А ну-ка, пересчитай!
Индивидуальные приборы учета (ИПУ) на свет, газ и воду призваны упростить нашу жизнь: уберечь от переплаты и перерасчета, заодно облегчить работу контролерам. Но почему же с ними так много проблем?
Нередко прибор учета становится причиной долгих судебных разбирательств. Наша газета писала о многих случаях, когда после поверки газового счетчика в частных домах потребителям предъявляли претензии, что они якобы сами останавливали прибор учета, срезали с него пломбы и даже проделывали там дырки! Счета потребителям при этом приходили огромные: за любое вмешательство в прибор учета поставщик делает перерасчет со дня последней поверки приборов учета. Доказать как-либо то, что именно потребители проделывали все эти нарушения (видеофиксацией, например), в суде монополистам никак не удавалось, однако они выигрывали дела. Многие герои наших статей помимо того, что сами приобретали счетчики и платили за их установку, в итоге должны были еще и заплатить более 1-2 миллионов тенге по перерасчетам из-за нарушений, выявленных при поверке.
За чей счёт?
Статья 10 закона “О естественных монополиях и регулируемых рынках” гласит: потребитель услуг субъекта естественной монополии вправе требовать установки приборов учета либо самостоятельно приобретать и устанавливать их. В этом же законе есть оговорка: субъект естественной монополии вправе взимать с потребителей плату за приобретение и установку приборов учета, согласованную c уполномоченным органом. То есть и потребители, и монополисты могут перекладывать взимание денег за установку приборов учета друг на друга. Но почему тогда побеждают последние и мы ставим счетчики за свой счет?
Дело в том, что подача электричества, тепла, газа и воды производится на основании договоров с коммунальными предприятиями. В многоквартирных жилых домах такие договоры обычно заключают с КСК и управляющими компаниями, в частных домах - с каждым хозяином индивидуально (хотя с 2007 года в действующее законодательство были внесены изменения, гарантирующие потребителю многоквартирного дома заключение с поставщиками индивидуального договора, однако многие компании отказываются это делать). И именно в договорах с коммунальными предприятиями прописано, что потребители должны приобретать и менять приборы учета за свой счет.
Кроме того, между компаниями-монополистами и потребителями часто действует так называемый публичный договор, в котором обычно оговорено, что счетчики приобретает потребитель.
Выбор и цена
Заместитель руководителя департамента комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики по городу Алматы Бауыржан КАЙЫРБЕК в ответе на наш запрос пояснил: выбор марок счетчиков - за потребителем.
- Потребитель вправе самостоятельно выбирать приборы учета и обращаться в любую специализированную организацию, занимающуюся данной деятельностью, так как эта услуга находится в конкурентной среде, - сообщил замглавы ведомства.
Цены на счетчики пестрят разнообразием в зависимости от мощности, количества фаз, срока эксплуатации и страны-производителя: на свет - от 5000 до 100 000 тенге, на газ - от 4900 до 100 000 тенге, на воду - от 3000 до 80 000 тенге.
Между тем могут быть установлены только те счетчики, которые входят в реестр государственной системы обеспечения единства измерений. Его можно посмотреть на сайте kazinmetr.kz.
Умные электросчётчики
В Алматы уже установлено 155 260 умных приборов учета, показания по которым поступают в систему АЛСЕКО. Как пояснили нам в АО “Алатау Жарык Компаниясы”, система АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии) позволит повысить точность учета, обеспечить автоматизированный контроль, сбор, обработку, хранение и предоставление информации об электропотреблении персоналу компании. В Алматы система АСКУЭ позволяет передавать данные с приборов учета по существующим силовым линиям электропередачи.
Как сообщила компания, установка умных счетчиков населению Алматы проводится за счет средств АО “Алатау Жарык Компаниясы” в рамках их инвестиционной программы на 2016-2020 годы. При этом если замена прибора учета осуществляется в рамках инвестиционной программы АСКУЭ, то она проводится бесплатно для потребителей.
Обязанностей больше, чем прав
Изучая правила и типовые договоры по оказанию комуслуг, которые похожи друг на друга, за исключением отдельных нюансов, можно понять одно: когда потребитель приобретает счетчик, у него появляется обязанностей больше, чем прав.
Потребитель обязан
- Поддерживать надлежащее техническое состояние приборов, находящихся в его же собственности.
- Приобретать или менять приборы учета после выхода их из эксплуатации за свой счет, если это оговаривается в договоре.
- Допускать представителей поставщиков комуслуг к приборам учета, а также работников госорганов для контроля технического состояния и безопасности эксплуатации приборов учета.
Потребитель имеет право
- Требовать от поставщиков комуслуг возмещения ущерба, причиненного недопоставкой или поставкой комуслуг, не соответствующей условиям заключенных договоров.
- Обращаться в суд.
Счётчики на воду: новшества
Сейчас на вновь вводимых в эксплуатацию объектах или в новостройках требуют устанавливать приборы учета воды, имеющие высокий метрологический класс с низким порогом чувствительности и модулем дистанционного съема данных.
Еще в 2015 году вышел приказ министра национальной экономики о том, что в существующих жилых домах при первичной установке, замене или истечении установленного срока эксплуатации индивидуальные приборы учета холодной воды допускается устанавливать без средств дистанционной передачи данных, но оснащенные устройствами для этой возможности в будущем. При этом согласно Водному кодексу ИПУ с модулем дистанционного съема данных обязаны ставить юрлица и владельцы частных домов, а собственники квартир - по желанию. Модуль можно установить и в старый счетчик.
Средняя стоимость ИПУ с модулем с учетом монтажных работ - 20-40 тысяч тенге, одного модуля - 15-30 тысяч тенге.
Счётчик - на замену
Срок эксплуатации зависит от типа счетчика и указывается в его паспорте. Замене подлежат те приборы учета, которые не прошли испытания, метрологическую аттестацию, поверку и признаны непригодными к использованию. Кроме того, приходится менять и те счетчики, у которых есть внешние повреждения, нарушающие их работоспособность, по которым наступил предельный срок эксплуатационной службы. Замена счетчиков проводится за счет потребителя, если это указано в договоре с коммунальным предприятием.
Потребителю на заметку
Устанавливать приборы учета, забирать их на поверку или заменять имеют право только предприятия и фирмы, у которых есть лицензия на этот вид деятельности.
Все эти процедуры должны проходить с составлением документов - актов монтажа и демонтажа. При этом потребители должны получить копии документов на руки.
При установке прибора учета обращайте внимание на то, что он должен быть установлен согласно инструкции, которая к нему прилагается. При этом необходимо вместе со специалистом проверить целостность прибора (пломбу) и сверить номер счетчика с паспортом ИПУ.
Может ли КСК распломбировать ИПУ?
Исключительно при аварийных ситуациях представитель КСК может распломбировать ИПУ, но при этом он обязан составить акт остановки прибора учета с последними показаниями.
Зачем нужна поверка приборов учета?
Основная задача проведения поверки прибора учета - определить, пригоден ли он к использованию, и подтвердить его соответствие нормативам.
Согласно правилам “Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения”, если счетчик прошел поверку и результаты положительные, то на него (или на эксплуатационную документацию, или на сертификат о поверке средств измерений) наносится оттиск поверительного клейма.
Если результат поверки отрицательный и специалисты признают прибор непригодным к применению, то оттиск действующего поверительного клейма гасится и делается запись в эксплуатационной документации, а действующий сертификат о поверке аннулируется. При этом выписывается извещение о непригодности.
Сроки поверки ИПУ определяются заводом-изготовителем. Срок указывается в техническом паспорте, и он зависит от даты изготовления прибора учета, а не от даты установки. Поверочный период самых распространенных типов счетчиков составляет примерно 3-6 лет. Кроме того, поверка приборов может быть и внеплановой - в случае, если потребитель или поставщик комуслуг сомневается в правильности показаний счетчика.
При этом платит за поверку тот, кто ее инициирует. То есть если компания-поставщик сама захотела поверить прибор учета и он оказался исправен, то она и несет издержки. Если же при поверке обнаружится, что показания приборов учета превысили погрешность, допускаемую классом точности, либо в схеме учета обнаружены посторонние предметы, то издержки по внеочередной поверке понесет потребитель.
Мнение эксперта
Денис АЛИМБЕКОВ, председатель общественного объединения “АРД”:
- Потребители постоянно жалуются на нарушение норм процедуры поверки или замены приборов учета. Должно быть как: сначала приходит официальное уведомление о замене счетчика, потом сам работник от компании-поставщика. Он обязан составить акт демонтажа, перед этим визуально осмотреть счетчик, и если на нем есть повреждения - дырка, вмятина или пломба сорвана, то занести их в графу “Выявленные нарушения”. Все приборы учета при поверке отправляют на экспертизу. Они должны быть надлежащим образом запакованы и опечатаны, с подписями работника компании и потребителя. Однако на практике все эти процедуры не выполняются. А ведь до того, как прибор попадет на экспертизу, каждый может в нем поковыряться или уронить, а нарушение потом предъявить потребителю и потребовать с него миллионы! В моей судебной практике был случай, когда счетчик у алматинки Марины ДЁМИНОЙ ушел на экспертизу целым, нарушений выявлено не было и документально не зафиксировано, а после экспертизы на нем появилась видимая дырка! Газовая компания запросила с моей подзащитной сумму в размере 1 130 476 тенге за повреждение в приборе учета. Но чуть ли не впервые в южной столице мы тогда выиграли дело - судья признала незаконными начисления ТОО “Алматыгаз”.
Я считаю, что нужно пересмотреть договоры с коммунальными услугами, и особенно публичный договор. Если он публичный, то его ведь нужно обсуждать с населением? Провести общественные слушания с привлечением депутатов маслихата, представителей акимата, правозащитных организаций и организаций по защите прав потребителей, представителей департамента по естественным монополиям и других заинтересованных лиц и прийти к таким нормам, которые были бы удобны всем сторонам договора, а не делали бы потребителей беззащитными.
Опрос в тему
Как вы считаете, оправдают ли себя затраты на умные, но дорогие счетчики на свет и газ?
- Да, это сделает систему потребления комуслуг прозрачной и удобной для всех.
- Нет, проблем станет еще больше: новые приборы учета будут зависать и давать сбой данных.
- Такие дорогие счетчики должны устанавливать только за счет поставщика услуг.
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?
Да..........................................6%
Нет........................................ 50%
Я не знал, что можно получить помощь бесплатно....44%