Cуслик гребле не помеха
Павлодарские власти не оставляют идею вырубить в пойме Иртыша пять тысяч здоровых (!) деревьев ради строительства гребного канала, проект которого получил отрицательное заключение государственной экспертизы. На третьих по счету общественных слушаниях чиновники столкнули лбами экологов и спортсменов, при этом ловко использовав прием “слеза ребенка”. Юных победителей олимпиад, нарядив в медали, выстроили вдоль стеночки в зале, где проходили слушания, и трагически воскликнули: “Посмотрите в глаза этих детей и скажите им, что они не достойны иметь своей базы!”
Иртыш - водный объект, имеющий особый государственный статус. Таких в стране всего пять, есть еще Каспий, Балхаш, Зайсан и Алаколь. На запрос журналистов и общественников в РГУ “Павлодарская областная территориальная инспекция лесного хозяйства и животного мира” и комитет лесного хозяйства и животного мира МСХ РК был получен ответ, что ими “на вырубку деревьев согласие и разрешение не выдавались”.
- У этих водных объектов нельзя корчевать лес и уничтожать экосистему, это запрещено законом, - утверждает председатель общественного объединения “Эком”, известный эколог Светлана МОГИЛЮК (на снимке).
- Давайте создадим специальный комитет и найдем другое место, тем более что по правилам в гребных каналах не должно быть проточной воды.
- В Павлодаре розовый снег, почему бы экологам им не заняться, - предложила Светлане Могилюк бронзовый призер Олимпийских игр 1998 года по конькобежному спорту Людмила ПРОКАШЕВА.
Чиновники другого места для гребли категорически не хотят. Свое упорное намерение превратить приток Иртыша - реку Усолку - в гребной канал длиной два километра, расширив ее русло в два раза - до 175 метров (еще летом шла речь о 165!), они объясняют желанием проводить в Павлодаре международные соревнования по гребле олимпийского уровня. При этом обещают, что взамен вырубленных пяти тысяч деревьев высотой до 12 метров будет высажено 27 тысяч.
Нужно признать, что павлодарцы слабо верят в привлекательность будущего канала для гребцов с мировым именем. Во-первых, потому, что в мае в регионе еще холодно, в сентябре - уже холодно, а в июне и июле здесь мошкара и комары. Во-вторых, объект может не получить международного признания, так как нарушаются принципы международной федерации гребли. В стратегии Всемирной федерации гребли (FISA) сказано: “Гребцы уважают и защищают воду и ее окрестности”. В мире имеется много примеров, когда странам было отказано в проведении крупных международных событий именно из-за того, что природе был нанесен большой ущерб.
- Спортсмены международного уровня, узнав, что для этого срубили пять тысяч деревьев, проявляя гражданскую позицию, просто сюда не приедут, - убеждал собравшихся переметнувшийся на сторону экологов спортсмен, имеющий диагноз ДЦП и занимающийся пауэрлифтингом, учредитель общественного фонда “Асыл ана. kz” Айтим КУСАИНОВ (на снимке).
Не верят павлодарцы и в компенсационные посадки, потому что ни разу людям не показали ни одной из них - так, чтобы в одном месте вырубили, затем в другом посадили, дорастили до взрослого состояния и продемонстрировали общественности.
- Никакого глобального воздействия на двух сусликов не будет, если мы перенесем их норки, - научно отверг опасения экологов руководитель управления физической культуры и спорта Марат АЙДАШЕВ.
Что касается жителей усольского микрорайона, далеких как от спорта, так и от общественной экологической деятельности, то их гораздо больше пугает другое: вдруг после строительства канала их затопит? Как уже рассказывала наша газета, третий год подряд поднявшиеся грунтовые воды подтапливают район, называемый вторым Павлодаром. Никакие насосы справиться с проблемой не могут. Эксперты так и не смогли найти источник и определить направление движения водной массы под землей. Выкопали котлован-накопитель за 50 миллионов тенге, куда по задумке должна была стекать вся вода и в результате понижаться уровень грунтовых вод, но результата нет. Годовой запас угля у жителей этого района уже на исходе, из-за постоянной влажности дома покрываются льдом.
Такой же котлован собираются рыть в Ворушинском парке, где грунтовые воды поднялись после того, как власти решили, что парк будет красивее, если его проредить и сделать брусчатые дорожки. Из шести тысяч деревьев вырубили тысячу, и тут выяснилось, что они сдерживали влагу, высасывая ее корнями, как насосами, и испаряя при помощи кроны. После “облагораживания” оставшиеся деревья с этой задачей перестали справляться, грунтовые воды резко поднялись, минувшей осенью началось заболачивание и сильное окисление почвы, деревья задохнулись и засохли.
На своей первой пресс-конференции в ноябре 2018 года аким города Ануар КУМПЕКЕЕВ признался, что сейчас вообще никто не может сказать, отчего город топит, и сообщил, что выяснять это будут в 2019 году приглашенные в Павлодар на тендерной основе научные работники и эксперты из специализированного института, которые проведут гидрогеологические исследования. При этом, по его информации, такие исследования в усольском микрорайоне, где собираются строить гребной канал, проводил местный ученый, который доказал, что судьба утопленного Ворушинского парка после вырубки пяти тысяч деревьев ему не грозит. На просьбу корреспондента газеты “Время” назвать фамилию этого ученого ни аким, ни присутствовавшие на той пресс-конференции чиновники ответить не смогли. На слушаниях я вновь задала тот же вопрос, но и здесь никто из собравшихся фамилию ученого не вспомнил. Более того, появилось подозрение, что его в природе не существует.
- Вообще, сама жизнедеятельность человека уже есть воздействие на окружающую среду, - подошел с другой стороны присутствовавший на слушаниях замакима области Даурен МАХАЖАНОВ (на снимке).
- Сейчас говорится - пять тысяч деревьев. Да, цифра очень большая. Но у нас есть еще другой закон - соглашение между странами по делимитации границ. Где граница проходит, стометровая полоса должна быть освобождена от леса тоже. По Павлодарской области 798 километров государственной границы с Российской Федерацией. 65 километров или даже 79, я сейчас не помню, проходят по лесу. Сейчас перед нами стоит вопрос сто метров леса там вырубить, сейчас думаем, как это делать.
После выступления замакима все разошлись и продолжили ловко организованную чиновниками войну уже в соцсетях.
Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар