Водительский контроль
Кто сидит за рулем общественного транспорта Алматы, кому пассажиры доверяют свою жизнь и можно ли сделать этот сервис цивилизованным
Подвижной состав, конечно, важное, но далеко не самое главное звено общественного транспорта. Водители - вот люди, от которых зависит, как едут пассажиры и доедут ли они живыми и невредимыми до нужной им остановки. Что мы о них, об этих королях дорог, думаем? Не будем лукавить: “сплошь понаехавшие”, “бывшие “бомбилыбеспредельщики”, “неудачники” и т. д. в том же духе. Разве не так? А если все же говорить спокойно и по существу?
Для начала мы запросили нужную нам информацию в автопарках южной столицы.
В ТОО “АлматыЭлектроТранс” работает 201 водитель автобуса, из них из Алматы - 82, из Алматинской области - 93, Южно-Казахстанской - 11, Жамбылской - 12, Кызылординской - двое, из Восточного Казахстана - один.
В остальных компаниях ОТ (ТОО “Green Bus” плюс 10 мелких частных перевозчиков) следующая внутримиграционная ситуация. В общей сложности там выезжают на линии 1839 водителей автобусов и троллейбусов, из них алматинцы - 697 человек, жители Алматинской области - 655, южноказахстанцы - 289, жамбылцы - 108, восточноказахстанцы - 56, кызылординцы - 18, североказахстанцы - 11. Кроме того, еще пять водителей - из Узбекистана. Но при этом не хватает 458 водителей.
Семь небольших фирм-перевозчиков, к сожалению, не предоставили подобную информацию, но вряд ли она значительно изменит картину.
Так что любители статистики могут вооружиться калькуляторами и подсчитать, какой процент “понаехавших” рулят - в прямом смысле этого слова - алматинскими автобусами и троллейбусами.
Мы не случайно выделили особняком ТОО “АлматыЭлектроТранс”. Раньше эта компания обслуживала трамвайные маршруты, но с ликвидацией в южной столице наземного рельсового транспорта перешла на автобусные. Примечательно, что, во-первых, весь ее автопарк состоит из новых машин - их закупает городской акимат, который и субсидирует обслуживаемые этой фирмой маршруты. А во-вторых, в автобусах нет кондукторов, а водители, взяв за проезд с пассажиров наличные, всегда выдают... официальный билет!
- Наш автопарк перманентно пополняется. Вот на днях мы получили 20 новых автобусов -”гармошек”, которые будут курсировать по улице Толе би на всем ее протяжении - с запада на восток - по новому маршруту № 201 (этот маршрут планируется открыть в предстоящий понедельник. - О. А.). Поэтому мы постоянно принимаем новых водителей и ко всем предъявляем серьезные требования, главные из которых - качество обслуживания и безопасное вождение, - рассказал “Времени” директор ТОО “АлматыЭлектроТранс” Ризван ЦИНАЕВ (на снимке). - Здесь много составляющих: водители должны не только неукоснительно соблюдать ПДД, но еще и не хамить, не курить в салоне, не проезжать мимо остановок, не “резинить” (не задерживаться надолго на остановках. - О. А.), обилечивать пассажиров только на остановках... Перечислять можно долго. И абсолютно не важно, откуда водитель - местный или иногородний. Прежде чем принять его на работу, мы проводим собеседование, стажируем (сажаем за руль и смотрим, как он ездит) и предупреждаем: мы все видим - во всех автобусах установлены камеры. Первое время водители думали, что это просто слова, но когда мы стали еженедельно проводить дисциплинарные комиссии и обсуждать их нарушения, поняли, что все серьезно. За мелкие нарушения выносим предупреждение, за более крупные - урезаем премиальные.
- Сколько получают водители в вашей компании?
- Если суммировать оклад и премию - порядка 200 000 тенге (плюс-минус 20-30 тысяч). Нужно учесть, что они выходят в рейс через день, то есть зарабатывают эти деньги за полмесяца.
- У них есть план?
- Нет. Их зарплата зависит от качества работы, соблюдения всех тех требований, о которых я говорил, от отсутствия жалоб от пассажиров.
- Представители частных автопарков говорят, что вам легко внедрять такие правила: все маршруты, которые обслуживает “АлматыЭлектроТранс”, субсидируются, автобусы вы покупаете не на собственные средства, а на бюджетные - в общем, находитесь в более выгодных условиях.
- Я не считаю, что мы в каком-то привилегированном положении. Если нам выделяют деньги из акимата, это не значит, что они невозвратные. Мы должны работать так, чтобы в следующем году начать обновлять подвижной состав на собственные средства, - это одно из условий. От меня тоже требуют безубыточной работы. К тому же частные автопарки тоже могут взять кредит, купить автобусы и получать субсидии.
А вот Сабит АМАНБАЕВ (на снимке), глава Ассоциации пассажироперевозчиков Алматы, в которую входят все автопарки мегаполиса, кроме “АлматыЭлектроТранса”, не может похвастать тем, что их водители получают белую зарплату и боятся потерять место.
- В день общественным транспортом Алматы пользуется более миллиона пассажиров - примерно по 1000 на каждого “рулевого”, - говорит Сабит Шаяхметович. - И проблем очень много, я сам иногда езжу, общаюсь, конфликтую с кондукторами, водителями и вижу низкий уровень квалификации кадров. Но, знаете, это не их вина - система создала такую ситуацию.
- Сколько получает водитель частного автопарка?
- У нас, к сожалению, нет полной картины, но, думаю, 250-300 тысяч тенге в месяц. И можно прямо сказать, что частично они получают эти деньги нелегально. Да, ряд автопарков официально закрывает своим водителям зарплату 50-100 тысяч тенге, а остальное они берут из кассы.
- У водителя есть план?
- Да, есть план по транзакциям, он разный - зависит от маршрута. В некоторых автопарках есть план и по сбору наличности, хотя это, конечно, неправильно. Сейчас началось субсидирование маршрутов со стороны городского акимата, но этих денег не так много, и руководители компаний будут вынуждены “размазывать” их по всему хозяйству, латая дыры. В итоге опять не будет должного эффекта.
Но все-таки есть рычаги, способные улучшить ситуацию. Во-первых, нам нужно оторвать кондукторов, которые сейчас работают нелегально, от водителей. Кондуктор должен быть в общественном транспорте, но работать независимо и подчиняться не автопарку или водителю, как сейчас, а транспортному холдингу - оператору электронной системы “Оњай!”. Сейчас мы ведем переговоры по этому поводу с представителями акимата и холдинга, но пока не находим должной поддержки. Ведь в тени остается еще 15 процентов выручки, и их нужно вывести в легальное пространство. Тогда доходы парков возрастут, и их можно будет тратить как раз на улучшение работы водителей, официально платить им нормальную зарплату и требовать должного уровня обслуживания пассажиров.
Во-вторых, мы все-таки будем добиваться того, чтобы власти субсидировали все маршруты. Тогда вы удивитесь тому, как быстро мы наведем порядок. Поверьте, перевозчики сами хотят, чтобы все было легально и качественно, есть хорошие специалисты, готовые к нам идти. Но пока автопарки вынуждены брать практически без разбору тех, кто есть.
Как только директора автопарков начинают закручивать гайки, водитель бросает баранку и уходит к другому перевозчику - у нас по городу сотнями перебегают из парка в парк по разным причинам, а директора ругаются из-за этого друг с другом. У нас дефицит водителей доходит до 30 процентов, поэтому они всегда короли положения, которыми очень сложно управлять, - заключил Сабит Аманбаев.
Из досье
- В настоящее время сфера общественного транспорта Алматы охватывает 91 маршрут (их количество постоянно меняется), который обслуживают 19 перевозчиков, причем 12 из них курируют от одного до трех маршрутов.
- Условно этот рынок можно разделить на три составляющие.
Крупнейшим перевозчиком является ТОО “Green Bus”. Обслуживает 22 автобусных маршрута и 8 троллейбусных. В доверительном управлении этой компании находятся три бывших муниципальных автобусных парка и один троллейбусный. На линии выходят серо-голубые автобусы на газе марки Yutong.
ТОО “АлматыЭлектроТранс” - новый активный игрок на рынке общественных перевозок. Обслуживает 9 маршрутов, но их количество неуклонно увеличивается. Именно парк этой компании сейчас пополняется автобусами, которые закупает городской акимат. На линии выходят зеленые дизельные автобусы марки ЛиАЗ.
Остальные перевозчики - 17 частных автопарков - обслуживают 60(!) маршрутов, то есть осуществляют 2/3 всех автобусных перевозок. На линии выходят автобусы разных марок, состояние и внешний вид которых чаще всего оставляют желать лучшего, работают преимущественно на дизеле.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы