2768

Мокрое дело

Кто виноват в том, что в Алматы сохнут деревья?

    Это лето стало, наверное, рекордным по звонкам читателей нашей газеты, которые обращались с одной и той же просьбой: подскажите, куда жаловаться - в нашем районе погибают молодые деревья. Одно дело, если молодые туи (любят их сейчас очень) или липы высаживает какой-то частник на своей территории (тогда он и должен за ними ухаживать), и совсем другое, когда речь идет о городской земле - тогда, хотят этого районные акиматы или нет, поливать их должны именно они. У нас же нередко ждут дождичка. Того, который, видимо, в четверг. Причем схема отработана: когда город топит - виноваты аномальные дож­ди, а если деревья сохнут - изнурительная для всех жара. Если же к засушливым июлю и августу добавить реконструкцию города, одним из пунктов которой является замена блоков арычной системы, то вообще все можно объяснить временными трудностями, которые вот-вот решатся. Просили же подождать! Вот и запасаемся терпением.

Председатель потребительского кооператива “Куаныш мекен”, член общественного совета Алматы Толеутай ЖАББАРОВ (на снимке) ждет третий год. Правда, все это время он не молчит, как большинство из нас, а засыпает городские власти письмами и требует навести порядок. Вместе с ним мы прогуливаемся по скверу, который должен был стать оазисом микрорайона “Жетысу-3”. Пока до такого звания сквер недотягивает: жухлая трава, полуживые деревья и в тон им ободранные, рассохшиеся скамейки.


- Это городская территория - полтора гектара земли. Раньше здесь была свалка, потом, когда построили наши дома, я стал добиваться того, чтобы это место облагородили и разбили здесь сквер, - рассказывает Жаббаров. - В 2015 году, когда акимом Алматы был Ахметжан ЕСИМОВ, мы с жильцами обратились к нему с просьбой благоустроить эту территорию. И у нас получилось: ее очистили от мусора, здесь появились газоны, цветники, пешеходные дорожки, скамейки и детская площадка. Тогда действительно это был оазис.
Жаббаров показывает мне пачку фотографий: зеленые газоны и деревца, счастливые мамочки с малышами на руках и такие же сияющие представители городского акимата во главе с г-ном Есимовым, который 30 мая 2015 года торжественно открыл этот самый сквер.

- Тогда нам пообещали, что здесь поставят фонари и посадят деревья. Дескать, все будет, только ухаживайте за территорией, - продолжает наш провожатый. - И мы следили за сквером: делали здесь уборку, на деньги КСК оборудовали футбольную площадку для наших детей, поставили ограждение. Деревьев сначала не было - только газон и клумбы, поэтому мы сами решили их посадить. В 2016 году собрали людей, провели большой субботник и высадили 270 молодых деревьев разных пород. Вы знаете, сколько у нас было радости! Ждали каких-то действий от акимата. Но в 2016 году не было ни единого полива, саженцы и трава чахли без воды. В 2017 году - такая же ситуация. В итоге 89 деревьев засохло. Мы их пересадили. И все - за собственные средства. В этом году, наконец-то, начала приезжать машина с водой. Я обрадовался, что деревья выживут, ведь их нужно поливать только пока они молодые, потом в этом не будет необходимости. Полили несколько раз - и снова тишина.
- Ваш КСК не может это делать?
- Нет конечно - у нас нет такой возможности. Представляете, сколь­ко для этого нужно воды?! Мы и так сделали все, что в наших силах. Так пусть теперь нас поддержат власти. Тем более, повторяю, это городская земля. А вокруг живут несколько тысяч человек, у многих маленькие дети - им больше негде гулять. Люди все равно приходят сюда по вечерам - выбора нет. И обидно видеть, что сквер, который мог бы радовать горожан, в таком состоянии. Получается так: открыли с помпой и бросили. Нельзя же так! Начали делать - так доведите все до ума!
Толеутай Сарсенбаевич протягивает мне письмо, которое ему пришло из городского акимата: “На ваше обращение по вопросу содержания сквера, расположенного за жилым комплексом по адресу микрорайон “Жетысу-3”, сообщаем, что уполномоченным органом по содержанию парков, скверов, зеленых насаждений и зеленых зон являются районные акиматы, в данном случае аппарат акима Ауэзовского района”.

Сомневаюсь, что наш герой этого не знал. Так же, как и то, что это письмо что-то кардинально изменит. Это тоже привычно. Вот мы вместе с представителями общественного совета Алматы две недели назад проверяли состояние деревьев на проспектах Абая и Достык, которые сейчас реконструируют (см. “Когда деревья были в бетоне”, “Время” от 7.8. 2018 г). Было много замечаний: слишком маленькие, да еще и залитые бетоном, приствольные круги вокруг дубов и карагачей. Тогда подрядчик при нас давал указание рабочим все исправить. Можно было подумать, что проблема решена, с нами ведь был представитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы, в компетенцию которого как раз и входят вопросы благоустройства. Он старательно снимал все на сотовый телефон.
И эти замечания по проспекту Абая логично было довести до остальных подрядчиков, ремонтирующих другие улицы. Четко объя­снить: диаметр приствольного круга должен быть не менее двух метров, расстояние от корневой шейки до бордюра - не менее 70 сантиметров. Но зачем? Рейд-то уже прошел. Какая разница, что происходит там, где нас не было? Отчитались о проделанной работе - а дальше хоть трава не расти, хоть дерево погибай.
В конце прошлой недели мы прогулялись по проспекту Назарбаева. По фотографиям видно, что во многих местах та норма, о которой говорили представители общественного совета, и здесь не соблюдается. Может быть, все еще исправят. Но, видимо, пока в городе не появятся единые правила содержания и защиты зеленых насаждений, так и будем ждать очередного рейда, чтобы решить очевидные проблемы.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть