3441

Сейчас аборт - потом бесплодие?

     В Министерстве здравоохранения считают, что аборт должен быть той медицинской услугой, которую можно получить с шестнадцати лет самостоятельно, не спрашивая согласия родителей. Ввести такие нормы в новой редакции кодекса “О здоровье народа и системе здравоохранения” предложила на днях вице-министр здравоохранения Лязат АКТАЕВА. Предложение вызвало горячие дискуссии (см. “Войдите в положение!”, “Время” от 28.11.2018 г.). Больше всего специалистов встревожило, что в случае одобрения этой инициативы может резко вырасти число абортов в этой возрастной категории, а следовательно, и риск бесплодия в будущем.

Как получить квоту на ЭКО
В Казахстане квоту на ЭКО могут получить не только семейные пары, но и женщины, не состоящие в браке, в возрасте 18-48 лет. На государственную квоту могут рассчитывать те, кто имеет хорошие шансы для беременности методом ЭКО и хорошее здоровье.
Чтобы получить квоту, необходимо встать на учет по бесплодию в своей поликлинике, получить соответствующее заключение и направление на ЭКО в рамках ­ГОБМП. Затем пройти обследование у врача-репродуктолога в одной из двадцати клиник, осуществляющих ЭКО (зачастую это частные медицинские учреждения, работающие с государственными квотами). Третий этап - прохождение врачебной комиссии опять в поликлинике. Только после этого документы отправляют в комитет при управлении здравоохранения и пациент ставится на очередь на получение квоты.

Государство поможет
В Казахстане с 2010 года государство выделяет деньги на проведение ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) бесплодным женщинам. Количество квот за это время выросло в восемь раз - со ста десяти до девятисот в год. Всего же в республике ежегодно делается около семи тысяч программ ЭКО. Кстати, на конгрессе репродуктологов министр здравоохранения РК Елжан БИРТАНОВ сказал, что бюджеты диагностики и лечения бесплодия будут увеличиваться за счет средств обязательного медицинского страхования.

Впереди планеты всей
У казахстанских клиник очень хорошие результаты по достижению беременности через ЭКО. По госпрограмме это 45-47 процентов, то есть практически каждая вторая пациентка получает беременность. Но надо учесть, что по госпрограмме отбирают женщин с изначально хорошими шансами на успех.
В области репродуктивной медицины Алматы давно уже стал городом медицинского туризма.
- Уже сейчас примерно каждый десятый пациент нашей клиники не казахстанец, - рассказывает президент Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины Вячеслав ЛОКШИН. - Например, граждане Китая испытывают большую потребность в проведении программ ЭКО. Обращаются к нам и соседи из ближнего зарубежья: Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана. Мы используем все самые современные технологии, существующие в мире, причем если во многих странах существует ряд ограничений, то у нас запретов меньше. Например, в Сингапуре на законодательном уровне запрещена предимплантационная диагностика эмбрионов, а у нас она делается, чтобы исключить пороки развития будущего ребенка.

Реплика в тему
В нашей стране запрещена селекция пола, то есть выбор для пересадки эмбриона определенного пола. Только в случае риска передачи определенных генетических отклонений врач может осуществить такую селекцию.
- Как ни странно, наши депутаты очень часто обращаются с просьбой сделать им мальчика, - рассказывает Салтанат Байкошкарова, - объясняя тем, что в семье уже есть две девочки или больше. На что я им отвечаю: мол, в чем проблема, примите соответствующий закон! На самом деле, я считаю, что в этом нет ничего противозаконного или аморального, если, имея несколько детей одного пола, пара хочет ребенка другого пола. Разве аборт - лучший выход на поздних сроках, разве это не нарушает права человека в большей степени?

Вспомогательные репродуктивные технологии
ВРТ - это методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства. ЭКО на самом деле лишь одна, хотя и наиболее известная вспомогательная репродуктивная технология.

Наши цифры
- 3443 несовершеннолетние девочки стали мамами в 2017 году.
- При этом, по мнению казахстанских специалистов, каждая пятая-шестая пара в стране сталкивается с трудностями при зачатии ребенка.
- Около 6000 вспомогательных репродуктивных программ профинансировало государство начиная с 2010 года, с их помощью появились на свет 1800 казахстанцев.

Мнение специалиста
Салтанат БАЙКОШКАРОВА, врач-репродуктолог, автор первого казахстанского ребенка из пробирки:
- К сожалению, бросают нежеланных детей не только совсем юные мамы, так что эту проблему не решить абортами. И если в репродуктологии каждый год появляются новые технологии, то процесс избавления от нежелательной беременности не стал более технологичным или менее опасным. Прежде всего прерывание первой беременности чревато бесплодием в будущем и риском развития опухолей… Стоит ли перекладывать ответственность за такое важное решение на детей? Проблема в другом - у нас очень низкий уровень работы с подростками и молодежью. Не секрет, что они сейчас рано начинают жить половой жизнью, некоторые принимают гормональные препараты, не всегда предохраняются. Я уже не говорю о ранних абортах. Кроме моральных вопросов это все отражается на репродуктивном здоровье в будущем. У нас все больше супружеских пар, которые не могут завести детей без помощи медиков.
Есть четкое понятие: если в течение года у пары, которая не пользуется контрацептивами, не получается забеременеть, то это называется бесплодием. А вот для выяснения причины и выбора стратегии лечения необходимо обратиться к репродуктологу. Я являюсь членом национальной комиссии по делам женщин и семейной демографической политике и неоднократно поднимала вопрос о том, что у большей части казахстанцев нет возможности получить консультацию репродуктолога. Не говоря о том, что специалистов этого профиля не хватает, они работают в основном в частных центрах. То есть лишь платежеспособные жители крупных городов имеют доступ к такого рода услуге.
В государственных же поликлиниках прием осуществляют гинекологи. Они по старинке годами лечат инфекции и воспаления, которые вообще никак не влияют на беременность. Может быть, это удобнее самим врачам - лечить годами. Люди иногда десятилетиями занимаются этим, меняют врачей, посещают святые места, применяют варварские дедовские методы (чего только мы не вынимали из влагалища пациенток), вместо того чтобы прийти к узкому специалисту, который поможет решить проблему. Это совсем не означает, что вас раскрутят на ЭКО или другие дорогостоящие услуги. Все дело в том, что вспомогательные репродуктивные технологии очень быстро развиваются, но в казахстанских учебных заведениях студентов этому не обучают, мы готовим таких специалистов лишь на базе своих центров. Причем готовы учить и консультировать даже бесплатно, потому что понимаем, насколько остро стоит проблема.
Да, у нас сохранилась сеть кабинетов планирования семьи, но эти кабинеты работают в основном на просвещение: как планировать беременность, как подбирать конт­рацептивы, как избежать болезней. То есть, опять же, они не заточены на постановку диагноза бесплодия и выбор современного протокола лечения. Я считаю, что у нас во всех областных центрах должны быть кабинеты по лечению бесплодия. И именно они должны регистрировать пары, имеющие проблемы с зачатием. Ведь на сегодняшний день у нас даже нет статистики: сколько пар в стране не могут завести ребенка, сколько имеют первичное бесплодие, сколько - вторичное. Нет единого реестра, а значит, и материала для анализа.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО,фото с интернет-ресурсов, Алматы

Опрос в тему
Нужно ли разрешить несовершеннолетним девушкам начиная с 16 лет делать аборт, не информируя родителей?
- Да, это решит многие проблемы.
- Нет, в этом случае мы получим рост абортов и вседозволенности.
- Не считаю это важной темой для обсуждения.
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке.

Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Если у вас невысокий доход, готовы ли вы каждые три месяца заморачиваться со сбором справок и документов для получения жилищной помощи?
Да, у меня каждая копейка на счету..................................20%
Нет, не такая уж большая выходит компенсация ...............44%
Лучше за это время я найду дополнительный способ заработка............................................................................36%

Поделиться
Класснуть