5444

Чужая любимая внучка

Эта абсурдная история случилась вовсе не в отдаленном селе, куда врач заезжает крайне редко, а до ближайшего ЦОНа - как до Луны. Маленькая Настюша все эти годы жила в Петропавловске, всего в 30 минутах ходьбы от городской поликлиники. Но лишь накануне ее четырехлетия девочке справили свидетельство о рождении. Все это время о ее существовании не имели представления ни участковые врачи, ни соцслужбы. Хотя и те и другие девочке были жизненно необходимы.

Обычный дом на улице Войкова, каких много в Рабочем поселке областного центра Северного Казахстана. Две небольшие комнаты, все удобства во дворе. Отсюда беременную Лилию СОКОЛОВУ увезли на “скорой” в областной перинатальный центр, где вскоре родилась здоровая девочка. Туда же мама с дочкой и вернулись через несколько дней.

- К нам пришла врач уже на следующий день после того, как нас из перинаталки выписали. Посмотрела - дочка здоровая, все нормально. И ушла. Больше никто не звонил, не приходил. И я тоже не ходила. Все с ней нормально же было, она никогда не болела - что зря ходить по врачам! И не прятались мы ни от кого, жили как все… - недовольно бурчит Лилия.
В три года Настю с высокой температурой пришлось срочно госпитализировать. Уже в больнице у ребенка диагностировали энтеровирус. Тревогу забил 80-летний дед, дальний родственник Лилии.
- Он мне почему-то позвонил, голос взволнованный. Прихожу - ребенок и правда температурит, - вспоминает участковый полицейский Акжан АУБАКИРОВ. - Я вызвал “скорую”, начал разыскивать мать. Оказалось, что ее уже несколько месяцев дома нет, а девочка все это время находилась с дедушкой. Он с ней и в больницу поехал.
- Настюха всегда со мной - у соседей спроси. Я с ней везде хожу: на базар, гулять. Она моя любимая внучка, хоть и не родная! - Камиль ГАЛИУЛЛИН скручивает папироску крючковатыми пальцами. - А в тот день у нее понос начался. Я пилюли ей купил - вроде перестало, но температура никак не сбивалась.
На улице Войкова дедушку с девочкой действительно хорошо знают. Все. Кроме курирующих участок врачей первой городской поликлиники. Когда ребенка привезли в больницу и кинулись искать его карточку, то не нашли никаких документов.
На официальный запрос от 23 октября на имя главврача первой городской поликлиники Петропавловска Светланы КАШЕНЦЕВОЙ ответ пришел лишь 29 ноября, причем без подписи руководителя. Больше месяца в поликлинике, видимо, искали ребенка. И заключили: “При подворных обходах, по данным переписи, по адресу: ул. Войкова, 31, и со слов соседей данного адреса информации о проживании ребенка Соколовой Анастасии Витальевны не было”.
Перепись и подворные обходы, о которых говорится в этом ответе, - обязательные процедуры. Поликлиники должны проводить их дважды в год. Постучаться в каждый дом, сверить состав семьи с имеющимися данными, поинтересоваться, не нуждаются ли люди в чем-то. Ведь в штате поликлиники числятся кроме медицинских еще и социальные работники. Получается, маленькая Настя оставалась незамеченной как минимум шесть учетных кампаний! Если они, конечно, проводились как положено.
- Есть основания полагать, что ребенок был лишен нормального медобслуживания первые три года своей жизни, - комментирует неординарную ситуацию главный врач дома ребенка Лилия ФЕДОТОВА. - Сейчас нашим педиатрам сложно, мы не нашли в поликлинике никакой прививочной карты, опрос ее мамы тоже ничего не дал. Мы не знаем доподлинно, какие вакцины Настя получала и получала ли. Более того, даже свидетельство о рождении делали ей мы, оно датировано 17 ноября. Настя старше других наших деток, но без документов мы не могли направить ее в детский дом. А в центр временной адаптации девочку жалко было отдавать. Поэтому пока она у нас.
- Мы попробуем определить с помощью анализа крови, какие прививки ребенок получал. Но в основном, видимо, придется начинать вакцинацию сначала, - говорит патронажная медсестра дома ребенка Ольга МОТКОВА. - И что удивительно, Настя вспоминает не маму, а дедушку! Я спрашиваю: Настя, что тебе нужно? Она отвечает: мне надо, чтобы дед джинсы принес.
Оказывается, Лилия Соколова уже дважды лишалась родительских прав. По словам руководителя сектора опеки и попечительства городского отдела образования Айтхан БИЮНОВОЙ, сейчас его сотрудники готовят документы, чтобы провести эту процедуру в третий раз.
На вопрос, почему она своевременно не оформила дочери свидетельство о рождении, не встала в очередь в детский сад, не побеспокоилась о необходимых родному ребенку прививках, витаминах и лекарствах, 45-летняя Соколова беспечно отмахивается: “Так получилось!”
И только 80-летний старик горюет без своей неродной внучки. Ходит в дом ребенка, куда его, разумеется, не пускают, ругает всех вокруг крепким словом. И уходит ни с чем. Дед Камиль уверен, что Настю у него отобрали...

Ульяна АШИМОВА, фото автора, Петропавловск

Поделиться
Класснуть