6801

Мусор в головах

Зачем учить казахстанцев разделять отходы, если потом их вытряхивают в один мусоровоз?

     С 1 января 2019 года в Казахстане вступил в силу запрет на захоронение пластмассы, бумаги и стекла, а с 1 января 2021 года будет запрещено принимать на мусорные полигоны строительные и пищевые отходы. Разделение и сор­тировка мусора - основа “зеленой” экономики, к которой стремится наше правительство. 

Как сообщили в Министерстве энергетики, ежегодно в стране образуется 5-6 млн. тонн твердых бытовых отходов (ТБО), поэтому ведомством совместно с акиматами был разработан комплекс мер по современной утилизации и переработке мусора с привлечением бизнесменов. По задумке правительства доля переработки отходов должна вырасти до 40 процентов к 2030 году и до 50 процентов - к 2050-му. Пока эта цифра составляет всего 10,5 процента.

Председатель правления казахстанской ассоциации по управлению отходами KazWaste Шынболат БАЙКУЛОВ считает главным препятствием на пути к цивилизованной утилизации мусора несознательность граждан. Не раз в своих выступлениях он подчеркивал: главная задача для каждого казахстанца - научиться делить фракции мусора и не бросать их в один ящик.
- Сейчас мы все ссыпаем в один контейнер. И перерабатываемые отходы в виде пластика, бумаги, картона, алюминиевых банок загрязняются пищевыми отходами. Пролежав несколько дней на солн­це в контейнере и попав на сортировку, все это превращается в зловонную кашу. Поэтому и уполномоченные органы, и мы призываем сначала внедрить двухконтейнерный раздельный сбор, как это сделали в июле прошлого года в Астане, - сообщил нам Байкулов. - Совместно с ТОО “Оператор РОП” (расширенные обязательства производителей. - Е. Т.) на 2070 контейнерных площадках установили 6275 контейнеров желтого цвета для приема сухой фракции. То есть все, что можно переработать: макулатуру, упаковку, пластик, бумагу, - нужно складывать в отдельный желтый контейнер, и тогда они не будут загрязнены пищевыми отходами. В зеленый контейнер складывают пищевые, органические и другие неперерабатываемые твердые бытовые отходы. Условия для сортировки мусора есть, но с людьми не проводится никакой разъяснительной работы, они как выбрасывали, так и выбрасывают все в один контейнер.
Многие живут по принципу “после нас хоть потоп” и даже не задумываются о том, какую опасность могут принести отходы каждому из нас. Экологи утверждают: даже если бытовые отходы, как вы считаете, находятся далеко от вас, загрязнение ими происходит через воздух, которым вы дышите. Стихийные мусорные свалки после дождей и снегопада разлагаются, попадают в реки и озера, пропитывают почву, а растения, которые выросли на такой почве, потом попадают на ваш стол.
Председатель экологического движения “За зеленую планету” Мусагали ДУАМБЕКОВ утверждает: нельзя полагаться на сознательность граждан и рассчитывать на их бережное отношение к природе, на то, что они добровольно будут сортировать мусор в тесных квадратах своей кухни. С казахстанцами работает только метод кнута (наказание и штрафы) или пряника - если за сортировку мусора будут хорошо платить.
- У казахов есть замечательная поговорка: медведя научила намазу палка, - пошутил эколог и тут же серьезно добавил: - Менять сознание надо через наказание. Но для начала государству необходимо создать все условия - установить абсолютно везде необходимые контейнеры для раздельного сбора мусора.
В Японии человек приходит с мешком отходов в пункт сбора мусора и распределяет его по 20 разным ящикам! А у нас хотя бы в два сначала научить сортировать… А если мороз на улице: кто будет трясущимися руками рыться в мусоре и распределять его, если не успел сделать это дома? Должны быть удобные помещения. Кроме того, необходим контроль государства для мусоровывозящих компаний: чтобы из сортировочных контейнеров не скидывали все в одну машину, иначе теряется весь смысл сортировки мусора.
На законодательном уровне необходимо ввести штрафные санк­ции: если человек не сортирует мусор как положено, пусть несет за это ощутимую денежную ответственность.
- Но кто будет контролировать, кто и как выбрасывает мусор? Полагаться на то, что настучат враги-соседи? Можно поздно ночью втихую выбросить все, что угодно…
- В Германии десять лет воевали с этим: у них были раздельные ящики, но народ складывал все в один, не сортируя. Потом немецкое правительство увеличило штраф за выброс несортированных отходов, а в точках сборах мусора установили камеры наблюдения. Так стали фиксировать, кто и как выбрасывает мусор, а потом наказывать штрафами. Только после этого даже такой щепетильный и аккуратный народ, как немцы, спустя десять лет приучили сортировать отходы. Научить - значит законодательно наказать. Ведь у нас можно все, что не запрещено, такова психология человека.
