Экстренное торможение
Крушение вагонов пассажирского поезда № 10 сообщением Астана - Алматы, случившееся в воскресенье, многих путешественников заставит задуматься: а не полететь ли самолетом?
Один погибший, четырнадцать пострадавших… Жертв могло быть гораздо больше, если бы наши люди в этой чрезвычайной ситуации не проявили свои лучшие качества: сострадание, готовность прийти на помощь.
Беды ничего не предвещало. Стрелки часов показывали 13.25. Как вдруг все затряслось, поезд дернулся, и… у людей пол стал уходить из-под ног. Железнодорожная катастрофа случилась на перегоне Шыганак - Шу, что на территории Шуского района Жамбылской области. Шесть пассажирских вагонов сошли с рельсов, три из них опрокинулись.
- Я возвращался из Астаны из командировки, - рассказывает один из пассажиров - житель Тараза, заместитель начальника МПС ДВД Жамбылской области Уалихан СЕКСЕНБАЕВ (на снимке). - Ехал в 17-м вагоне. Собирался выходить в Шу, уже стоял в тамбуре. И вдруг вагон как затрясло… Резкий рывок - и поезд остановился. Мы с проводником вышли посмотреть, в чем дело. И не поверили глазам: два вагона лежат на боку, а третий в глубоком наклоне. Для меня это был шок.
Первое, что сделал майор полиции Сексенбаев, позвонил начальнику Шуского РОВД Каныбеку ТУЛЕШОВУ: “Железнодорожная катастрофа. Поднимайте людей!”
И уже через несколько минут в районе крушения находились восемь экипажей патрульных машин. Полицейские кинулись вытаскивать людей из опрокинутых вагонов. Но и до их приезда люди времени не теряли. Выскакивали из вагонов и мчались на помощь тем, кто находился в железной западне. Этим поездом возвращались домой дембеля, их было человек десять, и все как один бросились спасать пострадавших пассажиров вагонов № 12, 13 и 14 - и очень многих вытащили людей.
- Мы с проводником взяли ломики, а кто-то просто плечом вышибал стекла, - продолжает
Уалихан свой рассказ. - В лежащих на боку вагонах окна оказались на потолке, и люди подсаживали друг друга, чтобы выбраться через эти проемы. Мы сверху принимали. А в висячем вагоне легче было выбираться из нижних окон. Я таким образом вытянул двух женщин и молодого парня. Вдруг на моих глазах проводника буквально снесло с крыши! Оказывается, его ударило током. При опрокидывании вагонов оборвались провода. К счастью, оказалось несмертельно. А рядом на земле оголенный провод уже начинал дымиться. Я принялся его засыпать землей. А кругом крики, плач… Но что интересно - паники не было. И зевак не было - никто просто так не стоял, все помогали друг другу. Одна бабушка все кричала: “Внучек, внучек там остался!” - и показывала на вагон. Мужчины туда полезли и вытащили подростка. Его там, оказывается, сильно придавило. Он еще дышал, но видно было, что не жилец. Пытались оказать ему первую медицинскую помощь, но ничего не помогло, мальчик умер на наших глазах.
Как позже выяснилось, это был 12-летний Алексей МАЛИНЕВ из Бухар-Жырауского района Карагандинской области. Ехал с родителями и родственниками отдыхать на Иссык-Куль.
Кстати, в одном из опрокинувшихся вагонов возвращалась с экскурсии группа школьников из Каскелена - 17 детей и с ними несколько педагогов. К счастью, никто из них не пострадал.
“Скорая помощь” (шесть бригад) прибыла на место катастрофы примерно через полчаса, за ней - пожарные и спасатели.
В 16 часов вертолетом “Казавиаспаса” на место происшествия прибыли первый заместитель акима области Бекболат ОРЫНБЕКОВ, руководитель областного управления здравоохранения Марат ДЖУМАНКУЛОВ, и. о. начальника ДЧС Жамбылской области Талгат САБИРОВ, замначальника МПС ДВД области Мурат БАЙСЕРКЕНОВ.
- Все люди находились в состоянии стресса, - рассказывает Марат Джуманкулов. - Троих пострадавших доставили в Шускую центральную районную больницу и 11 - в городскую. В основном люди обращались с ушибами. Но многим пострадавшим требовалась психологическая помощь, и в первую очередь родителям погибшего Алексея Малинева. Серьезная травма - перелом обеих голеней - оказалась у пассажира Альби БАЙЖАНОВА. Он госпитализирован в Шускую горбольницу. Состояние пациента стабильное, он в сознании.
Своими впечатлениями от полета в Шуский район поделился первый заместитель акима области Бекболат Орынбеков:
- Что от нас зависело, мы все сделали. Как только это несчастье случилось, нас собрал аким области Аскар МЫРЗАХМЕТОВ и поручил максимально помочь людям, попавшим в беду. Мы тут же вылетели. Первая задача была отправить пассажиров по месту назначения. Железная дорога быстро предоставила резервный поезд Астана - Кызылорда, и все, кто ехал на потерпевшем крушение поезде (кроме тех, кого увезла “скорая”) - более 800 человек, были доставлены на станцию Шу. Там порядка 200 пассажиров сошли с поезда, около 500 пересели на другой поезд и поехали дальше в Алматы, остальные решили добираться до южной столицы автотранспортом. Школьникам и педагогам из Каскелена мы предоставили два микроавтобуса, дали им сопровождение и отправили домой, предварительно покормив и успокоив. Самым тяжелым для меня было, конечно, беседовать с родителями погибшего мальчика. Горе страшное! Повезли ребенка отдыхать, а вместо отдыха… похороны. Я от имени всех жителей нашей области выразил этой семье соболезнование. Устроили родителей в гостиницу на период, пока шло вскрытие, заказали из Алматы катафалк. И уже ночью в сопровождении дорожно-патрульных полицейских, двух врачей и психологов семья повезла тело ребенка в Караганду. Вообще, такая серьезная железнодорожная авария у нас в области впервые. И отрадно, что все наши службы оказались на своих местах, все отработали по полной. И сами люди действовали сплоченно, слаженно, не паниковали.
А тем временем по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта возбуждено уголовное дело. Его расследует ЛОВД на станции Шу, а ход расследования - на контроле Главной транспортной прокуратуры.
Что интересно, многие пассажиры злополучного поезда говорили о том, что перед самым крушением вагон сильно затрясло. Но что это было? Непонятно. Пока о возможной причине аварии известно то, что машинист, по его словам, вдруг увидел “искривление пути” и экстренно затормозил. А было ли на самом деле искривление или оно просто показалось машинисту - на этот вопрос должны ответить следствие и специальные комиссии: АО “НК “КТЖ” и комитета транспорта МИР РК.
Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольгой ЩУКИНОЙ и предоставлено пресс-службой ДЧС, Жамбылская область