11770

Загнали в уголь

Предприниматель Аблай ГАБЖАЛИЛОВ (на снимке) с 2002 года занимается угольным бизнесом в южной столице. В свое время он был одним из крупнейших налогоплательщиков Бостандыкского района Алматы, спонсировал Федерацию фехтования. Но три года назад судьба Аблая круто изменилась: служба экономических расследований (СЭР) департамента госдоходов Алматы обвинила Габжалилова в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере, чуть позже инкриминировала ему же создание и руководство организованной преступной группировкой (ОПГ).

По словам Асем ГАБЖАЛИЛОВОЙ, сестры и общественного защитника бизнесмена, Аблай руководил ТОО “Евразия Комир Трейд”. Фирма специализировалась на оптовой продаже угля контрагентам, которые в свою очередь продавали топливо потребителям. Прибыль, которую контрагенты получали, следствие предъявило Аблаю Габжалилову как… неуплату налогов!
- По версии следователя СЭР Тимура АБДУЛЛИНА, контрагенты занижали стоимость угля и часть выручки будто бы приносили брату наличными, - говорит Асем Габжалилова. - Мы не раз пытались доказать в ходе следствия, что этого преступления мой брат не совершал. Контрагенты на допросах говорили: свою выручку от продаж угля потребителям они Аблаю не отдавали - им нет никакого резона делиться с ним своей прибылью. А все обвинение строится на выводах частной аудиторской компании “Сервис Аудит”. Позже мы выяснили: аудитор и следователь Абдуллин - знакомые. Забегая вперед, отмечу: директор ТОО “Сервис Аудит” Ольга БЕЛОУСОВА в ходе судебных разбирательств призналась, что отчет она подписала, не изу­чая сделанных выводов!
Адвокат Аблая Елжас МОЛДАКАШЕВ полагает: грубейшие нарушения следствия в сборе необходимых доказательств материалов уголовного дела начались чуть ли не с первых дней расследования. И в подтверждение приводит веские доводы:
- Вместо двух месяцев следствие затянулось на долгих полтора года, Аблай год и два месяца провел в стенах следственного изолятора! - едва сдерживает эмоции адвокат. - Г-н Абдуллин, предъявив моему подзащитному статью ОПГ, сам факт создания преступной группировки вообще не расследовал, хотя выделил материалы по этому обвинению в отдельное производство. По версии следствия, Габжалилов создал ОПГ именно для укрывательства налогов. Но в чем конкретно его роль в этой группировке, какие поручения членам ОПГ Аблай давал, мы до сих пор не знаем. Более того, уже в ходе судебных заседаний судья Алмалинского районного суда Куаныш АРИПОВ признал недопустимым доказательством и аудиторский отчет, и экспертизы, назначенные на основании выводов аудитора. Также незаконными признаны все пять актов налоговой проверки. Я считаю, что дело должно было прекратиться. Суд на весах Фемиды взвешивает собранные следствием доказательства, доводы подсудимого и выносит свое решение. Однако в нашем случае судья назначил новую аудиторскую проверку. Мое мнение: чтобы хоть что-то найти. Аблай больше года провел в СИЗО, с апреля прошлого года идет судебное разбирательство. Хочу заявить: суд не должен был искать доказательства вины, назначив новую аудиторскую проверку, это делается в рамках досудебного расследования. Но судья подменил собой следствие и начал собирать новые доказательства…
Как отмечает Елжас Молдакашев, все это требует времени: начнется аудит, потом судья может назначить налоговую проверку, следом - судебную экспертизу. По сути, это будет означать начало нового следствия. Как уверяет защита, Аблай не продавал уголь потребителям - он занимался оптовыми продажами контрагентам. По утверждению Асем Габжалиловой, хотя следствие длилось целых 18 месяцев, им не дали возможности ознакомиться с материалами уголовного дела.
- Следователь торопился передать дело в суд, чтобы не дать нам возможности обжаловать его действия, поставить свои вопросы перед экспертами. Мы надеялись на прокурорский надзор, но прокурор района ЖУМАКАНОВ почему-то никаких нарушений в деле не увидел, хотя их там десятки! - горячится Асем Габжалилова. - Все мои жалобы на действия Жумаканова в Генпрокуратуру пересылают ему же. Но разве прокурор района станет сечь себя публично?! Жалуюсь на судью Арипова в вышестоящий суд - жалобу спускают ему же на рассмотрение. Абсурд!
…Но это еще не все. В ходе суда аудитор призналась не только в знакомстве с Абдуллиным. При этом выяснилось: следователь Абдуллин не взял с аудитора расписку об уголовной ответственности за неправильно составленный отчет. А аудиторскую проверку провела некая КУРМАНБАЕВА, бывший бухгалтер, знакомая следователя Абдуллина. По словам Асем, женщина не имеет квалификационного свидетельства аудитора, расписку об уголовной ответственности следователь у нее не брал, договор на оказание аудиторских услуг и допуск к материалам уголовного дела не заключал. Проверка проводилась без изучения материалов и первичных документов фирмы - на момент проверки эти документы находились в опечатанном кабинете Аблая и были вывезены в ДГД уже после составления отчета.
Но несмотря на эти нарушения, следствие взяло за основу обвинения Аблая Габжалилова именно этот отчет. Справедливости ради отметим: позже суд признал этот документ незаконным.
- В отчете перепутали цифры, многие факты просто притянули за уши, а судье Арипову понадобилось долгих пять месяцев, прежде чем он признал собранные следствием доказательства недопустимыми, - говорит Асем. - Третий год продолжается волокита как в ходе следствия, так и на судебных заседаниях. Процессы постоянно отменяются, переносятся, требования законодательства нарушаются.
- К сожалению, суд отказал нам в удовлетворении всех заявленных ходатайств и жалоб, - включается в разговор адвокат Молдакашев. - Комиссионная экспертиза вынесла заключение: без детального анализа документов не представляется возможным сделать конкретные выводы. Еще раз повторю: по моему мнению, дело должно прекратиться. Считаю, что судья выходит за рамки процесса, а в итоге бизнес моего подзащитного парализован, десятки людей остались без средств к существованию. Обвинение основывается на периоде 2010-2011 годов. Но на дворе 2018-й, а налоговая документация по закону хранится пять лет. Как сейчас исследовать документы, если их нет даже в архиве налоговой службы?
- Мы с братом не можем понять, как следствие установило среднюю цену за уголь, - недоумевает Асем Габжалилова. - Есть отопительный сезон, когда топливо стоит дороже, есть теплые регионы в стране, где топят дома по два-три месяца. В конце концов, каждый предприниматель продает уголь по своей цене - Аблай же не монополист в этой отрасли. И почему он должен отвечать за действия контрагентов?
Впрочем, это, как говорится, цветочки. По словам Асем, дело, связанное с ОПГ, возбудили на основании заявления юриста управления государственных доходов по Медеускому району Алматы Д. САБЫРБЕКОВА.
- Его допросили в суде, где Сабырбеков сделал официальное заявление: мол, меня попросил следователь Абдуллин, он же продиктовал текст заявления, сказав, что так нужно для дела. Разве одно это не считается грубейшим нарушением закона? - недоумевает она.
- Председатель Верховного суда Жакип АСАНОВ не устает повторять: судьи не должны бояться выносить оправдательные приговоры. По нашему делу нет никаких весомых доказательств… Тем более что и выводы аудитора, и заключения экспертов, и налоговые акты г-н Арипов признал недопустимыми, но процесс почему-то продолжается до сих пор. Во-первых, без каких-либо доказательств, по одному заявлению юриста ДГД Аблая обвинили ни много ни мало в создании ОПГ. По моему мнению, именно для получения санкции на арест Аблая. Во-вторых, следствие длилось 18 месяцев с кучей нарушений. Наконец, главное: в суде наши доказательства не только не исследуют, нас там вообще не слышат… - говорит Асем.
Виновные в фабрикации уголовного дела, по мнению общественного защитника Габжалиловой, должны ответить по всей строгости закона, иначе по такой схеме правоохранители могут начать кошмарить всех бизнесменов.
- Мое мнение: идет мощное давление, чтобы любыми путями признать моего брата виновным. Мы делаем все, чтобы доказать свою правоту. Несколько раз я пыталась записаться на прием в Генпрокуратуру, но пока никак не получается, - вздыхает Асем.
Впрочем, как выяснилось, одно из десятков ходатайств защиты судья Арипов все-таки удовлетворил - вынес постановление о назначении повторной комиссионной судебно-экономической экспертизы.
- К сожалению, выводы экспертизы не удовлетворили прокурора, и гособвинитель ходатайствовал о назначении очередной аудиторской проверки. Я полагаю, что при наличии многочисленных грубейших нарушений норм закона версия следствия должна была рассыпаться как карточный домик. Верю, что виновные в фабрикации уголовного дела будут наказаны по всей строгости закона, - резюмировала Асем Габжалилова.

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть