4544

Сами управимся!

Поможет ли обновляемое законодательство в сфере ЖКХ решить множество проблем конкретной алматинской многоэтажки?

     В одном из многоквартирных жилых домов на проспекте Достык в центре Алматы нашли очень простое решение проблемы ветхих труб в подвале: там пробили бетонный пол, можно сказать, фундамент, и теперь вся течь уходит прямо в землю. Здание постепенно оседает, в квартирах холодно из-за теплопотерь. Сможет ли проживающим в нем людям помочь цивилизованно решить эту и другие проблемы их многоэтажки законопроект, подготовленный Министерством по инвестициям и развитию и призванный усовершенствовать отношения в жилищно-коммунальной сфере, попытался разобраться наш корреспондент.

Жители проблемного 48-квартирного дома 1970 года постройки встречают нас во дворе. Они собрались здесь, прочитав на дверях подъезда объявление: “Состоится встреча с журналистом газеты “Время”. Явка строго обязательна”. Выходит, наша газета оказалась последней (!) инстанцией в государстве, на которую у людей еще осталась на­дежда.
Не раз собственники квартир дома требовали у председателя ПКСК “Медет” Светланы ПЕРОВОЙ провести необходимые ремонтные работы к предстоящему отопительному сезону, однако договориться с управдомом не получилось. А все другие компетент­ные органы - управление жилья и жилищной инспекции, городской акимат и даже прокуратура Алматы - оказались бессильны перед хаосом ЖКХ в отдельно взятом многоэтажном доме и отделались формальными отписками, главный месседж которых - “все в руках самих жильцов”.


Можно было бы списать все проблемы на пассивность и безынициативность хозяев квартир, но здесь как раз таки наоборот.
- Мы ставили ПКСК в известность, что все квартиры на верхних этажах протекают. Обращались с жалобами во все органы, приводили ряд нарушений, которые не устраняют, - рассказывает житель дома юрист Анатолий БАХИРЕВ. - Однако ни мы, ни власти не смогли повлиять на бездеятельность председателя кооператива. Тогда мы пригласили сервисную компанию, положительно зарекомендовавшую себя на рынке, скинулись по 80 тысяч тенге и починили половину нашей кровли. Конечно, такая сумма очень ударила по семейному бюджету. Большую часть затрат взяли на себя работающие люди, с пенсионеров взяли столько, сколько они могли дать без ущерба для себя. Председатель ПКСК обещала вернуть потраченные на ремонт деньги с текущего счета нашего дома, на который мы отчисляем целевые каждый месяц, но так ничего и не вернула. Есть акт выполненных работ, однако Перова отказывается принимать этот ремонт и фиксировать его в документах.
Воду в затопленном подвале из-за течи ветхих труб жильцы дома тоже откачивали за свои деньги, вызывая частные аварийные бригады. Все потому, что бригада, с которой ПКСК имеет соответствующий договор, обслуживает их, по словам жителей, из рук вон плохо. Это работники сервисной фирмы, возмущаются жильцы, пробили пол подвала, чтобы вода утекала в грунт! А между тем уже даже крысы бегут с тонущего корабля - и это не метафора: из подвала грызуны в поисках тепла и комфорта поднимаются аж на четвертый этаж! Ну а любой дератизатор вам скажет: нельзя истреблять грызунов в сыром подвале.
Сам подвал (в этом мы с фотокорреспондентом убедились лично!) выглядит как локация для фильма ужасов: глухая темнота, дыры в фундаменте, дохлая кошка, а трубы подвязаны веревками и поставлены на подпорки (как на картинах сюрреалиста Сальвадора Дали). Можно обжечься - с труб течет горячая вода.
- Председатель ПКСК “Медет” Перова на своем посту вот уже 20 лет. Она не живет в нашем доме, но и застать на рабочих мес­тах ни ее, ни бухгалтера невозможно, на телефонные звонки в офисе кооператива тоже никто не отвечает! - сокрушается жительница дома Нэля МАСИМОВА.

- Мы хотели установить общедомовой прибор учета тепла, чтобы платить зимой за отопление не по 20 тысяч тенге за один месяц по квадратным метрам, а по 3-4 тысячи тенге по счетчику. Есть же разница? Однако управдом сопротивляется этому. Вот уже 10 лет ПКСК не может устранить течь в подвале! Мы за свой счет латаем по частям ветхие трубы, когда они прорывают или ржавеют и отваливаются. А пять лет назад мы, жильцы, скинулись и отремонтировали подъезды. Но если мы все делаем сами, как и предлагается сейчас в новом законопроекте, зачем нам вообще нужен какой-то КСК с председателем, ведь целевые взносы уходят в никуда?! Мы уже давно работаем как объединение собственников имущества (ОСИ - именно ими, как уже сообщалось, хотят заменить КСК в обновленном профильном законодательстве. - Е. Т.). Вот только права, полномочия, печати, договоры и счет с деньгами не у нас, а у председателя кооператива. При этом мы платим по тарифу “расход на содержание жилого дома” по 16,50 тенге с одного квадратного метра квартир, причем Перова подняла этот тариф самовольно - без общего собрания или опросных листов!
- А не пробовали переизбрать ее или вовсе отказаться от этого ПКСК, перейти в какой-то другой? - интересуюсь я.
- В жилищной инспекции нам разъяснили: чтобы переизбрать председателя ПКСК “Медет”, надо провести общее собрание, то есть собрать две трети жильцов всех 19 домов, которые входят в этот кооператив, - угрюмо вздыхает Нэля Масимова. - Или собрать более 50 процентов подписей всех членов ПКСК. Но пока мы обойдем эти 19 домов, зима закончится… Пробовали перейти в другие кооперативы, разговаривали с их председателями, те - с нашей Перовой, а она в итоге рисовала им отчеты с такими долгами жильцов, что никто не хотел принимать нас на баланс…
Надо заметить, Светлана Перова вышла на разговор к людям. Но конструктивного диалога, увы, вновь не получилось: все свелось к словесной перепалке и взаимным обвинениям. Но если отделить зерна от плевел, картина вырисовывается примерно такая: на сберегательном счете в банке, который был специально открыт для сбора средств на капитальный ремонт этого дома, денег нет. По словам Перовой, так захотели сами жильцы. А тариф на текущее содержание дома, который назвала председатель, заметно отличается от того, который показывали мне жильцы в квитанциях, - 16,50 тенге.
- Целевых средств ни на что не хватает, а тариф очень низкий - 13,56 тенге с одного квадратного метра в месяц. Поэтому на ремонт подвала денег нет. Жильцы дома против повышения тарифа. Что касается ремонта части кровли, то принимать его я не буду и деньги возмещать за ремонт тоже, потому что рабочие просто залили крышу праймером, временным клеем, хотя я предлагала другой материал с гарантией на 10 лет, - пояснила Светлана Перова.
- Я знаю, что сейчас рассматривается схема “один дом - одно ОСИ - один счет”, - продолжила управдом. - Но для нас это не новость: в нашем ПКСК на каждый дом давно открыт отдельный текущий счет, ни копейки нельзя снять с другого счета! Но каждый отдельный дом содержать себя не сможет при нынешнем тарифе, особенно если нужны срочные ремонтные работы.
Как же помочь жителям этой многострадальной алматинской многоэтажки найти выход из всех тупиковых ситуаций, если даже госорганы не в силах этого сделать? Снова обращаться в и без того перегруженные суды, где тяжбы, а с ними и ремонтные работы затянутся еще на несколько лет?
Председатель объединения “Общественный защитник”, член экспертного совета по вопросам ЖКХ при комитете контро­ля партии “Нур Отан” Виктор СЫЗДЫКОВ уверен: есть прос­тое решение всех этих проблем. Но пока это только предложение рабочей группы.
- Почему меняют законодательство в сфере ЖКХ? Потому что за 20 лет КСК фактически не справились с задачей обслуживания и сохранения жилищного фонда страны, - поделился с “Временем” своим мнением эксперт. - Но и собственники жилья должны сегодня понимать: дома с небольшим количеством квартир не смогут себя содержать с такими низкими тарифами. Даже 16,50 тенге с одного квадратного метра - это совсем смешная сумма!
- В новом законопроекте, подготовленном Министерством по инвестициям и развитию с привлечением независимых экспертов, предусматривается определение минимально возможного размера тарифа на содержание дома, который будут в каждом регионе самостоятельно определять местные маслихаты с учетом погодных условий, специфики региона, сложившейся здесь средней заработной платы. Немаловажно учесть год постройки здания: ведь понятно, что старый дом требует больше затрат, - продолжает Сыздыков.
От себя подчеркнем: все сказанное нашим экспертом касается только взносов на текущее содержание многоквартирного дома. Ежемесячный тариф для сбора средств на капитальный ремонт многоэтажки законодательно утвержден еще в 2011 году и высчитывается по следующей формуле: полезная площадь квартиры умножается на коэффициент не менее 0,02 и на размер месячного расчетного показателя (МРП) на текущий год.
И все же как быть, если жильцы какого-либо дома никак не захотят повышать тарифы ни для накопления денег на текущее содержание дома, ни на его капремонт? Он так и будет гнить и разрушаться? В таком случае Виктор Сыздыков предлагает задействовать вариант рыночных отношений:
- Если власти озабочены состоянием жилищного фонда и пытаются сохранить его как национальное богатство республики, они должны поднять этот вопрос на уровень государственной поддержки. Государство должно предоставлять жильцам дома льготные беспроцентные кредиты. Поясню. Вот субъектам малого и среднего бизнеса государство выдает субсидии, льготные кредиты, при этом они могут быть рисковыми: выдали такой кредит фермеру, а у него неурожай. В итоге ни денег, ни урожая. А у ОСИ гарантированные ежемесячные поступления, вклад в уже имеющуюся недвижимость. Это могло бы работать так: на общем собрании приняли решение проводить ремонт дома, нет времени ждать, пока накопятся деньги. Председатель ОСИ обращается в банк за кредитом. Взяли жильцы 10 миллионов, сделали из дома конфетку, а потом постепенно возвращают эти деньги с поступлений. Для государства здесь одни только плюсы: нет никакого убытка, деньги гарантированно возвращаются, и сохраняется жилищный фонд.
В новом законопроекте будет предусмотрена и новая сис­тема управления жилыми домами:
- Только жильцы должны управлять своим общедомовым имущест­вом. Все права и полномочия полностью отдадут собственникам квартир. А лишние структуры вроде председателей КСК, которые себя не оправдали и стали отдельной неприкасаемой кастой, уберут! Понятно, что в этой сфере должен быть контроль. Что я имею в виду? По примеру России и в то же время исполняя 97-й шаг президентского Плана нации, в нашей стране будут передавать не свойственные государству функции в гражданский сектор и саморегулируемые организации. В Казахстане еще в 2015 году приняли закон о саморегулировании. Этот механизм означает, что ОСИ объединяются в саморегулируемые ассоциации, а те в национальное объединение. По этому закону ассоциации не только будут обеспечивать конт­роль по договорам между жильцами и сервисными компаниями. Так как ассоциация будет третьей стороной в договорах, она будет обеспечивать исполнение этого договора и брать на себя ответственность перед населением и государством за свою деятельность в соответствии с законодательством. А чуть что не так - допустим, проворовались, правоохранительные органы тут же саморегулируемую организацию привлекут к уголовной ответственности.
- Только рынок саморегулирования может работать в этой сфере. А что сейчас? На миллионный город всего с десяток специалистов жилищной инспекции. Это какой штат чиновников надо иметь, чтобы все держать под контролем?! Да и зачем тратить деньги налогоплательщиков на расширение штата специалистов, которые будут заниматься отписками? Не лучше ли все взять под свой, народный контроль? - резюмирует Виктор Сыздыков.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее