6001

Гоп-стоп, мы подошли из-за угла…

Возможно ли оградить детей от вымогательств старшеклассников и насилия в школах? Рекомендации наших экспертов

Еще двадцать лет назад, учась в обычной таразской школе, я часто наблюдала, как старшаки собирали с моих одноклассников грев - своеобразную гуманитарную помощь заключенным, кстати, бывшим выпускникам нашей же школы. Все это объяснялось неким казавшимся им единственно верным правилом жизни: “Мы сейчас помогаем им, ты сядешь - будут помогать тебе”. Неизвестно, доходили ли деньги до мест лишения свободы либо разменивались на булочки в столовой или сигареты в киоске за углом, но сам факт вымогательства казался тогда неотъемлемой частью школьной жизни, как и побои за желание отстоять свою независимость.
Казалось бы, криминальные девяностые остались позади, в самих школах появились психологи, инспекторы и попечительские советы, вне школ - кризисные центры и социальные сети, однако проблема вымогательств и издевательств в школах продолжает существовать. Наглядный пример тому - недавняя история в Шымкенте, где арестовали ученика 10-го класса школы № 83 по подозрению в вымогательстве. Сейчас в отношении школьника проводится досудебное расследование по статье 194 Уголовного кодекса, при выдаче санкции на арест учитывали показания четырех несовершеннолетних, которые сами заявили о сборе денег. Согласно материалам дела десятиклассник с сентября 2017 по 12 февраля 2018 года требовал с учеников разных классов суммы от 100 до 1000 тенге. “Он назначал в классах ответственных и раздавал указания, какую сумму нужно собрать. В суде школьник сказал, что сожалеет о случившемся, и попросил прощения”, - рассказала судья Каратауского районного суда Жанат МУСИРАЛИ. Причем именно в этой школе в середине февраля покончил с собой ученик 11-го класса, оставив перед смертью записку с мужскими фамилиями. Есть предположения, что погибший был жертвой вымогательств и покончил с собой, потому что не смог найти деньги. Пару лет назад прокуратура Алматинской области заявляла о том, что одной из причин детских суицидов являются участившиеся случаи вымогательств в учреждениях образования и связанные с ними издевательства в отношении подростков.
Что происходит в школьной среде?

Наши цифры
- 86,47% несовершеннолетних преступников воспитываются в полных семьях. 
- Доля несовершеннолетних преступников, воспитывающихся в неполной семье, составляет всего 12,35% и 1,16% вне семьи.

Преступление ­и наказание
- К правонарушениям, которые чаще всего совершаются несовершеннолетними в школах, относятся кражи, причинение телесных повреждений, вымогательство материальных ценностей, например денег, сотовых телефонов, - пояснил “Времени” юрист Олег ЧЕРНОВ. - Согласно статье 15 УК привлечь к уголовной ответственности возможно лицо, достигшее ко времени уголовного правонарушения 16-летнего возраста. Однако часть 2 этой же статьи содержит исчерпывающий перечень деяний, за которые предусматривается уголовная ответственность уже с 14 лет.
Для примера возьмем самую распространенную ситуацию в школьных учреждениях: восьмиклассник Иванов требует у семиклассника Ахметова деньги, и если Ахметов их ему не принесет, то Иванов его побьет. Привлечь к уголовной ответственности за вымогательство можно только с 16 лет. Однако 14-летний Иванов все же может быть привлечен к уголовной ответственности, если он вымогает деньги неоднократно, либо с применением насилия, либо группой лиц по предварительному сговору. То есть если на Иванова поступит заявление о вымогательстве, то привлечь к уголовной ответственности юного гопника по закону не получится. Однако если Ахметов подаст заявление повторно (это уже будет неоднократно) либо другие ученики также заявят о вымогательствах Иванова, то в этом случае наш гопник может получить срок от 3 до 7 лет (условный или реальный срок будет назначать суд).
Кстати, привлечь к ответу можно и родителей юного преступника. Согласно статье 140 УК предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, повлекшее деяние, содержащее признаки преступления или умышленного уголовного проступка. Это грозит штрафом до 200 МРП, либо исправительными работами, либо привлечением к общественным работам на срок до 180 часов, либо арестом на срок до 60 суток.

Кто должен разбираться в инциденте?
- Регулятором решения таких проблем являются попечительские советы при школах, куда входят от каждой параллели по одному родителю, депутаты, общественники, дети которых там даже могут не учиться, - пояснила советник министра образования и науки Майраш ТАЙКЕНОВА. - При этом директор не входит в состав попечительского совета, но он отчитывается перед ним. Это ведь в интересах самой школы, если есть коллегиальный орган, который принимает решения. Само Министерство образования и науки решает системные вопросы, а частными проблемами вымогательств не занимается, это компетенция местных органов управления образования.

Школьный инспектор - друг, враг или так?
С 2007 года в каждой казахстанской школе должен быть кабинет инспектора по делам несовершеннолетних. У него целый перечень обязанностей, который в полном виде часто размещают на официальных сайтах школ. Приведем только некоторые из них.
Школьный инспектор обязан
- ежедневно анализировать преступления, совершенные учащимися курируемой школы и на прилегающей к ней территории;
- знать об образе жизни и связях учеников с девиантным поведением, учеников, состоящих на учете в ОВД, проживающих в неблагополучных семьях;
- готовить материалы в суд или комиссию по защите прав несовершеннолетних на подростков, злостно уклоняющихся от учебы, совершающих административные правонарушения или антиобщественные действия, для привлечения их к ответственности либо направления в специальные госучреждения;
- организовывать проведение выездных заседаний суда и комиссии по защите прав несовершеннолетних в случаях совершения правонарушения учащимися данного учебного заведения.

Мнение эксперта
Маргарита УСКЕМБАЕВА, детский психолог, руководитель Института равных прав и равных возможностей:
- Нужно с раннего возраста формировать правосознание детей, обучать их защищать свои границы. Ребенок должен понимать, что его права нарушают. Но чтобы понять, надо знать эти элементарные права. А откуда ребенок будет их знать, если ни дома, ни в школе с ним об этом не говорят? Незнание того, что нарушает твои границы, может привести к более тяжелым последствиям - изнасилованиям. Бессовестные взрослые или старшеклассники могут приставать к детям, которые просто не понимают, что с ними происходит, и принимать молчание и ступор своих жертв за согласие.
Родители должны объяснять ребенку, что никто не имеет права его касаться против воли или оказывать на него давление. В чем именно это выражается? Когда выхватывают из рук вещи, требуют что-то принести, бьют, кричат, унижают, угрожают. Все эти действия, по идее, должны вызывать у детей правозащитную реакцию. Но все дети разные и реагируют тоже по-разному. Одни противостоят, сопротивляются, дерутся, собирают вокруг себя коалицию обиженных, другие будут терпеть и молчать. Хорошо, если тот, кто сам не может защитить себя, будет искать поддержки у взрослых. Родители должны не отпугивать ребенка от себя угрозами, если тот не хочет рассказывать или боится, а попытаться понять его. И конечно, самим заметить, не пропустить любые изменения в поведении ребенка, когда он ведет себя не как обычно.
Иногда дети сами демонстрируют свою платежеспособность, принося в школу дорогие телефоны или суммы денег, больше, чем положено на обед, чего делать не следует. И если ребенок не будет учиться защищать себя или требовать защиты у взрослых, то скандалы родителей в школах или перевод ребенка в другие учебные заведения не решат проблемы. Все может повториться снова.
Зульфия БАЙСАКОВА, председатель Союза кризисных центров Казахстана:
- Решить проблему вымогательства или насилия в школах очень сложно. Одна из причин - дети боятся репрессий. Если вымогатели узнают, что ребенок пожаловался, то будут его еще больше гнобить. Другая причина - сложно вообще доказать факт вымогательства, то есть нужно проводить непосредственную операцию, во время которой вымогателей действительно поймают на преступлении. Были случаи, когда родители и дети обращались в полицию, а факт вымогательства не подтверждался, потому что полицейские не могут ничего выявить!
Нужно формировать понимание у ребенка того, что он не должен быть кошельком другого человека. Если такое происходит, то необходимо ставить в известность родителей, но они часто ведут себя неадекватно - сразу бегут ругаться. Можно обратиться к классному руководителю, школьному психологу или инспектору по делам несовершеннолетних, но они работают по заявлениям, не анонимным, а в которых конкретно говорится, кто с кого требовал деньги.
С этой проблемой должны основательно работать школьные полицейские. Для чего они сидят в школах? Я считаю, что их нужно выгнать из здания и заставить работать “на земле”, то есть смотреть, кто и когда входит в школу и выходит из нее, куда дети идут после уроков и где они собираются группами. Гоп-стоп школьников ведь происходит чаще всего возле учебного заведения. Пока инспекторы сидят в теплом кабинете, за забором школы вымогают деньги, а они этого не видят и не знают!
Самое страшное в этой ситуации, что дети в школах растут по принципу “кто сильнее - тот и прав” и применяют его потом во взрослой жизни. Есть определенные индикаторы поведения, по которым школьные психологи должны выявлять склонность к проявлению агрессии или, наоборот, испуг и замкнутость, и работать с ними.

Помощь и поддержка
Роза АКЫЛБЕКОВА, заместитель директора Казахстанского международного бюро по правам человека, координатор Коалиции НПО Казахстана против пыток:

- Если ребенок не может найти поддержку у родителей, классного руководителя, школьного психолога или инспектора, то он может в любое время анонимно обратиться по круглосуточному телефону доверия “150”, который действует в Казахстане вот уже 15 лет. Его выслушают психологи и социальные работники, которые поддержат, помогут советом и сами примут меры по сообщению фактов нарушений в компетентные органы. Это телефон и для родителей, которые не знают, как помочь своему ребенку, оказавшемуся в беде. Можно обратиться по телефону “горячей линии” уполномоченного по правам ребенка “111”, который спас многих детей от суицида.

Опрос в тему
При каких условиях в школах перестанут вымогать деньги?
- Если ужесточат конт­роль за дисцип­линой учеников
- Если у всех учеников будут благополучные социальные условия
- Не перестанут никогда
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке

Екатерина ТИХОНОВА, Алматы

Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Как вы думаете, станут ли потребители платить меньше за тепло после того, как ОПУ установят повсеместно?
Да, ведь правительство заботится о нас, ­а не о монополистах.......................................................2%
Нет, монополистам станет невыгодно, и они поднимут тарифы................................................82%
Счетчики не смогут установить абсолютно во всех домах, тарифы останутся дифференцированными.......16%

Поделиться
Класснуть