- Финские эксперты говорят о том, что у них на всех точках сбора отходов стоят камеры наблюдения, - приводит другой пример Дуамбеков.
И если человек как-то неправильно выбросил мусор, допустим, что-то рассыпал на землю, то по камере наблюдения отслеживают этого человека, и именно его мусор не вывозят, оставляя вонять на “радость” соседям. А после возмущения соседей такому нарушителю приходится платить дополнительные деньги мусоровывозящей компании, чтобы забрали эти гниющие отходы. Только после того, как они должным образом будут выкинуты.
- Необходимо ввести подобные методы и у нас, - заключил эксперт.
Почему это важно? Чтобы долж­ный мусор попал на переработку в производство, рабочим на мусорных заводах сначала приходится перебирать его руками, копаться в отходах с густым неприятным запахом. По данным министерства, сейчас в стране работают 130 предприятий, сортирующих и перерабатывающих отходы. А крупный мусоросортировочный завод в Казахстане пока есть только в Астане, мусоросортировочные линии - в Караганде и Костанае. В Алматы мусоровывозящая компания ”Тартып” за счет собственных средств с сентября прошлого года запустила мусоросортировочный комплекс, в связи с чем и увеличила оплату за вывоз мусора с сентября прошлого года: теперь тариф - 553,04 тенге с человека.
Хотя когда-то в южной столице уже закрылся один частный мусороперерабатывающий завод из-за отсутствия субсидирования со стороны государства: дорогое европейское оборудование стало ржаветь, а кредиты банка, где брали деньги на строительство завода, оказались неподъемными. Предприятие не смогло выйти на самоокупаемость… И сейчас нет государственного субсидирования: к строительству привлекают частных инвесторов.
- Правда, есть и другой путь, не требующий сортировки мусора: мешать все подряд и потом получать… топливо, -добавляет Байкулов. - Однако позиция Министерства энергетики такова, что такое топливо сжигать ни в коем случае нельзя, оно будет катастрофичным для нашей и так нестабильной экологической обстановки.
Но вся ли проблема только в сознательности казахстанцев? Ведь уже с 2016 года в стране введен запрет на захоронение ртутьсодержащих ламп и приборов, металлолома, отработанных масел и жидкостей, батарей, электронных отходов, но даже в Алматы не наберется и десятка точек сбора для такого мусора. А кто поедет выбрасывать мусор в соседний район или в другой конец города? Да на деньги, затраченные на проезд в автобусе или на такси, можно купить новую лампочку. Есть и другой вариант - сдавать ртутьсодержащие лампы и приборы в местные КСК. Однако и тут можно встретить в лучшем случае пассивность, а в худшем - агрессию: многие управдомы ленятся даже спуститься в подвал, чтобы увидеть реальные проблемы многоэтажки, что уж говорить о сборе ламп, которые надо куда-то везти. Вот если бы за этот сбор заплатили…
В ТОО “Оператор РОП” по­яснили: пока контейнеры для сбора твердых бытовых отходов есть только в Астане в качестве пилотного проекта. Но скоро они будут и в других городах: идет установка контейнеров в Караганде (781 шт.), Петропавловске (504 шт.), Павлодаре (400 шт.), Усть-Каменогорске (150 шт.), Костанае (312 шт.), Экибастузе (22 шт.), Алматы (260 шт.), Атырау (300 шт.).
Сознательные граждане могут собирать дома картон, пластик, стекло, отдавать их в специальные точки сбора и еще получить за это небольшие деньги. В Алматы таких точек около тридцати. Установленного вознаграждения нет: каждая компания дает столько, сколько посчитает нужным, пояснили в ТОО “Оператор РОП”.
Кроме того, в разных городах Казахстана, например в Таразе и Алматы, на мусорках встречаются сетки для пластиковых бутылок либо контейнеры для сбора старых гаджетов или ртутьсодержащих ламп. Но их, как правило, устанавливают компании, которым выгодно заниматься сбором таких отходов.
Так почему же отходы из сортировочных урн сваливают в один мусоровоз?
- Мусоровывозящие компании Алматы объясняют это тем, что сортировка происходит сразу на линиях у фирм, которые занимаются переработкой, - пояснил эколог ТОО “Оператор РОП” Азамат АЙБЕРГЕНОВ. - К сожалению, мусоровозы мы не контролируем. Их могут контролировать сами жители, ведь они оплачивают их услуги, обратиться в мусоровывозящие и местные исполнительные органы. Размер тарифов на вывоз мусора в стране колеблется от 120 до 553 тенге с одного человека, но самый высокий по Казахстану в Алматы.
В настоящее время создана рабочая группа, где обсуждают новую концепцию Экологического кодекса, который планируют принять в 2019-2020 годах. В действующем законодательстве уже и так есть нормы по утилизации и переработке, по реализации механизма РОП. А вот в качестве нового хотят ввести стимулирование переработчиков, которые выпускают конечную продукцию из отходов. Например, эта самая продукция могла бы быть более выигрышной в госзакупках, поделились с нами эксперты.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть