7010

Светопреставление с прицелом на митинг

Три года без документов на собственные квартиры, год без отопления, три вечных беспросветных дня подряд - так выживают в новом элитном алматинском ЖК Central Park Residence

Устав от бардака, неопределенности и пустых обещаний, доведенные до отчаяния владельцы проблемных квартир на днях отправились брать штурмом офис управляющей компании, городской акимат и районную прокуратуру. А чтобы “наверху” не расслаблялись, подали заявку на организацию митинга протеста.

Газета “Время” одной из первых сообщила о проблемах в этом жилом комплексе, заложниками которых стали более 200 человек (см. “Предъявите документы!”, “Время” от 30.6.2018 г.). Вкратце напомним: жилой комплекс Central Park Residence состоит из четырех домов, называемых блоками. Три из них давно ввели в эксплуатацию, их жильцам честь по чести оформили документы на квартиры и лицевые счета на оплату комуслуг. А самый первый блок из 184 квартир застройщик - ТОО “AsiaPromResouсes” (APR) - вот уже три года не может ввести в эксплуатацию. Из-за этого люди, выполнившие перед застройщиком все свои денежные обязательства, не могут оформить документы на новое жилье (кроме как предварительных договоров купли-продажи), зарегистрироваться в собственных квартирах (другими словами, прописаться), платить за комуслуги по лицевым счетам. Чтобы не оказаться без благ цивилизации, жильцы заключили договор с APR и передавали застройщику деньги за свет, воду и отопление, а тот рассчитывался с поставщиками. Но потом кассовый аппарат компании арестовали, и платить стало… некуда.
После выхода нашей статьи злополучный дом-блок этого ЖК приняла на баланс управляющая компания по обслуживанию комплекса Central Park Management, и люди стали рассчитываться за комуслуги с ней. Казалось, проблемы вот-вот решатся: в управлении государственного архитектурно-строительного контроля (УГАСК) Алматы нам сообщили, что акт приемки ввода дома в эксплуатацию находится на рассмотрении в городском департаменте юстиции, а застройщик пообещал оформить документы на квартиры в июне-июле этого года. Однако тут жильцам отключили свет. И их терпение лопнуло!
Уставшие от обещаний, взвинченные донельзя жильцы встретили меня возле отдела продаж и офиса управляющей компании (они находятся там же, в комплексе, но в другом блоке).
- В этих высотках (13 этажей. - Е. Т.) газ не проведен, у нас электроплиты. Как нам питаться?! Мы уже третий день без света! - выплескивает свое негодование жительница первого блока Юлия ПЕТРОВА. - В лучшем случае те, кто передвигается на своих ногах, ходят в столовые или кафе. Но тратить каждый раз по 5000 тенге на завтрак, обед и ужин уж очень затратно! А что делать моей соседке, которая лежит после операции? Она не может ходить! Чтобы хоть как-то ей помочь, мы купили газовую плитку с маленьким баллончиком, чтобы варить ей и детям этого комплекса каши. Но это же небезопасно! Нам помогают жильцы других блоков - зовут к себе поесть, подзарядить телефоны. Первый год мы вообще жили без отопления, но справлялись. А сейчас не можем.
- Я сегодня была на приеме у директора департамента сбыта по Алматы Владимира НАЗАРОВА. Выяснилось: с 2 февраля по 16 июля оплата за электроэнергию была ноль! И наш долг уже 18 миллионов! - вступает в разговор жительница Эмилия. - Пока весь долг не погасят, света не будет вообще. А ведь мы аккуратно платим!
В офис управляющей компании за мной потянулись человек тридцать. Отказавшись поначалу давать комментарии (мол, не его компетенция), директор Central Park Management Михаил САФОНОВ затем все же вышел навстречу возмущенной толпе. Но ничего обнадеживающего не сообщил:
- Сегодня лицевые счета для прямых взаиморасчетов с “АлматыЭнергоСбытом” по первому блоку открыть невозможно! Потому весь первый блок сейчас в РЭС числится как... стройка.
В ответ прокатился грозный гул возмущения. Женщина с маленьким ребенком на руках заплакала. Люди потребовали от Сафонова тут же связаться с застройщиком по телефону.
- Нам некуда звонить, - развели руками директор и представители отдела продаж. - В офисе застройщика никого вы не найдете. Телефонов у нас их тоже нет.
- Как некуда?! Не знаете, на кого вы работаете?! Вам кто платит заработную плату? - накинулись на них жильцы с вопросами.
После краткого кипиша стало известно, что Анна ГРИПП, третий по счету директор ТОО “AsiaPromResouсes”, вроде как должна подъехать.
- И все же: как будете решать проблему со светом? - спросила я у директора управляющей компании.
- А никак.
- Так дом же передали на баланс КСК!
- Когда встал вопрос по дому на собрании, нужно было либо отключить полностью все коммуникации и людям выселяться, либо вынужденно вступить в КСК, и мы со своей стороны нехотя, вынужденно приняли этот дом. Безвыходная ситуация была. А 17 июля я перечислил пять миллионов тенге по гарантийному письму застройщика, который Анна Грипп составила в тот же день. До этого она сама с ними рассчитывалась.
- Что нам делать? Устроить забастовку? Выйти с плакатами, чтобы нас заметили? - снова набросились на Сафонова жильцы.
- Это вопрос риторический. Не моя зона ответственности, - с этими словами директор управкомпании ретировался.
Так и не дождавшись Анну Грипп, два десятка человек поехали в акимат Алматы, в том числе пенсионеры и мамы с малолетними детьми на руках.
После моего звонка в пресс-службу администрации к людям вышел руководитель отдела общественно-политической работы управления внутренней политики Алматы Асхат ОСЕРБАЕВ, пригласил в большой кабинет приема граждан, выслушал их проблемы и ушел искать виноватых.
Пока мы ждали, кто-то дозвонился до Анны Грипп. Та удивленно ответила, что совершенно ничего не знает о проблеме, никто ей не звонил, а сама она находится в аэропорту, потому что улетает. К слову, она гражданка России.
- Ну вот кому верить, а?! - снова стали закипать страсти.
Минут через десять к людям вышел руководитель управления энергетики и коммунального хозяйства акимата Алматы Ерболат АМАНГАЛИЕВ и сообщил: директор департамента сбыта по Алматы Владимир Назаров даже не знал, что в этом доме живут люди!
- Дом не завершен, технические условия не выполнены. Застройщик открыл счет на свое юрлицо, и в соответствии с теми техническими условиями, что у них имеются на руках, оплата электроэнергии идет по графе “на период строительства дома”. Пять миллионов отдали, остается еще восемь миллионов тенге долга. Если вопрос стоит в том, что ваш застройщик в установленном законом порядке не выполнил обязательства не только перед вами, но и перед субъектами естественных монополий, то спрашивать надо с застройщика.
- Так найти ее никак нельзя! - запротестовали жильцы.
- Вы можете обратиться в прокуратуру.
- А пока так и будем без света жить?!
- Если у застройщика нет средств, может, своими собственными средствами придется погашать долг. Я понимаю ваше справедливое возмущение, что деньги вы оплачиваете, но они не доходят до коммунального предприятия!
И тут прозвучал, возможно, самый главный и важный в этой ситуации для собравшихся людей вопрос:
- А может ли государство помочь нам в этой ситуации? Выступить гарантом?
- Государство не может выступать гарантом. Вы же на рыночных условиях сами пошли туда, вас никто туда не обязывал подписывать договоры! - заявил Амангалиев. - Обратитесь в управление ГАСК: пока дом не введен в эксплуатацию, функция контроля - за ним.
Хотя наша редакция ранее уже посылала запрос в это управление, в котором подтвердили: именно УГАСК выдавало документы застройщику на привлечение денег дольщиков, но строительство жилого комплекса не завершено в установленные сроки в связи с “отсутствием финансовых средств у застройщика”. “За допущенные нарушения по срокам ввода в эксплуатацию объекта ранее управлением в отношении ТОО “Asia Prom Resources” приняты соответствующие административные меры согласно Кодексу Республики Казахстан “Об административных правонарушениях”, - сообщалось в ответе УГАСК за подписью и.о. замруководителя этого ведомства Олжаса ТУЛЕБАЕВА. И что толку?
После долгих, но уже конструктивных переговоров место собрания перенесли в сам жилой комплекс, куда приехали представители всех заинтересованных ведомств, кроме застройщика. Дело под свой контроль пообещал взять заместитель акима Медеуского района Алматы Рустем МУХАМЕТЖАНОВ (месяцем ранее посылавший по этой же проблеме людей в суды).
Единственным возможным решением в данной ситуации стало подключение света по гарантийному письму А. Грипп, где она обязалась рассчитаться с долгами за электроэнергию до 31 июля. Но пока это временная мера.
В тот же день жильцы комплекса настойчиво постучались и в двери прокуратуры Медеуского района - главу этого ведомства Сакена ЕРМЕКБАЕВА они призвали принять меры в отношении ТОО “AsiaPromResources”, отразив это в соответствующем заявлении.
А заявление на проведение митинга с участием 200 человек жильцы все-таки подали. Наученные горьким опытом, они уже знают: чтобы решить проблему, нужно громко заявить о себе, а не ждать дежурных отписок и пустых обещаний.

ДОСЛОВНО

Нурсултан НАЗАРБАЕВ:
- Аморфно работаем. Везде и всюду… Отношение госслужащих к людям, простому человеку не меняется. Нам надо вместе думать, почему не делается. Все есть, средства определены. Сейчас, если по жилищному строительству, по пяти социальным инициативам так же пойдет, это совсем плохо будет.
Сказано в ходе встречи с премьер-министром Бакытжаном САГИНТАЕВЫМ 19 июля 2018 г.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть