4985

Колония творческого режима

9 февраля, в день рождения казахского поэта Мукагали МАКАТАЕВА, его творчество вспоминали в... стенах исправительного учреждения ЛА 155/8, что в поселке Заречном Алматинской области. Заключенные пели песни на стихи Мукана (так поэта называют в народе), поставили театральную сценку. Причем каждый выступавший срывал шквал оваций в зале. Хотя из 30 участников художественной самодеятельности в учреждении повышенной безопасности профессиональный артист всего один, на воле эти люди могли бы собирать целые стадионы - на зависть некоторым “поющим трусам”!

- Когда все начиналось четыре года назад, мало кто верил в наших ребят, - вспоминает основатель этого клуба правозащитник Константин ГУДАУСКАС (на снимке). - Ведь в этой колонии отбывают наказание так называемые тяжеловесы - люди, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, получившие тюремные сроки от 15 до 25 лет. К примеру, Женя ХОХЛОВ был самым трудновоспитуемым, а сейчас и шьет, и поет, и рисует, и сочиняет прекрасные песни. Руслан ФАФЕНГУТ схлопотал в Китае пожизненный срок за перевозку наркотиков (см. “Испытание чувств”, “Время” от 2.1.2017 г.). Руслана экстрадировали на родину, а недавно он освободился условно-досрочно. Когда парня привезли в эту колонию, мы не раз предлагали ему прийти в клуб, но он всякий раз отказывался: мол, какой из меня артист…
Со временем Фафенгут втянулся в творческий процесс: играл роли немецких офицеров в театральных постановках, учил собратьев по несчастью китайской грамоте. А после освобождения получил… роль в совместном казахстанско-китайском фильме. В зоне говорят: Руслану выплатили очень большой гонорар - денег хватило сыграть свадьбу, сейчас молодожены ждут пополнения.
Андрей АЛИМОВ сел за букет преступлений - суд отмерил ему 25 лет, 19 из них Андрей провел за решеткой. В свое время администрация не раз ходатайствовала о его досрочном освобождении, но прокуратура и суд всякий раз были против: мол, он еще не встал на путь исправления. В клубе Андрей неожиданно для окружающих начал писать стихи и рисовать. В учреждении говорят: его картины можно выставлять где угодно, каждая работа - шедевр! Холсты Андрея украшают не только стены колонии: по словам Гудаускаса, одна картина Алимова висит в... приемной министра юстиции!
А песня, написанная в творческом тандеме с отбывающим наказание журналистом Михаилом МЫСИКОВЫМ, посвящена главе государства. Этот клип передали в Фонд Первого президента РК, где, как уверяют осужденные, их творчеству дали высокую оценку. Сегодня Андрей уже на воле - освободился условно-досрочно.

- Недавно встретил прокурора, который всячески противился выходу Алимова на свободу, - говорит Константин Гудаускас. - Предложил свозить его в Алматы, где Андрей открыл художественную мастерскую. Прокурор отказался…
Кстати, наш коллега Мысиков - редактор газеты “Беседка”, распространяемой в отрядах колонии. Выходит раз в месяц, основная тематика - разъяснение сотрудниками администрации и прокуратуры норм действующего законодательства.
Профессионал в группе один - Талгат АЙТБАЕВ (на снимке), артист Государственного академического театра оперы и балета им. Абая, осужденный на 11 лет за убийство хозяйки квартиры, которую он снимал. О совершенном преступлении артист говорить не хочет: мол, зеленый змий попутал. Кстати, 9 февраля Айтбаев дебютировал на сцене колонии в качестве ведущего программы. Хорошо поставленным голосом он объявлял номера, читал стихи Макатаева - словом, чувствовал себя в родной стихии.

Сегодня, если верить официальной статистике, в колонии строгого режима трудоустроено около 80 процентов осужденных - именно так, в процентах, исчисляется количество работающих зэков. Есть специалисты по кузнечному делу, резьбе по дереву, кулинары, чью выпечку можно смело поставлять в продуктовые супермаркеты.
- К сожалению, мы пока не находим понимания в прокуратуре и суде Капшагая. Например, осужденный ВОН отсидел 18 лет из 25, имеет 26 поощрений. Но прокурор с судьей считают: не исправился. Администрация колонии 18 лет знает его как облупленного, а судья с прокурором стоят на своем: все ваши поощрения - чистая формальность! Но какой смысл держать заключенных до звонка, тратить на их годовое содержание сотни тысяч тенге? - разводит руками Гудаускас.
К слову, у выходцев из колонии повышенной безопасности в Заречном самый низкий рецидив среди всех учреждений комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС) МВД. И, как уверяют здесь, во многом благодаря клубу самодеятельности: за четыре года существования клуба условно-досрочно освободились 16 “артистов”. И ни один не вернулся!

Концерт памяти Мукагали Макатаева длился не больше часа. За это время заключенные исполнили около 20 произведений на стихи Мукана-ага, пели и собственные песни. Примечательная деталь: в песнях, написанных самими осужденными, напрочь отсутствует знаменитый блатной жаргон. Вы не поверите, но, как оказалось, в Заречном практически изжила себя так называемая тюремная субкультура. Сами зэки об этом говорят просто: “Смысл держать стойку, если государство создает нормальные условия?” …Уже за воротами колонии мне рассказали об уникальном случае. Один заключенный, автор нескольких песен, написал прошение о помиловании на имя президента страны в... стихотворной форме. Сотрудники администрации и их вышестоящее начальство, мягко говоря, пребывали в шоке: мол, как можно такое прошение отправлять главе государства?! Однако начальник колонии Нурлан КАЛИЯКБАРОВ рискнул и отправил помиловку в Акорду. Представьте, спустя несколько месяцев из Астаны осужденному пришел официальный ответ: вас помиловали! Оказывается, и такое бывает…

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматинская область

Поделиться
Класснуть