6157

Следствие ведут старики

Как простой алматинский пенсионер, последовав совету Кайрата Кожамжарова, решил включиться в борьбу за прозрачность использования бюджетных средств и что из этого вышло

Алматинец Анатолий ШАМРАЙ (на снимке) уже несколько лет на пенсии. И все эти годы он пытается прояснить судьбу государственных денег, выделенных акиматом Алматы на строительство двух подземных автопаркингов. Для того чтобы найти эти деньги, ему пришлось организовать собственное расследование, написать десятки, а может, и сотни жалоб в различные органы. Пенсионер даже нашел конечного получателя денег! Но почему-то его информация совершенно не заинтересовала правоохранительные органы. О своем опыте общения с госорганами Анатолий Шамрай рассказал газете “Время”.

Ровно десять лет назад, в 2007-2008 годах, алматинские власти придумали новый способ борьбы с заторами на дорогах - они решили загнать все припаркованные в центральной части города автомобили в специальные подземные паркинги. Но для этого сначала нужно было разработать проект детально. Заказчиком этих работ выступило управление строительства акимата Алматы во главе с небезызвестным Кажымуратом УСЕНОВЫМ, который, напомним, сначала прославился благодаря своему сыну Максату УСЕНОВУ, а затем в качестве одного из расхитителей денег, выделенных нацкомпании “Астана ЭКСПО-2017”. Однако, как утверждает Анатолий Шамрай, вопросы к господину Усенову могли возникнуть еще раньше.
- В 2007-2008 годах я работал в компании “Базис-Инжиниринг Проект LTD”, - объясняет мой собеседник. - Это была дочерняя фирма строительной корпорации “Базис”, и мы занимались проект­но-сметной документацией. Тогда, в 2008-2009 годах, в акимате заявляли, что построят 100 паркингов на 250-350 машино-мест. И выяснилось, что управление строительства акимата заказало несколько ПСД - в частности, один паркинг хотели строить на улице Казыбек би прямо у сквера между проспектом Абылай хана и улицей Панфилова, а второй - на месте нынешнего Арбата, то есть на проспекте Жибек жолы. Первый проект оценили в 25,5 млн. тенге, а потом добавили еще 2,5 млн. А второй - сразу в 36 млн. Разница, как видите, существенная. ПСД одного паркинга поручили компании ТОО “ATD-Стройпроект”, а другого - ТОО “ATD-Холдинг”. В одной компании хозяин Токтархан АБУГАЛИЕВ, в другой - Наталья АБУГАЛИЕВА, они муж и жена. Повезло семье - выиграли конкурс отдельно друг от друга. Но фактически они передали исполнение заказа специалистам, то есть таким компаниям, как наша. И нашей фирме - мы разрабатывали ПСД по строительству паркинга на улице Казыбек би - даже перечислили деньги за работу, где-то 2,8 млн. тенге. При том, что мы выполнили большую часть работ! То есть подрядчику заплатили 28 млн., а он отдал субподрядчику меньше трех!
Но и это еще не все. Внимательно изучив документы по проектам паркингов, Анатолий Шамрай обнаружил и другие нестыковки.

- Как выяснилось, различные виды инженерных изысканий проводились на месте возможного строительства паркингов еще до того, как был объявлен конкурс на разработку ПСД, - продолжает пенсионер. - Там есть очень смешные моменты: ТОО “ATD-Холдинг” выигрывает конкурс 1 февраля 2008 года, а за полторы недели до этого момента заключает первый субподрядный договор на геологию и топосъемку этого участка земли. То есть ты еще не победитель, а уже начал работать! Кроме того, оказалось, что конкретно этот участок по улице Казыбек би уже изучался специалистами: отчет по топосъемке ранее был выполнен ТОО “ГЦИ”, а геологию изучало ТОО “Алматыгипрогор”. Также согласно документам еще в 2006 году некое ТОО “Ак Босага-Н” уже выполняло геологические изыскания по улице Казыбек би между проспектом Абылай хана и улицей Панфилова как раз для возможного строительства автопаркинга.
- Я специально перечисляю все эти компании, - подчеркивает Шам­рай, - потому что даже поверх­ностного взгляда хватает, чтобы понять простую вещь: участок земли, где хотели строить паркинг, облазили несколько раз вдоль и поперек. Ну а какой смысл акимату в лице управления строительства бесконечно заказывать одни и те же работы? И это главный вопрос в этой истории. Ведь паркинги-то в итоге не построили, а инженерные изыскания по ним оплачивали не раз! Что интересно, этими паркингами управление строительства занималось, когда им руководил тот самый Кажымурат Усенов.
Чтобы выявить все эти связи, у пенсионера ушло почти семь лет. Откуда у Анатолия Ивановича появились документы? Все очень просто: фирма “Базис-Инжиниринг Проект LTD”, в которой работал Шамрай, не заплатила сотрудникам за выполненную работу, и в процессе тяжб им стали известны почти все подробности проектов двух так и не построенных автопаркингов в центральной части Алматы. В ходе судов появилось желание понять, как устроено государственное финансирование, куда идут деньги, кто в итоге зарабатывает. А в 2015 году Анатолий Шамрай решил обратиться с заявлением в антикоррупционную службу, чтобы уже там разобрались, нет ли в действиях вокруг подземных паркингов состава преступления.
Все собранные документы он передал следователю, также изложил свое видение этой ситуации, даже подготовил план действий - кого следует допросить, какие вопросы задать, в каких банках запросить отчеты по переводам денег...
- В департаменте Национального бюро по противодействию коррупции Алматы моим делом занимались аж четыре следователя! - разводит руками Анатолий Иванович. - Первый закрыл расследование уже через два месяца: мол, нет состава преступления. Хотя он даже не допрашивал Наталью Абугалиеву, не назначал судебно-экономическую экспертизу. Ладно, через прокуратуру дело возобновили. Потом взялся второй - тоже безрезультатно, потом третий... Но больше всех меня удивил последний следователь Дастан БИТАНОВ. Он тоже прекратил досудебную проверку, но когда я начал изучать материалы, то выяснилось, что из дела пропало 12 важнейших документов! Причем там не только документы, которые я передавал в Нацбюро, но и те, что следователь подготовил сам, например допрос важного свидетеля. Обнаружив пропажу, разумеется, я сразу же обратился с жалобой в прокуратуру.
Пенсионер рассчитывал, что надзорный орган наведет порядок в работе борцов с коррупцией. Но его жалоба... вернулась в антикоррупционную службу!
- Заявление спустили вниз, в органы внутренней безопасности департамента Нацбюро, - рассказывает Анатолий Шамрай. - Там вопрос изучили, и я получил ответ от руководителя департамента ИБРАИМОВА: дескать, нарушений со стороны следователя Битанова не установлено. И у меня есть целый список тех, кто причастен к этой проверке: сотрудник отдела внутренней безопасности департамента Нацбюро АСКАНБАЕВ, прокурор ШЕРАЛИЕВ, следственный судья БАКИН. Да, пришлось обращаться с жалобой в суд, поскольку прокуратура отказывалась регистрировать мое заявление! И судья Адиль Бакин отказал в жалобе, указав на то, что я якобы пропустил срок подачи. Я обратился в городской суд, где его решение отменили как незаконное, и Бакину пришлось заново рассматривать вопрос по существу. В итоге никто не виновен, а документы из дела пропали!
В начале 2018 года пенсионер получил еще одну бумагу - на этот раз из Генеральной прокуратуры. Там тоже не нашли признаков нарушений со стороны следователей, занимавшихся делом о паркингах.
- Знаете, я в прошлом году смотрел выступление Кайрата КОЖАМЖАРОВА, бывшего руководителя Агентства по делам госслужбы, а ныне генерального прокурора, - вспоминает Анатолий Шамрай. - Он там призывает всех казахстанцев бороться с коррупцией, “начни с себя”, говорит. Я ведь его совету и последовал, получается. Потратил несколько лет, написал огромное количество жалоб, а меня везде отфутболивали, начиная со следователя и заканчивая судьями и прокурорами. Прямо в лицо говорили: вы же не потерпевший - какое вам дело? А теперь мне из ведомства Кожамжарова ответ приходит: не надо лезть! А я всего лишь хочу понять: почему нельзя провести нормальную проверку? из-за чего антикоррупционная служба и прокуратура Алматы не хотят свои прямые обязанности выполнять? Ведь акимат Алматы зазря потратил десятки миллионов тенге! Неужели только меня одного это волнует?

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть