по­явиться современный жилой комплекс “Сарыарка” на 5,5 тысячи квартир, никто не поверил. Однако в июне 2013 года 40 семей из пяти двухэтажек были временно переселены в социальное жилье, а сами домики снесены. Потом, правда, оказалось, что это чисто популистский шаг тогдашнего акима области Ерлана АРЫНА. Уже после сноса власти вдруг обнаружили, что для строительства нового микрорайона нет инфраструктуры. Первая многоэтажка на несколько лет застряла на уровне вырытого котлована. Эти проблемы пришлось расхлебывать новым акимам области. И в первую очередь им нужно было обеспечить жильем первых снесенных. На тот момент в собственности у акимата были только квартиры для очередников в кирпичном доме, их в качестве исключения и отдали алюминстроевцам.

Потом-то уже и деньги были выделены, как положено, и сети проложены, и домостроительный комбинат в городе построен. Подрядчики заработали живее. Панельные дома возводятся по финской технологии. На сегодняшний день снесено 80 двухэтажек и на их месте построена 21 девятиэтажка. Это жилье для алюминстроевцев, вкладчиков “Жилстройсбербанка” и арендное.
Несколько лет переселение шло тихо-мирно. Жильцы 80 снесенных двухэтажек получили квартиры в новых домах. А вот очередные три дома вдруг заартачились. К акиму области они явились во главе с юристом Натальей БАРЫШЕВОЙ, известной в городе по своей деятельности в общественном объединении “Оставим народу жилье” и в признанной незаконной третьей по счету в области общественной наблюдательной комиссии. Барышева собрала с жителей “Алюминстроя” по 80 тысяч тенге “за консультационные услуги” и заверила, что добьется квартир в кирпичном доме. В итоге из 144 квартир новой панельной девятиэтажки по ул. Павлова, 97/3 заселены только 108, остальные 36 пустуют.
- Я юрист, - сообщила Барышева на встрече с властями. - Самое главное нарушение, которое было сделано при расселении “Алюминстроя”, - это то, что первых жильцов расселили в кирпичный дом. Вы сами создали эту ситуацию. Надо было в арендное сразу заселять всех, тогда бы никто сейчас против не говорил. А раз первых заселили в кирпичное жилье, то и этих заселяйте. Один из тех, кто сегодня сюда пришел, - труженик тыла Иван Степанович МАНГЫР. Он что, не заслужил?
Доводы властей озвучил аким области.

- Вы, госпожа Барышева, говорите не как юрист и вводите людей в заблуждение, обе­щая им кирпичный дом, - сказал он. - Согласно СНиПу РК 3.02.-43-2007 “Жилые здания” при сопоставлении показателей технических характеристик квартир по классификатору жилых зданий жилье предоставляется в соответствии изъятому по площади. Класс комфорт­ности предоставляемого жилья соответствует изымаемому. С квартировладельцами сносимых двух­этажек сразу подписывали договор о том, что взамен сносимого жилья им будет предоставлено новое той же площадью - квадрат в квадрат. Согласно статье 15 закона РК “О жилищных отношениях” при сносе жилого дома в связи с принудительным отчуждением земельных участков для государственных нужд собственнику до сноса его жилища по его выбору предоставляется в собственность благо­устроенное жилище или выплачивается компенсация в размере рыночной стоимости жилища. Квадратный метр в сносимых домах оценен в 68,3 тысячи тенге, а в новых - 167,9. Дальше стоимость квартир в новых домах будет только расти, потому что дорожают материалы. Срок службы жилых зданий со стенами из кирпича составляет 140 лет, у жилых зданий с крупнопанельными стенами - тоже 140 лет.
Но жильцы под предводительством Барышевой всем этим объяснениях не вняли и отказались переезжать, пока не будет кирпичного дома, хорошо зная, что на месте их двухэтажек в этом году уже запланировано строительство новой девятиэтажки. И тогда аким области подписал постановление: “В связи с неготовностью строительной площадки, невозможностью сноса ветхого жилья для строительства жилого дома № 29 прошу вас отменить конкурс на портале государственных закупок по объекту строительства 2-подъездного 9-этажного дома № 29 в микрорайоне “Сарыарка” без наружных сетей”. Деньги, выделенные на строительство этого дома, переброшены на возведение дома площадью пять тысяч квадратных метров в микрорайоне “Достык”.
- А кому пойдут 36 ваших квартир, мы сейчас изучим, - сообщил собравшимся Булат Бакауов. - Возможно, переселим в них жильцов других двухэтажек “Алюминстроя”, на месте которых в конце года сможем начать строительство нового дома. Или возьмем в государственный фонд и предоставим государственным служащим. Или предоставим по программе “7-20-25”. А вы оставайтесь в своих домах, никто же не возражает.
После того как встреча закончилась, труженик тыла Иван Степанович Мангыр потребовал от Натальи Барышевой вернуть ему его 80 тысяч. Женщина предъявила подписанный ими договор, в котором не указана дата, когда именно она должна добиться кирпичного дома. Дедушке стало плохо, и в акимат вызвали “скорую помощь”.
Я побывала в доме по ул. Павлова, 97/3.
- Чего же нам не радоваться, квартиры новые, светлые, просторные, дома жара, мы все батареи поотключали, - поделилась впечатлениями переселенка Татьяна ГОРОХОВА. - И в метрах мы даже немного выиграли. А то, что дом не кирпичный, так какая вообще разница?

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар

Поделиться
Класснуть