5226

Трамвай умер. Да здравствует трамвай!

О том, каким будет алматинский ЛРТ (легкорельсовый транспорт), смогут ли строители умудриться проложить линию по реконструированной улице Панфилова и при этом ничего не сломать, во сколько оценят проезд и где будут остановки, нашей газете рассказал исполнительный директор управления по проекту ЛРТ города Алматы Гани ТАЖИЕВ (на снимке).

- Давайте начнем с вопроса про маршрут, по которому будет ходить ЛРТ. Депо расположат в районе спецЦОНа. Оттуда по улице Момышулы трамвай будет идти на юг до улицы Толе би. Здесь маршрут разделится на два направления: одна линия уйдет прямо по Толе би на восток, в сторону центра города, а вторая - на запад.
- Да, все верно. Одна из линий будет идти по Толе би до улицы Яссауи, спускаться по ней до проспекта Райымбека и доезжать до автовокзала Западный (он еще не построен. - О. А.), который будет находиться на пересечении улицы Ашимова и проспекта Райымбека, возле седьмой горбольницы. Там будет мультимодальный транспортный хаб: конечные остановки метро, ЛРТ и автобусов. Здесь же оборудуют паркинги. На проспекте Райымбека линия пройдет по южной стороне, то есть не будет пересекать улицу и мешать потоку машин. Трамвай с Яссауи будет поворачивать и двигаться дальше. Там много места, мы не будем забирать часть магистрали для строительства путей - они пройдут возле дороги, грубо говоря, на месте нынешней обочины.
- В общем-то, все понятно, за исключением некоторых деталей. Самая длинная линия ЛРТ будет проложена по Толе би, идти прямо до КБТУ, а затем спускаться по улице Панфилова до Макатаева и доходить до улицы Жетысуской. То есть часть маршрута будет проходить по пешеходной зоне, которую реконструировали только в прошлом году. Вы что, будете ломать Панфилова? Там ведь нет места для трамвайных путей.
- Нет, там есть место. В проекте реконструкции улицы Панфилова изначально было заложено то, что по ней пройдет ЛРТ. Вспомните, вдоль пешеходной зоны есть дорога, по которой сейчас ездят машины, там же расположена парковка. На месте этой проезжей части мы и проложим трамвайные пути. Получится, что восточная сторона Панфилова так и останется прогулочной, а по западной будет курсировать ЛРТ.
- Там хватит для этого места?
- Хватит.
- А остановки?
- Непосредственно на Панфилова их не будет. Они расположатся на ее пересечении с другими улицами - Толе би, Гоголя (здесь она будет интегрирована с метро), Макатаева.
- Как линия будет проходить через Арбат? Ведь это полностью пешеходная зона, там нет дороги.
- Только на этом участке придется снимать часть брусчатки, чтобы проложить трамвайные пути. Но он всегда был пешеходным, поэтому делать это пришлось бы в любом случае.
- Как это будет выглядеть? Ты гуляешь по Арбату - и вдруг трамвай!
- Во многих городах есть пешеходно-прогулочные зоны, по которым ездит ЛРТ. В этом нет ничего страшного. Еще бы хотел отметить, что участок от пересечения улиц Толе би - Желтоксан до Макатаева - Панфилова будет бесконтактным - это примерно 1,6 километра. То есть над ним не будет проводов, трамвай будет идти без пантографа - либо используя аккумуляторы, либо при помощи третьей линии - специального рельса, который кладут между двумя теми, по которым движется трамвай. По нему подается ток.
- Это не опасно для пешеходов?
- Нет, третья линия работает только в тот момент, когда над ней проходит вагон. Все остальное время он обесточен. В мире применяется такая практика. Трамваи будут низкопольными.
- Остановки будут располагаться посередине улицы?
- В основном да. Длина трамвая - 30-35 метров, однако длина остановочных платформ составит 75 метров, что позволит в будущем соединять составы в часы пик для увеличения пропускной способности. Подойти к ней можно будет по пешеходному переходу. Вход и выход в остановочный комплекс будет огорожен турникетами, к одному из которых нужно будет приложить карту и пройти внутрь, а потом сесть в трамвай.
- Какую карту?
- “Оңай!”. Мы не будем выпускать специальные карты для трамвая. В вагонах установим терминалы “Оңай!”, можно будет зайти внутрь и заплатить. Тем более что на некоторых остановках (там, где мало места) не предусмотрены турникеты. Но все же мы постараемся оборудовать ими максимально возможное количество платформ, чтобы знать точный пассажиропоток. На тех участках, где много людей (например, Толе би - Момыш улы), мы будем оборудовать остановочные комплексы с туалетами и небольшими магазинчиками. Сама трамвайная линия будет занимать столько же места, сколько и раньше. Старую инфраструктуру полностью демонтируют.
- Сколько будет стоить билет на трамвай?
- Столько же, сколько на тот момент проезд в другом общественном транспорте, цена не будет отличаться. Если бы ЛРТ появился сейчас, то билет стоил бы 80 тенге.
- Вы будете огораживать саму линию ЛРТ?
- Только на некоторых скоростных участках в целях безопасности: например, от улицы Саина до Отеген батыра.
- А что будете делать для того, чтобы машины не заезжали на линию? Старый трамвай не мог нормально ездить, потому что водители, поворачивающие налево, занимали рельсы и тормозили его движение.
- Мы понимаем, что такие проблемы могут быть, но инновационные решения по управлению фазами светофора помогут сделать такие случаи единичными. Вдобавок, возможно, на перекрестках к тому времени установят камеры, и водители не будут нарушать, или жители станут более сознательными.
- Я бы особо не рассчитывала на сознательность и все-таки искала пути решения возможной проблемы. Есть еще один момент: трамвай будет тормозить только на остановках, на всем остальном пути следования для него будет создан зеленый коридор. Вам не кажется, что из-за этого начнут образовываться страшные пробки?
- Система управления светофорами должна быть инновационной, но при этом интегрированной с существующей. Мы уделяем этому вопросу большое внимание, изучаем транспортные потоки и перекрестки. Конечно, многое придется сделать для того, чтобы пробок не было. Система должна быть правильной. И ее разработка - одно из требований, которое мы будем предъявлять частному парт­неру.
- Давайте более подробно поговорим о нем. Проект ЛРТ будет реализован в рамках государственно-частного парт­нерства. Его общая стоимость - 130 миллиардов тенге: 50 процентов вложит городской акимат, вторую половину - частный партнер.
- 130 миллиардов - это общая сумма, в которую включены и затраты на подготовительные работы. В частности, вынос инженерных и магистральных сетей по утвержденному маршруту - эти работы начнутся в ближайшее время. Сам проект ЛРТ будет стоить 94 миллиарда - это деньги на прокладку линии ЛРТ, строительство депо, остановок, покупку подвижного состава. Эту сумму поделят поровну акимат и частный партнер, который будет заниматься не только проектированием, строительством ЛРТ, покупкой подвижного состава, но и его эксплуатацией и сервисным обслуживанием. Вскоре должна начаться процедура определения частного партнера. Надеемся, что в ближайшее время мы проведем первый этап тендера. Думаю, в этом конкурсе будут участвовать примерно пять консорциумов, объединяющих несколько организаций. На втором этапе мы выберем из них два или три. Частный партнер будет зарубежным. По контракту через 23 года он полностью передаст проект городу. Все это время акимат будет постепенно возвращать ему определенные суммы. Это общемировая практика, наиболее оптимальный вариант реализации затратного для бюджета проекта. К тому же он позволяет распределить риски. Мы очень хотим сделать качественный ЛРТ, который прослужит многие годы, поэтому наша конечная цель - найти сильного частного партнера. В алматинском ЛРТ должны сочетаться инновации, цена и качество. Если все будет по плану, трамвай начнет курсировать в 2022 году.

Наша справка

Каким будет ЛРТ?

- Длина подвижного состава: 30-35 м;
- Максимальная скорость: 60-70 км/ч;
- Средняя скорость: около 22 км/ч;
- Вместимость: 200-250 человек;
- Длина маршрута: 22,72 км;
- Время нахождения в пути: 52-54 мин.;
- Интервал в час пик: 4 мин.;
- Интервал вне часа пик: 6-8 мин.;
- Количество подвижного состава: 31 единица.
- Время работы: 05.00 - 23.00;
- Ожидаемый пассажиропоток (в день):
2022 год - 76 000 человек;
2030 год - 98 000 человек;
2047 год - 112 000 человек.
- Количество остановок - 35 (они частично будут совпадать с теми, которые существуют сейчас).

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть