Деньги - на карту!
Как при безналичных расчетах вернуть деньги обратно на банковскую карту, если вы не получили товар, он вам не подошел или с вас списали сумму дважды
Представьте: вы вызвали такси, оплатили услугу онлайн, но… машина так и не приехала. Или решили заказать по Интернету роскошный букет с доставкой на дом, но ваша любимая получила жалкий веник из пяти ромашек, а с банковского счета за него списалась огромная сумма. Или оплачивали услугу со смартфона, система зависла, а деньги… ушли дважды! Подобных сценариев масса, но желание после них возникает только одно: вернуть назад деньги. Только возможно ли это?
Возможно. В мире электронной коммерции есть даже отдельное для этого понятие “чарджбэк” (с англ. сhargeback), или возвратный платеж. Так называется процесс оспаривания банком операции по карте, произведенной плательщиком в торговой точке или интернет-магазине.
В чарджбэке участвуют две стороны: с одной - получатель (торговая точка, интернет-магазин) и банк-эквайер (принимающий к оплате деньги через POS-терминалы и импринтеры), с другой - плательщик (держатель карты) и банк-эмитент (выпустивший эту карту). Процедура доступна всем держателям международных платежных систем Visa и Mastercard, поэтому эти системы и разработали строгий регламент возврата средств держателям карт, которого должны придерживаться банки.
Советы эксперта
Директор Центра по развитию финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Константин ПАК
Что делать, если…
- товар/услуга не получены или не соответствуют описанию
- Для начала нужно обратиться к продавцу или к компании, которая получила деньги за услугу, но не предоставила ее. Если получен отказ, то следует обратиться в банк-эмитент с письменным заявлением, а к нему приложить доказательную базу - переписку или скриншоты сообщений с продавцом или услугодателем, чеки. Чаще всего заявления на возврат поступают после посещения Восточной Европы и Юго-Восточной Азии или после покупок в интернет-магазинах этих стран. Там высокий уровень карточного мошенничества.
- Произошло двойное списание с карты за покупку/услугу
- Если в результате проблем со связью или сбоем систем платеж списался два раза, то в таком случае необходимо обратиться в банк-эмитент с заявлением, а банк уже самостоятельно будет разбираться в ситуации. Если спорная транзакция была осуществлена на территории Казахстана, то обычно вопрос решается в течение двух недель, если за границей, то может потребоваться срок до 40 дней.
При этом если вы расплачивались карточкой в магазине и заметили двойное списание средств, еще не покинув его территорию, то можно сразу обратиться к кассиру за возвратом одной из сумм также через POS-терминал. Это делается моментально! А если вы заметили списание только спустя время, то обращайтесь только в банк и как можно скорее: не позже 60 дней со дня транзакции.
- Платеж был неподтвержденным (украли платежную карту или она потерялась), но транзакция все равно прошла даже без PIN-кода и 3D-Secure (специального онлайн-кода подтверждения)
- Нужно обратиться в банк-эмитент, как правило, подобное происходит во время скимминга (когда мошенники считывают информацию с магнитной полосы карты. - Прим. авт.). Такие транзакции практически всегда легко оспаривают банки и возвращают деньги.
Техника безопасности
Глобальная платежная система Visa приводит несколько советов, как не стать жертвой мошенников, делая покупки онлайн.
- Подключите SMS-банкинг, чтобы контролировать все операции по вашей карте. Кстати, если вам так удобнее, вместо номера телефона все уведомления могут приходить на личную электронную почту.
- Используйте только сертифицированные интернет-браузеры. В строке адреса веб-страницы должна стоять буква s - https.
- Никогда не передавайте данные банковских счетов и кредитных карт по электронной почте.
- Не доверяйте сайтам, которые предлагают товары или услуги по подозрительно низким ценам.
Когда нельзя вернуть деньги
Эксперты утверждают: невозможно вернуть платеж, если он совершен, увы, не вами, а мошенниками или ворами и прошел именно с помощью PIN-кода или 3D-Secure. Поэтому если обнаружили пропажу карты, заблокируйте ее, совершив всего лишь один звонок в банк.
Обманули с товаром?
Национальная лига потребителей проводит бесплатные юридические консультации по правам потребителей по телефонам “горячей линии”: 2518 (для абонентов Beeline), 2040 (для абонентов Kcell) и по номеру в Алматы 8 (727) 277-89-45.
Мнения экспертов
Пресс-служба Kaspi.kz:
- У нас есть подразделения, которые занимаются круглосуточным мониторингом всех клиентских операций. При подозрении на мошенничество мы связываемся с клиентом и просим подтвердить проведение той или иной операции. В первую очередь мы руководствуемся интересами клиентов и правилами международных платежных систем, поэтому стараемся быстро определить причину и вернуть деньги, если убеждаемся, что они списаны по ошибке или неправомерно.
Светлана РОМАНОВСКАЯ, президент Национальной лиги потребителей Казахстана:
- На самом деле вернуть деньги на банковскую карту назад можно, но сложно. На сайтах интернет-магазинов, как правило, размещены публичный договор и пользовательское соглашение, которые покупатели обычно не читают. Но когда люди совершают покупки, то автоматически соглашаются с условиями договора и соглашением. Однако если условия этого договора и соглашения противоречат действующему законодательству Казахстана, то они могут быть признаны недействительными, ущемляющими права потребителей, а потому могут служить основанием для того, чтобы этот договор и соглашение изменить.
- С местными интернет-магазинами можно бороться за свои права. А как быть с зарубежными? Что им до законодательства Казахстана?
- Сделки нами все равно заключаются здесь, на территории Казахстана. Как потребители, мы имеем право подавать исковые заявления в суд и требовать вернуть деньги по месту заключения договора. У нас есть 20 дней, чтобы понять, подходит нам товар или нет. А по закону о защите прав потребителей доказательной базой сейчас служат фото- и видеосъемка, уже не нужно специального обращения в прокуратуру, для того чтобы выдали специальный диктофон. В этом плане законодательство стало лояльнее к потребителям. При этом если у компании, предоставляющей услуги, или у магазина есть договор оферты и они получают прибыль от потребителей, то на них распространяется закон о защите прав потребителей, а потому запрещать проводить фото- и видеосъемку не имеют права. Однако еще ни разу у нас дело не доходило до суда - деньги всегда возвращали.
Как лига потребителей, мы добились того, чтобы в Казпочте установили кабинки и потребители могли пощупать, потрогать товар, примерить его, прежде чем покупать, и в случае чего - отказаться. Ведь очень часто много людей получают товары по почте, но придя домой, обнаруживают, что размер им не подходит.
НАША ЦИФРА
Количество мошеннических транзакций в Казахстане составляет примерно 0,015 процента, или 1,5 тиына на 100 тенге, тогда как в странах Европы и США этот показатель в среднем составляет 0,07 процента (то есть у нас уровень мошенничества практически в 4,5 раза ниже, чем в среднем в мире), по данным Ассоциации финансистов Казахстана.
Екатерина ТИХОНОВА, фото с интернет-ресурсов, Алматы
Опрос в тему
Где вы храните свои пароли и PIN-коды от платежных карт?
- Только в памяти
- Записываю в блокнот, телефон, ноутбук
- Записываю на уголке карты
- В документе на облачных сервисах
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Почему, на ваш взгляд, люди дарят подарки врачам и учителям?
Чтобы как-то компенсировать их низкие зарплаты.........9%
Чтобы рассчитывать на их особое внимание и заботу.....46%
Из чувства благодарности за их труд...........................45%