Доктора без крыши
Врачи города Мамлютки Северо-Казахстанской области могут оказаться на улице вместе с малолетними детьми
Когда молодых специалистов приглашали работать в Мамлютскую центральную районную больницу, им обещали бесплатное жилье и подъемные. Но спустя несколько лет акимат подал иски в суд о выселении медиков, потребовав выплаты арендной платы за предыдущие годы.
Врачи утверждают, что ранее с них оплаты не требовали, о долге они узнали из уведомлений о выселении. В прошлом году в акимате наконец появилась методика расчета арендной платы коммунального жилья, и чиновники поспешили насчитать долги за все годы проживания да еще и пеню начислить. Автоматически доктора превратились из уважаемых в районе узких специалистов в злостных неплательщиков и почти бомжей. Бюджетникам принесли договоры и просили подписать задним числом - началом 2018 года.
- Мне торжественно вручал ключи от этого дома аким области, я много лет отработала в Петропавловске, прежде чем переехала в райцентр, - рассказывает единственный в Мамлютском районе врач психиатр-нарколог Наталья САЗОНОВА. - Заехали в дома, сделали ремонт, платили коммуналку, рассчитывали на скорую приватизацию, а никак не на выселение. Как я должна выплатить почти полтора миллиона тенге, которые мне насчитали? Мне два года до пенсии осталось, за время работы, пока лечила пациентов, заработала вторую группу инвалидности - тяжелую форму сахарного диабета. Получается, когда я не смогу работать, то меня выкинут на улицу?
Врачи помоложе поглядывают в сторону соседней России, куда уже уехали несколько семей медиков из района.
- Там хорошие условия и социальный пакет для врачей - материнский капитал, благоустроенные дома и квартиры дают, которые через пять лет можно приватизировать, да и зарплата повыше. Здесь нас никто не держит, скорее наоборот. Но не хочется срываться с тремя детьми, бросать больницу, я ведь здесь единственный педиатр и по просьбе руководства вышла на работу, хотя могла еще почти два года находиться в отпуске по уходу за ребенком, - рассказала Крестина БЕЛОУСЬКО.
Пока она сидела в декрете, детского отделения в больнице не было, так как не было педиатра. Невролог Василий ПОЛЯКОВ - тоже единственный специалист на весь Мамлютский район и практически живет на работе. Даже находясь дома, постоянно готов к экстренному вызову. Едва успевает поспать. А теперь ему приходится ходить еще и в суд.
Главное, что молодые специалисты Мамлютской центральной районной больницы не отказываются платить аренду, хотя и ждали от властей совсем другого отношения.
- Я согласна платить эти 11 тысяч тенге в месяц, но с этого года. Мне даже обещанных подъемных не дали под предлогом отсутствия средств в бюджете, - рассказывает терапевт-фтизиатр Анна СЧАСТЛИВЦЕВА.
Она, как и коллеги, уже пожалела, что не согласилась после окончания вуза на предложение работать в больнице Петропавловска, где помимо зарплаты и подъемных обещали ежемесячную доплату в качестве компенсации на съем жилья.
Уже после приезда в район корреспондента “Времени” дело о выселении врачей сдвинулось с мертвой точки. Докторам пошли навстречу, позволив подписать договоры августом, а не январем, но все же обязали выплатить долг за истекшие месяцы этого года. Однако иски из судов о выселении и выплате долга пока не отозваны. В акимате врачам пообещали пойти на мировую. Но пока медики находятся в подвешенном состоянии.
Аким города Мамлютки объяснил, что в 2006 году, когда молодым специалистам предоставили коммунальное жилье, еще не было постановления правительства о суммах арендной платы и методиках расчета. И поэтому долгие годы врачи жили бесплатно.
- Мы с начала этого года перешли на четвертый уровень бюджета, и если я не буду собирать аренду за эти дома, то меня накажут ревизоры. Проблема в том, что эти квартиры стоят на балансе акимата, а не центральной районной больницы, а потому жить в них должны не врачи, а госслужащие, судьи и полицейские, - посетовал аким города Мамлютки Серик БАКЕЕВ.
По его словам, он уже пять лет не может добиться, чтобы больница взяла эти пять домов на баланс, тогда бы врачи просто платили за коммуналку.
- Облздрав не разрешает принять дома, так как там документы не соответствуют постройкам, например, сараи для угля, которых нет в проекте. Но у нас, хотя и город, а центрального отопления нет, и для людей по согласованию с акимом района поставили хозпостройки. Мы уже не можем переделать проекты, - говорит чиновник.
Сами дома, пусть и относительно новые, уже нуждаются в капитальном ремонте. Стены, углы и пол в них кривые, потому что постройки “ведет”.
- Я всю жизнь прожила в Мамлютке, на этом месте всегда было болото, поэтому никто здесь ничего не строил, - рассказывает Крестина Белоусько. - Каждый год мы ждем середины лета, чтобы место вокруг дома хотя бы немного просохло. Потом надеваем сапоги и косим камыш, чтобы добраться до переполненного септика. Постоянно травим комаров, и все равно их здесь полно.
В комнатах очень сыро из-за протекающих крыш и неправильно сделанных стоков. Когда идет дождь, по стенам бежит вода. Ежегодная побелка и наклейка обоев не спасают от подтеков и разводов. В кирпичной кладке появились трещины, оттого по швам трещат и пластиковые стеклопакеты.
- У нас дом находится практически в аварийном состоянии, фундамент начал разрушаться, образовались трещины в полу. В детской комнате трава растет! Обратились в акимат, а нам сказали, что капитальный ремонт положен только через 15 лет постройки, то есть ждать надо еще лет пять, - говорит жена врача, строитель по специальности Крестина ПОЛЯКОВА.
Неизвестно, сколько времени люди выдержат в таких условиях. В семьях маленькие дети. Если в поисках лучшей жизни специалисты уедут из района, на местной больнице можно ставить крест.
Руководителям больниц и поликлиник Северо-Казахстанской области не удается привлечь молодых специалистов как раз из-за того, что другие регионы страны, вооружившись поддержкой акимов и местных бюджетов, предлагают врачам лучшие условия.
- Костанайская область предложила 1,5 миллиона тенге подъемных каждому врачу плюс еще миллион и благоустроенный коттедж тем, кто едет в глубинку. И руководство той области сразу закрыло дефицит врачебных кадров. Еще часть специалистов забрал Кокшетау, там подъемные - миллион тенге. А мы можем предложить только 480 тысяч тенге, - выступил недавно на общественном совете Петропавловска руководитель городской поликлиники №2 Женис АБИЛЕВ, и его поддержали главные врачи других медучреждений, многие из которых вынуждены за счет больницы покрывать ежегодные миллионные расходы на съем квартир для врачей.
Екатерина НАЗАРЕНКО,фото автора, Петропавловск