7118

Вызов принят, ожидайте

К кому приедет “скорая”, а кому придется ждать врача из поликлиники? Новые правила Минздрава

     Приказ Минздрава № 450 “Об утверждении правил оказания скорой медицинской помощи в РК” был принят 3 июля 2017 года. С этого момента все вызовы на номер “103” были разделены на четыре категории: первые три - это скорая помощь (речь идет об острых состояниях), четвертая категория - неотложная помощь (случаи обострения хронических заболеваний), которую теперь должны обслуживать врачи поликлиник. Сейчас как раз тот момент, когда часть вызовов “скорая” пытается передать им, вот и возникают проблемы, недовольство и непонимание.

Категории срочности вызовов
Первая категория срочности
Время прибытия бригады - до 10 минут
Состояние пациента, представляющее непосредственную угрозу жизни, требующее немедленной медицинской помощи:
потеря сознания (любого генеза); остановка дыхания; остановка сердечной деятельности; инородное тело в дыхательных путях; шок, судороги, боли в груди; парезы и плегии (впервые возникшие); психоз различной этиологии; множественные травмы и ранения с кровотечением; ранение с кровотечением; изолированная травма (головы, шеи) с кровотечением; обширные ожоги и обморожения; укусы (ужаления) животных и насекомых (угроза развития анафилактического шока); электротравма; рвота с кровью; роды с осложнениями; чрезвычайные ситуации.
Вторая категория срочности
Время прибытия бригады - до 15 минут
Состояние пациента, представляющее потенциальную угрозу жизни, требующее медицинской помощи:
вызов на место угрозы теракта; нарушение сознания с тенденцией к дальнейшему угнетению; выраженные нарушения внешнего дыхания; нарушение ритма сердца; нестабильная гемодинамика (высокий риск развития шока, криз); высокая температура у детей до трех лет (выше 38 0С); сыпь на фоне высокой температуры; изолированная травма с кровотечением; отравление токсическими веществами; атипичные боли (подозрение на острый коронарный синдром); головная боль у беременных; рвота + жидкий стул с тяжелыми признаками обезвоживания.
Третья категория срочности
Время прибытия бригады - до 30 минут
Состояние пациента, представляющее потенциальную угрозу для здоровья, требующее медицинской помощи:
изолированная травма без кровотечения; боли в животе (острый живот); высокая температура, не купируемая самостоятельно; физиологические роды; боли в животе у беременных (угроза прерывания беременности); ограниченные ожоги и обморожения у детей.
Четвертая категория срочности
Время прибытия бригады - до 60 минут
Состояние пациента, вызванное острым заболеванием или обострением хронического заболевания, без внезапных и выраженных нарушений органов и систем, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и здоровью больного:
обострение хронических заболеваний (без явных признаков угрозы жизни); острые воспалительные заболевания кожи и подкожной клетчатки; легкие травмы (неглубокие раны, ожоги, ушибы, ссадины); болевой синдром, вызванный хроническим заболеванием; рвота + жидкий стул с легкими признаками обезвоживания, вызванные пищевым отравлением; рвота у беременных (до 12 недель); острая задержка мочи, вызванная хроническими заболеваниями органов мочевыделительной системы; моча с примесью крови; воспалительные заболевания после родов, абортов; инородные тела, кроме дыхательных путей; состояния, требующие проведения медицинских манипуляций в условиях организаций первичной медико-санитарной помощи или стационара.

НАШИ ЦИФРЫ
- В 2016 году в Казахстане в “скорую” поступило 7 835 624 вызова. Ложных вызовов - 183 387.
- Около 30 процентов вызовов, поступающих в “скорую”, относятся к четвертой категории срочности.
- Выезд врачебной бригады “скорой” стоит 3200 тенге, фельдшерской бригады - 2900 тенге.

- Кто и как определяет, к какой категории срочности относится вызов, поступающий на пульт “скорой”?
- В диспетчерском отделе, в который и поступают все звонки, помимо непосредственно диспетчера ежедневно дежурят два старших врача, - объясняет главный врач станции скорой помощи города Алматы Сабит ПАЗИЛОВ (на снимке).

- Это опытные доктора, которые много лет отработали на “скорой”. Диспетчер принимает звонок от гражданина, вводит данные в компьютер, и они тут же появляются на мониторе у дежурного врача. Он определяет категорию и передает вызов ближайшей бригаде. Обслуживание последней категории “скорая” постепенно передает городским поликлиникам. Хочу привести пример: в Стамбуле живет 15 миллионов человек, на которых приходится 900 тысяч вызовов “скорой” в год. В Алматы официально проживает около двух миллионов человек, а количество вызовов точно такое же - 900 тысяч. Это говорит о том, что мы выезжаем к пациентам прак­тически во всех случаях, и ситуацию нужно менять. После того как мы передадим часть вызовов поликлиникам, уменьшится нагрузка на “скорую”. Это повлияет на качество нашей работы - бригады не будут загружены так, как сегодня, и смогут быстрее приезжать на вызовы.

С мая этого года обслуживанием вызовов четвертой категории занимается поликлиника № 23, с сентября - поликлиника № 18 (всего в Алматы почти сорок поликлиник. - О. А.). Там есть диспетчерские, которые работают в круглосуточном режиме. Наши специалисты передают им звонки, относящиеся к последней категории. Но пока они это делают лишь тогда, когда человек, обратившийся за помощью, живет на территории обслуживания тех двух поликлиник, которые я назвал выше (каждый день они обслуживают примерно по 15 вызовов), во всех остальных случаях к людям по-прежнему выезжают бригады “скорой”.
- А как же человеческий фактор, ведь специалисты, принимающие вызов, не видят пациента? Определили они, что он относится к четвертой категории, а человеку плохо стало.
- Да, может быть всякое. Но ведь мы все время на связи с поликлиниками, и в случае необходимости к пациенту сразу же выедет “скорая”.
- Кто будет ночью обслуживать вызов, относящийся к четвертой категории?
- В приказе написано, что поликлиники должны обслуживать пациентов в круглосуточном режиме. Постепенно они налаживают эту работу. Пока же, повторяю, на большинство таких вызовов, как и раньше, выезжаем мы, но, надеюсь, постепенно этим будут заниматься наши коллеги. В сутки на станцию скорой помощи Алматы поступает 2500-3000 вызовов, треть относятся к четвертой категории. Сейчас “скорая” Алматы загружена, ведь кроме жителей города мы обслуживаем и тех, кто сюда приезжает. Больше всего звонков вечером, в это время, как правило, свободных бригад нет. Но мы всегда оставляем несколько машин в резерве, они выезжают в экстренных случаях.
- А как в областях?
- В Алматинской области есть несколько подстанций (в Талдыкоргане, Капшагае и Текели), часть машин находятся на базе центральных районных больниц, а жители отдаленных населенных пунктов обслуживаются в сельских врачебных амбулаториях, - поясняет главный врач станции скорой помощи Алматинской области Биржан ОСПАНОВ (на снимке).

- Мы справляемся с количеством вызовов. Если в Алматы в “скорую” поступает порядка 3000 звонков в сутки, то в Алматинской области с тем же населением - от 1600 до 1800. На селе принято ходить в поликлиники или вызывать участкового врача на дом, в больших городах с этим сложнее. Особенность жителей мегаполисов в том, что они предпочитают вызывать “скорую”. Есть такой показатель количество вызовов на сто тысяч населения: в мире он составляет 0,11 процента, в Казахстане - 0,42, в Алматы - 0,51. На базе поликлиник мы нашими силами открыли неотложные бригады, которые выполняют вызовы четвертой категории срочности.

Звонок в поликлинику
- Здравствуйте, моя бабушка прикреплена к вашей поликлинике, она гипертоник. Я бы хотела уточнить, куда звонить, если ей вдруг станет плохо, давление поднимется? Вы выезжаете к своим пациентам?
- Да, конечно, - отвечают мне в регистратуре одной из поликлиник Алматы.
- И ночью вам звонить?
- Нет, ночью вызывайте “скорую”. Врача можно вызвать с 8.00 до 15.00. Он приходит в течение дня. Если очень плохо, вызывайте “скорую”.
- А если станет плохо после трех часов дня?
- “Скорую” вызывайте. С трех до шести вечера у нас есть только дежурный врач. Вы сами представьте, наши врачи пешком ходят. А после шести только “скорая”, они передадут информацию в поликлинику, на следующий день к вам придет наш врач.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Опрос в тему
Как нововведения отразятся на пациентах?
- Станет лучше, ведь “скорая” будет приезжать быстрее.
- Однозначно пострадают те, кого теперь должны обслуживать поликлиники.
- Ничего не изменится: приказ останется только на бумаге, а “скорая” так и будет ездить ко всем.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке.

Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Где вы храните свои пароли и PIN-коды от платежных карт?
Только в памяти.......................61%
Записываю в блокнот, телефон, ноутбук.....................................36%
Записываю на уголке карты........2%
В документе на облачных сервисах.....................................1%

Поделиться
Класснуть