4048

Холодная война

Вот уже пять долгих лет ветеран спецподразделения “Беркут” Национальной гвардии МВД ведет“спецоперацию” против ТОО “Алматинские тепловые сети”

Речь не о финансовых нарушениях на десятки миллионов тенге и даже не о набившей оскомину пресловутой коррупции. Подполковник в отставке, выявив факт незаконного, по его мнению, подключения к теплосети, не может добиться от руководства теплосетей устранения этого нарушения. По словам Владимира Филипповича ГОПЧАКА, о его проблеме знают не только в центральном офисе АлТС: 89-летний ветеран оповестил о бездействии топ-менеджеров акиматы Медеуского района и города Алматы, доложил руководству родного полицейского министерства и даже “подключил к трубе” членов правящей партии “Нур Отан”. Все обещают разобраться, но дальше слов дело не идет…

- Я живу по улице Садовой, дом 14, - начал свой невеселый рассказ почетный спецназовец Владимир Гопчак. - Лет семь-восемь назад появился новый сосед Досым - живет через огород. Он поднял хозяйственные постройки, возвел забор, и зимой 2014 года в моем доме вдруг стало холодно…
Ветеран выяснил: сосед врезался в трубу теплоснабжения, которая подает тепло в дом Гопчака, и давление в трубе резко упало.
- Вот труба проходит через мой двор, а вот врезка, которая уходит к соседу, - показывает Владимир Филиппович. - Поздней осенью 2014-го, когда батареи отопления чуть теплились, я вызвал техника “Алматинских тепловых сетей” Александра МАРЬЯСОВА. Говорю ему: “Саша, холодно в доме. Кажись, сосед врезался в мою трубу”. Он залез на забор, отделяющий меня от Досыма, увидел врезку и пообещал во всем разобраться.
Спустя несколько дней Марьясов позвонил Гопчаку: мол, нарушение устранили, соседу отрезали трубу. Но теплее в доме ветерана от этого не стало. Он снова позвонил в АлТС: в доме все равно холодно. Приехавшие тепловики предложили установить в комнате дополнительную батарею отопления: мол, дом у вас старый, сам по себе холодный. Ветеран, дождавшись пенсии, нанял рабочих, заплатил им 60 тысяч тенге и получил вторую батарею - аж из десяти секций. И опять не согрелся...
- Вот та самая батарея, - водит меня по комнатам подполковник в отставке. - Здесь спит жена Вероника Ниловна. Она часто болеет (все-таки возраст). Ей спокойнее здесь - комната выходит в сад, и уличный шум не так слышен. С горем пополам перезимовали 2014 год, а на следующую зиму батареи опять чуть теплые. Что за напасть? Позвонил в теплосеть, спросил Марьясова. Оказывается, он переехал в Россию. Прислали другого техника. Тот походил по дому с каким-то прибором и заявил: нужно ревизию кранов сделать. Я за свои 89 лет слов таких не слышал! Интересуюсь: что это значит - “ревизия кранов”? Отвечает: дед, сложно объяснять, на днях приедут слесари, все сделают. Подготовьте 10 тысяч тенге за работу.

Владимир Филиппович вспоминает: слесари приехали, разобрали краны, заменили прокладки, продули систему отопления и, уходя, сказали: дедушка, теперь у вас в доме будет, как в Ташкенте. Даже заранее приготовленную ветераном десятку не взяли. Но и долгожданного тепла не дали!
- Его как не было, так и нет. За услугу тепловикам плачу каждый месяц в среднем 25-26 тысяч тенге выходит, - сокрушается Гопчак. - 2016 год перезимовали с трудом - несколько раз простывали, кутались в теплые одеяла - ничего не помогало! Пришлось раскошелиться на электрические радиаторы - стало чуть теплее. Но и расходы на электричество резко подскочили…
А ведь дом Владимира Гопчака четырехкомнатный - 80 квадратов общей площади. Построен в советское время из шпал, обит дранкой и оштукатурен на совесть. На окнах пластиковые стеклопакеты. Нынешняя зима, как говорится, дала прикурить: в январе стояли прямо-таки сибирские морозы. Доведенный до отчаяния ветеран дозвонился до первых руководителей ТОО “Алматинские тепловые сети”. Стал взывать к их совести…
В общем, пришел очередной техник, залез на забор, потом вместе с Владимиром Филипповичем сходил к Досыму и... ошарашил ветерана: незаконную врезку соседа никто не устранял, ее надо отрезать от теплосети.
- Едва сдерживаясь, говорю технику: выходит, Саша Марьясов, другие слесари и все ваше руководство меня обманули? Мне почти 90 лет, нет сил по заборам лазить и смотреть - отрезали или не отрезали. Как же так?! - голос повидавшего войну отставного офицера дрожит, он отворачивается, чтобы смахнуть предательскую слезу. И, успокоившись, продолжает: - Когда сказали Досыму, что его трубу отрежут от теплосети, тот словно с цепи сорвался: “По какому праву? Вы что, меня в воровстве обвиняете?! Я на вас в суд подам за моральное унижение, 1000 долларов заплатите!” Я и так и эдак: мол, Досым, не шуми, давай разберемся по-соседски. Вот техник подтвердит, что ты незаконно подключился к моей трубе. Разве это не воровство? Разговора не получилось, и Досым выгнал нас с техником со своего двора. Я не знаю, кем работает сосед, но все тепловики, приезжавшие ко мне и разговаривавшие с ним, чуть ли не по стойке смирно перед Досымом вытягивались...
Устав от безысходности и бездействия теплового монополиста, отставной подполковник позвонил в... МВД. Там его выслушали и пообещали: отправим участкового, разберется: мы, мол, своих не бросаем. Действительно, полицейский уже следующим утром стучал в калитку Гопчака. Выслушал старика, сочувственно покачал головой и твердо пообещал: нарушение будет устранено!
- Я же людям верю - меня так учили, в том числе в пограничном училище, куда я поступил после войны. Веру в человечность, справедливость, законность воспитывали позже и в Алматинской средней школе милиции, и в Карагандинской высшей школе МВД. Сам я после выпуска служил в Суворовском училище в Ленинграде командиром взвода - тому же обучал курсантов. Позже пригласили в военно-политическое училище, там 11 лет преподавал ребятам историю войн и военного искусства. Знаете, как обидно порой! Дело-то, в общем, ерундовое: убедить руководителей теплосетей устранить столь явное нарушение. Но почему-то помочь мне никто не может: ни чиновники акимата, ни партия “Нур Отан”, ни даже мой родной всесильный МВД… - разводит руками Гопчак.
И… погружается в воспоминания, словно позабыв о “боях” с тепловиками. Владимир Филиппович рассказывает о своем трудном детстве, о том, как его отца, сотрудника управления пожарной охраны НКВД СССР, из глухой украинской деревни перевели в Киев. Как им дали отдельную (!) квартиру в центре столицы Украины, как ранним утром 22 июня 1941 года старший лейтенант Филипп ГОПЧАК пообещал сыну отпраздновать его 12-летие на природе - в пригороде Киева.
- Это был субботний день, - вспоминает Владимир Филиппович. - На рассвете вышли во двор, слышу, в небе самолеты летают. Отец ушел в управление, позже вернулся, говорит: война началась! Через неделю приехал ночью на машине: собирайтесь в эвакуацию - всех членов семей сотрудников НКВД отправляют в Харьков. Позже оттуда нас с мамой и сестрой привезли в Алма-Ату, а отец остался в Киеве.
Немало помотала его судьба по городам и весям Советского Союза. Служил в Ленинграде, учился в Караганде… Женился, вырастил сына. А как вышел на пенсию, вернулся в ставшую родной Алма-Ату. В гостиной на журнальном столике большая фотография его в милицейской форме. Китель буквально обвешан орденами и медалями. Рядом десятки благодарственных писем от командира спецподразделения “Беркут” Нацгвардии МВД и других руководителей МВД. Одним словом, заслуженный ветеран.
- Пока позволяло здоровье, был председателем совета ветеранов “Беркута”, до сих пор в совете ветеранов МВД Казахстана. На профессиональные праздники присылают машину, чествуют, выпью 100 грамм с молодыми бойцами - и домой. Спасибо командиру спецназа: бойцы весной огород вскопают, осенью помогут урожай собрать. Зимой снег счищают. Казалось бы, живи и радуйся. Вот только последние пять лет жизни мое сражение с тепловиками никак не закончится. Тут, похоже, ни прежние заслуги, ни награды не помогут: они не впечатляют ни чиновников акимата, ни правящую партию, ни даже руководство МВД… - тяжело вздыхает хозяин дома.

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

От редакции Наша газета не раз писала о финансовых нарушениях в АлТС на десятки миллионов тенге (см. “Тепловой удар” и “Левые теплодвижения”, “Время” от 1.3 и 22.3.2018 г.). В одной из предыдущих публикаций мы просили руководство ТОО “АлТС” и акимат Алматы ответить на поднятые нами вопросы. И никакой реакции. Но одно дело - приведенные нами сухие цифры. И совсем другое - здоровье (и, возможно, сама жизнь!) двух стариков - Владимира Филипповича и Вероники Ниловны. Неужто для генерального директора ТОО “Алматинские тепловые сети” Ерболата АМАНГАЛИЕВА и это пустой звук?!

Поделиться
Класснуть