2842

Головы садовые

Ни один чиновник в Северо-Казахстанской области не рискнул публично заявить о том, что вековой ботанический сад региону не нужен. Скорее наоборот: каждый раз уникальную оранжерею на севере страны, где круглый год цветут и пахнут тропические растения, называют достопримечательностью Петропавловска. И вот под эти сладкие речи государственный ботанический сад сначала включили в список приватизируемых объектов, а после трех неудачных попыток продать его городской акимат начал процедуру ликвидации.

Новость о том, что предприятие должно быть ликвидировано уже к марту 2018 года, в ботаническом саду получили аккурат под Новый год. Такого подарка здесь никто не ожидал. Ведь чиновники всех мастей весь последний год убеждали сотрудников сада, что все будет хорошо.
Осенью директор КГП “Кызылжар оранжереясы” Артур РЯЗАПОВ даже заручился поддержкой акима области Кумара АКСАКАЛОВА на личном приеме. “Мы все заинтересованы в том, чтобы ботанический сад остался у нас, для этого мы приложим все усилия”, - обозначил тогда позицию местной власти глава региона и дал соответствующие поручения акиму Петропавловска Марату ТАСМАГАНБЕТОВУ. Тот перечить шефу не стал. Так и заявил: “Сад останется на гособеспечении!”
В этом и есть абсурдность ситуации: все обращения руководства и сотрудников сада, общественности Петропавловска в защиту комплекса встречают полное понимание в лице местных властей. И вместе с этим в акимате уже утвердили состав ликвидационной комиссии и даже точные сроки. В общем, процесс идет своим чередом под убедительные заявления о важности сохранения сада “для города и будущих поколений”.
Все началось в марте 2017 года. Тогда акимат Петропавловска опубликовал список приватизируемых объектов на ближайший год. И в этот реестр, несмотря на многочисленные протесты горожан и такие же многочисленные обещания чиновников, вошел и ботанический сад.

Такой ажиотаж вокруг приватизации этого объекта понятен. Не нужно быть грамотным экономистом, чтобы понимать - передача всего этого добра “в конкурентную среду” означает попросту ликвидацию сада. Дело в том, что главным условием продажи государственных объектов является сохранение профиля их деятельности в течение нескольких последующих лет. В ботаническом саду ничем прибыльным не занимаются - ухаживают за растениями, проводят экскурсии за символическую плату, ведут детские кружки экологического воспитания, предоставляют студентам местного университета базу для исследований.
Зато содержание коллекции обходится недешево. Львиная доля затрат (в прошлом году это порядка 27 миллионов тенге) идет на оплату коммунальных услуг - чтобы сохранить в огромных помещениях тропический климат, когда за окном минус 20 градусов. В общем, сомнительный бизнес-план.
Кстати, оранжерею уже пытались выставить на торги три года назад. И тогда началась целая кампания по сбору подписей в поддержку сада. Этот объект тогда исключили из списка приватизируемых. Сотрудники сада надеялись, что и в этот раз передумают. Тем более что в пользу них были аргументы посерьезнее листов с тысячами подписей - письмо от вице-министра сельского хозяйства Ерлана НЫСАНБАЕВА с обоснованием, почему сад не стоит пускать с молотка.
Оранжерея, в которой растут более двух тысяч тропических и субтропических растений (а многим из них по 50 лет и больше!), состоит в международном совете ботанических садов и “является научно-познавательной, экспозиционной, заповедной, общественной и культурно-эстетической базой”. И главное, по мнению Минсельхоза, Петропавловский ботанический сад должен стать “особо охраняемой природной территорией”, которая по одноименному закону может существовать только в форме государственного предприятия.
Это письмо Нысанбаев направил в Министерство национальной экономики, где и утверждается план по приватизации. Там ответили, что с доводами согласны. А подготовка документов для того, чтобы присвоить саду статус особо охраняемой территории и в результате вывести его из списка объектов, выставленных на торги, в компетенции местных исполнительных органов.
Вся эта переписка случилась в апреле. И получив такие доводы в свою пользу, защитники сада успокоились.
Но 2 июня главный агроном и хранитель коллекции растений Равиль РЯЗАПОВ узнал из местной прессы, что …торги состоятся 20 июня! Начальную стоимость объекта определили в размере 272 121 000 тенге. Эмоциональный агроном, который посвятил выращиванию этих растений всю свою жизнь, тогда даже заявил журналистам о своем намерении публично застрелиться, если это поможет растормошить чиновников.
Опасения по поводу того, что сад никому и даром не нужен, подтвердились. Торги проводили трижды, и ни разу не нашлось ни одного покупателя. И теперь путь только один - ликвидация предприятия. Чем чиновники в городском акимате согласно инструкциям и занялись.
Кажется, о решении придать саду статус особо охраняемой территории просто забыли. И снова пришлось бить во все колокола. И лишь осенью, когда ситуация накалилась до предела, в горакимате сподобились на проект естественно-научного обоснования по созданию особо охраняемой природной территории! Привлекли местных ученых, те провели инвентаризацию насаждений, их оценку. Затем собрали общественные слушания, где проект был единогласно поддержан. И сейчас этот документ уже согласован в профильном комитете Минсельхоза.
Осталось всего ничего - подготовить технико-экономическое обоснование. И это было бы заключительным этапом: ботанический сад приобрел бы необходимый статус и остался государственным. Цена вопроса незначительная - порядка одного миллиона тенге. Но в шаге от решения проблемы энтузиазм у чиновников закончился. Деньги на ТЭО не выделяют, исполнители не определены. В общем, все оставили как есть.
- В конце года мы получили письмо из отдела образования акимата Петропавловска, где расписана длительная процедура ликвидации предприятия, - говорит директор ГККП “Кызылжар оранжереясы” Артур Рязапов. - Мы им говорим: ну как же так! Почти готовы документы для придания саду особого статуса, есть поручение акима области - зачем нужны все эти процедуры? В областном акимате кивают на город, город ссылается на утвержденный и. о. акима области график приватизации, который формально до сих пор никто не отменил своей подписью. Заколдованный круг! Вырваться из него мы не можем! А ведь нужно всего-навсего чье-то принципиальное решение и искреннее желание принять участие в судьбе сада. Сейчас мы не знаем, что нас ждет.
Даже если дело удастся довести до конца и особый статус сад все-таки получит, на руинах ликвидированного предприятия нужно будет создавать новое, пусть и снова государственное. И это вновь долгие процедуры, которые растянутся на месяцы. А в этом случае время играет против: уход за нежными растениями нужен постоянный. И им каждый день требуется заботливый хозяин. Вряд ли финиковая пальма станет ждать, пока у предприятия снова появится финансирование на обогрев оранжереи и подачу воды. И тогда никакого особого статуса уже и не понадобится. Потому что охранять будет нечего.

Ульяна АШИМОВА, фото автора, Петропавловск

Поделиться
Класснуть

Свежее