Наступление на права
Снизится ли количество ДТП в Казахстане, если ужесточатся требования к выдаче водительских удостоверений?
На прошлой неделе депутат мажилиса Павел КАЗАНЦЕВ озаботился тем, что в нашей стране в результате автомобильных аварий гибнет очень много людей: в прошлом году, как говорит статистика, жертвами ДТП стали свыше двух тысяч человек (см. “На дорогах - как на войне”, “Время” от 10.1.2019 г.). Далеко не в первый раз прозвучала мысль: “Это больше, чем потери казахстанцев во время войны в Афганистане”. В мирное-то время! В ответ от коллег-депутатов сразу же посыпались (опять же вполне традиционные) предложения ужесточить требования к обучающим организациям (то бишь к автошколам), сдаче экзаменов и процедурам получения водительских прав. Но один оригинальный пункт все-таки был: избранник народа сказал, что нужно обучать будущих водителей контраварийному вождению.
- Я считаю, что нужно применять более жесткие требования к автошколам для того, чтобы с рынка исчезли различные конторки типа “Рога и копыта”, которые в свое время в изобилии появились в нашей стране, - считает глава Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард ЭДОКОВ (на снимке).
- У автошколы должны быть база, учебные классы, штат педагогов и инструкторов, парк автомобилей и т. д. Но зачастую у тех, кто предлагает услуги по обучению водителей, ничего этого нет. Самое главное для них - иметь своих людей в полиции, чтобы курсанты их “автошколы” могли гладко пройти процедуру сдачи экзаменов. И такие фирмочки откровенно демпингуют, выставляя цены на порядок ниже, чем в нормальных автошколах. От них нужно избавляться. И если бы речь шла об ужесточении выдачи водительских удостоверений с этой точки зрения, то я, конечно, выступал бы “за”. Что еще могут сделать? Усложнить сам процесс сдачи экзаменов? Увеличить количество вопросов в теоретической части, обязательных часов в практической? Конечно, можно поступить и так, но будет ли от этого толк? Все же важнее, чтобы не было лазеек, благодаря которым можно получить права, вообще не сдавая экзамены.
- На ваш взгляд, большое количество ДТП в Казахстане происходит потому, что автомобилисты не владеют навыками контраварийного вождения, или все-таки из-за то, что они не соблюдают правила дорожного движения?
- Конечно, 90 процентов аварий на наших дорогах происходит как раз потому, что ПДД не соблюдают ни водители, ни пешеходы, на которых тоже нужно обращать самое пристальное внимание. Скоростной режим, правила маневрирования, проезда пешеходных переходов и перекрестков - вот что нарушают чаще всего. А пока полиция пытается бороться не с причиной, а со следствием: ужесточать, штрафовать, запрещать. Причина, еще раз повторяю, - несоблюдение ПДД. Ситуация изменится лишь тогда, когда, независимо от того, богатый ты или бедный, на старой машине едешь или на новой, водитель ты или пешеход, будет соблюдаться принцип неотвратимости наказания.
- А что касается курсов контраварийного вождения: да, это было бы неплохо, но вот делать их обязательными я бы не стал, - продолжает Эдоков. - Лет десять назад я сам хотел пройти такое обучение и выяснял, сколько это будет стоить. Тогда мне сказали, что около трехсот долларов. Так что это дорогое удовольствие. Поэтому будет неверно, если мы обяжем всех, кто впервые получает права, дополнительно платить такие деньги. Эти курсы должны быть добровольными. Тем более если вы хорошо усвоили правила дорожного движения и основные принципы и приемы вождения, то вполне можете проездить большую часть жизни, не попадая в ДТП. А контраварийное вождение - это уже специальные знания, которые могут вообще никогда не пригодиться.
Другой наш эксперт, инструктор по безаварийному вождению Владимир БОРОДИН (на снимке), замечает:
- Такие навыки, конечно, нужны. Да, они могут пригодиться всего один раз, но если спасут кому-то жизнь, значит, все было не зря.
Он тоже согласен с тем, что делать такие курсы обязательными для всех - лишнее.
- Час обучения безаварийному, или экстремальному, как еще говорят, вождению стоит от 10-12 тысяч тенге и выше. Нужно как минимум три-пять занятий. Не у каждого есть столько денег, - дает расклад Владимир. - Мне кажется, важнее сделать так, чтобы качественным было обучение в автошколах. К нам приходят люди, которые их только что окончили, и мы видим, что они совершенно не умеют водить машину. В документах им пишут: прошел три-четыре часа практического вождения, а на самом деле человек сидел за рулем от силы 30-40 минут. Об этом нам рассказывают клиенты. В первую очередь нужно поднимать квалификацию самих инструкторов автошкол: сейчас мало тех, кто может научить правильно ездить. Да, у них большой стаж вождения, категория, но ведь этого недостаточно, чтобы быть инструктором. Только что я занимался с человеком, который уже десять лет мечтает научиться водить машину, но не может это сделать. Он был и в автошколах, и у инструкторов - безрезультатно. У человека внутренний страх вождения. Он садится за руль, начинает что-то неправильно делать, а инструктор кричит, нервничает, не может толком ничего объяснить. А ведь все это проявление непрофессионализма. Так что при наших реалиях, даже если всех поголовно отправлять на курсы по экстремальному вождению, это не изменит ситуацию. Гораздо важнее изначально, в автошколе, научиться правильно водить машину. А курсы, подобные нашим, - это уже следующий этап.
Как оказалось, вопрос сейчас состоит даже не в том, как сделать, чтобы все автошколы Казахстана предоставляли качественные услуги, а в том, останется ли такой вид бизнеса на нашем рынке.
- Автошкол в Казахстане все меньше и меньше. Например, в нашем профессиональном объединении было 18 автошкол, теперь их шесть - одни приостановили работу, другие просто закрылись, - говорит председатель профессионального объединения “Ассоциация автошкол KZ” Маргарита КАН (на снимке).
- Человек, который хочет получить права, как правило, идет по пути наименьшего сопротивления: у него есть альтернатива - обучение у нас или самоподготовка. Многие выбирают второй путь. Именно поэтому автошколы находятся на грани выживания. Клиентов становится все меньше. У меня нет общих цифр по Казахстану, но я могу судить по ситуации в той автошколе, которой руковожу сама. В 2014 году у нас отучилось порядка четырехсот человек, а в 2018 году не набралось даже шестидесяти. И такой же отток наблюдается у наших коллег. А в штате у нас помимо прочего персонала шесть инструкторов и три преподавателя. Как нам выживать? Поэтому я и говорю о том, что наши услуги в настоящее время невостребованные, многие предпочитают воспользоваться правом на самоподготовку. Мы готовы соответствовать всем требованиям, развиваться, даже просим установить фиксированные цены на обучение (они могут отличаться в зависимости от региона), чтобы у автошкол не было возможности снижать цены до минимума, как происходит сейчас. Но прежде нужно отменить самоподготовку и обратить внимание на наши проблемы. Ведь во многих автошколах хорошее качество преподавания, но нужно их поддержать, а не заставлять выживать.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
ЦИФРЫ В ТЕМУ
Всё видно как на ладони
Алматинские полицейские следят за порядком в городе с помощью почти 120 тысяч видеокамер.
- По данным пресс-службы департамента полиции Алматы, в настоящий момент в городе работает 119 794 видеокамеры. В центре оперативного управления ДП используется система видеонаблюдения, состоящая из 156 аналоговых видеокамер, изображение с которых выводится прямо в зал оперативного управления. В городе действует также автоматизированная информационная система “Безопасность дорожного движения” (АИС БДД), включающая 105 постов и 694 видеокамеры, из которых 415 ориентированы на распознавание, а 279 - обзорные. Кроме того, 348 камер видеонаблюдения с выводом изображения в комнаты полиции установлено в метрополитене.
- Под наблюдением находятся и объекты образования: в 204 алматинских школах работает 2144 видеокамеры, в 21 государственном колледже - 632 камеры, в 49 частных колледжах - 673 камеры. Видеонаблюдение также ведется в роддомах - там установлено 143 видеокамеры.
- Помимо этого на различных объектах города действует 1791 камера. Еще 1173 видеофиксатора функционирует на объектах Универсиады-2017. На 6682 объектах различных форм собственности установлено 35 892 камеры. А больше всего единиц установлено в рамках проекта “Безопасный двор”: по данным полицейских, в 7490 дворах многоквартирных домов работает 45 994 видеокамеры. Кроме того, 13 086 частных дворов охраняются 30 154 видеокамерами, 8646 из которых установлены на 2853 перекрестках улиц частного сектора.
- С помощью системы видеонаблюдения в 2018 году раскрыто 1543 уголовных правонарушения, камерами ЦОУ ДП выявлено 15 603 административных правонарушения, в том числе 14 043 нарушения правил дорожного движения, сообщает пресс-служба ДП Алматы.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы