7751

Штрафы прочь!

Жангельды СУЛЕЙМАНОВ: Уверен, и Байбек, и Боранбаев тоже хотят жить по закону

Хорошо известный многим казахстанцам адвокат Жангельды СУЛЕЙМАНОВ вышел на тропу войны с компанией “Алматы СпецТехПаркинг Сервис”, управляющей платными парковками южной столицы. Юрист готов доказать в суде, что алматинские водители, не оплатившие стоянку, не должны затем платить штраф, который накладывает административная полиция. Узнав об этом из сообщения Сулейманова в соцсетях, наш корреспондент задал ему несколько вопросов.

- Жангельды, первое, что хочется узнать: с чего вы ополчились на парковщиков? Вас самого оштрафовали за неправильную парковку?
- Нет, конечно, у меня нет неоплаченных счетов. Дело в том, что последние лет десять я занимаюсь борьбой с системными незаконными действиями как государственных органов, так и частных организаций. Если хотите, в этом заключается моя гражданская позиция. В данном случае речь идет о незаконных штрафах, накладываемых на наших граждан за неоплаченную парковку.
- И почему же, на ваш взгляд, эти штрафы незаконны?
- Возьмем простую ситуацию. Управляющая компания - обычное юридическое лицо - оказывает услугу водителю, когда он припарковывает свой автомобиль. Если водитель не платит за парковку, то это означает, что он нарушил договоренность с юридическим лицом. Это обычные гражданско-правовые отношения. Допустим, вы воспользовались услугой химчистки, забрали вещи, но не заплатили. Означает ли это, что на вас теперь наложат штраф? Разумеется, нет. Химчистка обязана обратиться в суд, чтобы взыскать с вас сумму, которую вы должны были ей заплатить.
Однако в случае с парковками почему-то государственный орган - в лице полиции - налагает штраф, а в случае его неуплаты начинаются более серьезные проблемы - арест на имущество, запрет выезжать из страны. А теперь представьте, что вам запретят выезд из страны, если вы не оплатите химчистку! Вот почему я и утверждаю: отсутствие платы за парковку - это гражданско-правовые отношения, в которые государство не имеет право вмешиваться, поскольку это противоречит действующему законодательству. Это первое.
Второе. Управляющая компания сама нарушает установленные правила. Например, согласно требованиям паркинг должен быть в обязательном порядке оснащен пожарным гидрантом. Но совершенно очевидно, что “АлматыСпецТехПаркинг Сервис” не оснастил этим оборудованием все парковки в городе. А это уже означает, что услуга не соответствует требованиям, поэтому ее можно не оплачивать.
И вот таких “мелочей” множество: например, на узких улицах, где всего две полосы, места для парковки можно устанавливать только в том случае, если ширина полосы составляет не менее 7,5 метра. В старой части города таких улиц много, но если замерить ширину полос, то сразу выявится их несоответствие. Там по законодательству должны быть установлены знаки “Остановка запрещена”, но почему-то нарисованы места для парковок, с людей берут деньги, на них накладывают штрафы!
Есть и другие претензии. Например, время работы паркинга с 8.00 до 19.00. Если встал на стоянку после 19.00, то платить не надо. Однако я сам оплачивал парковку и после этого времени, поскольку не хочу, чтобы мне приходил штраф. А это тоже незаконно.
- Найдутся люди, которые скажут: это, мол, мелкие придирки; отсутствие пожарного гидранта еще не повод не платить за парковку.
- Я юрист, живу по законам Республики Казахстан и призываю всех жить так же. В данном случае государство самым грубым образом вмешивается в гражданско-правовые отношения двух субъектов - физлица и юрлица. При этом все “нарушение” может заключаться в том, что автомобиль простоит на платной парковке 10 лишних минут.
Давайте, к примеру, рассмотрим такой случай: управляющая компания согласна предоставить свою парковку на 15 минут бесплатно, а все, что сверху 15 минут, - уже за деньги. Постоял человек, допустим, 27 минут, то есть 15 бесплатно и 12 платно. За 12 минут с помощью мобильного приложения водитель заплатил бы 20 тенге. А ему пришел штраф - 7200 тенге. Это в 360 раз больше! Да где вы видели такие штрафы? У нас за взятки присуждают штрафы всего в 60-80 раз больше суммы! А в нашем случае в 360 раз!
Вернусь к своему примеру про химчистку: вы, допустим, сдали туда брюки, вам их постирали-погладили на 1000 тенге, но вы забыли заплатить. И что - теперь вам придет штраф в размере 360 тысяч? Откуда вообще взялись эти цифры и как норма из гражданско-правовых отношений стала административным нарушением? Причем это нарушение засунули в раздел правил дорожного движения!
Вот когда водитель превысил скорость - это нарушение ПДД. Проехал на красный сигнал светофора - нет вопросов, то же самое. Не пристегнулся ремнем - однозначно нарушил. Но тут машина стоит в зоне, где разрешена остановка, то есть стоять на этом месте безопасно и для водителя, и для других участников движения. Но как только водитель покинул безопасное место без оплаты, сразу же стал представлять опасность! За что его нужно наказать штрафом? Это же абсурд!
- Интересен еще один момент: нарушение фиксирует сотрудник управляющей компании, а штраф накладывает сотрудник полиции. Нет опасения, что может вмешаться человеческий фактор?
- Безусловно, есть. И я в этом вижу еще одно нарушение. У нас согласно законодательству нарушение должно быть зафиксировано сертифицированным оборудованием в автоматическом режиме, чтобы убрать тот самый человеческий фактор. Например, превышение скорости фиксирует камера-скоростемер. Заехал за стоп-линию - тут же щелкнула камера! А с паркингами все вручную - работник сфотографировал на планшет номер авто, потом передал картинку своим коллегам, те по системе проверили, есть оплата или нет, потом передали дальше в административную полицию. Где зафиксированный момент нарушения? То есть в Алматы установили систему, работа которой противоречит законодательству Республики Казахстан, но при этом с нас же берут деньги за ее использование и наказывают штрафами, если мы не хотим ей пользоваться!
- Как известно, новую систему оплаты паркинга активно внедряет нынешний аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК, а инвестором проекта является олигарх Кайрат БОРАНБАЕВ. Как вы оцениваете свои судебные перспективы, учитывая “весовую категорию” своих соперников?
- Я уверен: эти люди тоже хотят, чтобы все было в рамках закона. Просто, возможно, менеджеры среднего звена, управляющие этим проектом, не доносят им о нарушениях законодательства, возникающих при эксплуатации парковок. Я за то, чтобы в Алматы была система платного паркинга. Но она должна быть приведена в соответствие с законодательством нашей страны! И я готов потратить силы и время, чтобы доказать свою правоту.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА и с интернет-ресурсов, Алматы


Поделиться
Класснуть