4834

Дайте оценку!

Как внедрение новой системы оценивания отдельных учащихся, на которую уже в следующем учебном году перейдут практически все школьники Казахстана, повлияло на успеваемость детей?

В только что закончившемся учебном году по “обновленке” учились 1, 2, 5 и 7-е классы. В следующем году останется всего три параллели, в которых будут применяться старая программа и привычная еще с советских времен пятибалльная система оценок, - 4, 9 и 11-е классы. Все остальные (ученики 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10-х классов) будут получать не четыре или три, а писать СОРы (суммативное оценивание знаний за раздел) и СОЧи (суммативное оценивание знаний за четверть).
Я одна из тех мам, которые уже в этом году были вынуждены разбираться и в новых подходах к обу­чению, и в критериальной системе оценивания: моя старшая дочь только что окончила 7-й класс и перешла в 8-й. Было непросто, честно скажу. И больше всего вопросов и у меня, и у многих родителей, с которыми я общалась, было к оцениваю знаний школьников.

Все жаловались, что их дети стали учиться хуже. Я же пыталась смотреть на все нововведения объективно: дескать, еще не привыкли, не поняли до конца, что такое СОР и СОЧ (ведь текущие оценки ставить перестали), а при новой системе знания оцениваются более объективно, потому и четвертные отметки ниже... Причем, по моим наблюдениям, больше всего проблем возникло как раз у семиклассников - они оказались самыми старшими из тех, кто перешел на “обновленку”. Вот я и решила выяснить, сравнивали ли педагоги или профэксперты успеваемость детей, которые учились по старой программе, а теперь перешли на новую.
Еще в феврале составила официальный запрос в Министерство образования и науки в надежде, что мне предоставят данные по итогам первого полугодия, но... Сначала запрос затерялся. Бывает, подумала я, толком не проконтролировала, значит, сама виновата. В начале марта отправила его повторно. Убедилась в том, что мой вопросник там получили. Но все равно ответ пришел только через два месяца - 14 мая! При этом я и звонила, и писала в МОН, все время напоминая о себе. Мне уже предлагали более логичный вариант: мол, давайте мы предоставим данные по итогам всего учебного года, он вот-вот закончится. Но я решила не рисковать - с такими-то темпами...
Вот те самые вопросы и ответы. Их я привожу практически полностью (с незначительными сокращениями, по тексту выделено мной).
1. Как с введением новых критериев оценивания изменилась успеваемость детей, которые еще в прошлом учебном году получали традиционные оценки?
- Для мониторинга внедрения критериального оценивания при обновлении содержания образования в общеобразовательных школах страны АОО “Назарбаев Интеллектуальные школы” осуществило выборочный сбор данных качества знаний учащихся по итогам первой и второй четверти в 251 школе в 14 областях, городах Алматы и Астане. Анализ данных показал отсутствие определенной динамики в показателях качества знаний учащихся в текущем году по сравнению с аналогичным периодом прошлого учебного года.
В каждом регионе есть школы, в которых показатель качества знаний стал выше или ниже - как в тех классах, где внедряется обновленное содержание образование, так и там, где занимаются по прежним стандартам. Например, анализ результатов учащихся 7-х классов с казахским языком обучения по обновленным программам показал, что качество знаний по итогам второй четверти в среднем составило 43,2 процента. Это на 3,7 процента ниже прошлогоднего значения. При этом в 84 процентах школ качество знаний по итогам второй четверти текущего года выше среднего значения, в 95 - ниже.
В 7-х классах с русским языком обучения качество знаний по итогам второй четверти в среднем составило 32,7 процента. Это на 9 процентов ниже прошлогоднего значения. При этом в 69 школах качество знаний во второй четверти выше среднего значения, в 95 - ниже.
Для сравнения: результаты учащихся 11-х классов с казахским языком обучения, где не внедряется обновленное содержание: качество знаний по итогам второй четверти составило 53,4 процента. Это на 1,9 процента ниже прошлогоднего значения. При этом в 68 школах качество знаний во второй четверти текущего года выше, чем в аналогичный период прошлого года, в 83 - ниже.
В 11-х классах с русским языком обучения качество знаний по итогам второй четверти составило 52,1 процента. Это на 2,7 процента выше прошлогоднего значения. В 65 школах качество знаний выше, в 75 - ниже.
Наблюдается сильная дифференциация в показателях между регионами. Например, в тех школах Алматы, по которым был сделан анализ, во второй четверти во 2, 5 и 7-х классах как с казахским, так и с русским языком обучения отмечено качество знаний, превышающее на 2-7 процентов этот же показатель в прошлом учебном году. При этом в Кызылординской области эти же данные во второй четверти ниже прошлого года на 3,7-11,8 процента в зависимости от класса и языка обучения.
В Западно-Казахстанской области качество знаний учащихся с казахским языком обучения во второй четверти ниже прошлогоднего периода: 2-й класс - на 13 процентов, 3-й класс - на 11,3 процента, 5-й класс - на 15,9 процента, 6-й класс - на 12,1 процента, 8-й класс - на 19 процентов. При этом в 3, 6 и 8-х классах не внедряются обновленные программы.
Следовательно, отсутствует однозначная динамика изменения показателей качества знаний учащихся в текущем учебном году в разрезе классов и языков обучения. Поэтому совершенно безосновательно связывать изменения показателей качества образования и учебных достижений учащихся только с обновлением содержания образования и новой системой оценивания. Мнение о том, что именно критериальное оценивание привело к значительному снижению качества образования, не подтверждается результатами учащихся и не соответствует действительности.
Как показывает практика, качество образования зависит от множества факторов: организации образовательного процесса в целом, качества проведения урока, уровня квалификации и мастерства учителя, мотивации учащихся, степени вовлеченности родителей в обучение детей.
2. С чем может быть связано снижение успеваемости?
- Снижение показателей качества знаний в ряде школ при внедрении критериального оценивания, как и любой инновации, является ожидаемым - требуется определенный адаптационный период для стабилизации ситуации. Возможно, оно связано с недостаточностью опыта и необходимых практических навыков у учителей, большинство из которых сами обу­чались в школе и вузе при традиционной системе оценивания. Также могла повлиять необходимость применения критериев, обеспечивающих оценивание не только знаний учащихся, но и навыков высокого порядка.
Несмотря на хорошие показатели в TIMSS-2015 (TIMSS - меж­дународное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования), у детей возникали трудности при выполнении заданий продвинутого и высокого уровней, в частности при решении нестандартных задач, установлении закономерностей и связей процессов и явлений, аргументировании выводов и обосновании ответов, выполнении заданий открытого типа на применение знаний в реальных жизненных ситуациях.
Критерии и дескрипторы, используемые в новой системе оценивания, приводят к смещению фокуса в оценивании с простого фиксирования результатов в виде оценок к качественному анализу результатов обучения.
Учитывая, что ряд учителей еще испытывают сложности при реализации новой системы оценивания, был запущен онлайн-курс по критериальному оцениванию. Но мы считаем необходимой организацию дополнительных курсов повышения квалификации для обучения учителей общеобразовательных школ, с тем чтобы они умели разрабатывать инструменты оценивания, что позволит существенно повысить уровень их компетенции и скажется на качестве урока.
3. Ожидаете ли вы, что к концу учебного года показатели успеваемости повысятся?
- Опыт интеллектуальных школ показывает, что возможно повышение показателей качества образования к концу года при условии качественной организации образовательного процесса. Данная тенденция возможна во всех классах независимо от обновления содержания образования.
Были в запросе еще вопросы: удовлетворено ли Министерство образования тем, как идет внедрение новой системы оценивания? не будут ли пересматривать ее и вносить в нее какие-то коррективы?
Но на них в МОН предпочли не отвечать, хотя было бы интересно. Я попыталась получить устный комментарий по этому поводу, но безуспешно.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

От редакции Мы, конечно, всегда ждем официальных сообщений от представителей профильного министерства, однако было бы интересно выслушать и мнения наших читателей - учителей и родителей, которым, уверены, есть что сказать о критериальной системе оценивания по результатам минувшего учебного года. Если есть что сказать, отправляйте свои отзывы (положительные и отрицательные) на почту: oks-akulova@yandex.ru.


Поделиться
Класснуть