3570

Если дети - сироты, значит, это кому-нибудь нужно?

Всю свою сознательную жизнь она мечтала о ребенке, но не получалось. То времени не было - учеба да работа, то с деньгами туго - не до детей, самой бы прокормиться, то боязнь злых языков, что без мужа дитя нагуляла. Вот так и жила с этими “но” до 45 лет, пока замуж не вышла.

С мужем Балкии КУАНДЫКОВОЙ повезло - хоть и поздний брак, да счастливый. Вот только с ребятишками у супругов не получалось.
- У мужа были свои дети, но когда я пришла к нему в дом, они уже были самостоятельными и жили отдельно, - вспоминает Балкия. - Когда приходили гости, столько радости, веселья с собой приносили, а уйдут - дом пустой, холодный. Посоветовались мы с Жамиддином и решили взять на воспитание сирот.

Много анкет женщина пересмотрела, прежде чем увидела Альнура (имя по этическим соображениям изменено) из талдыкорганского детского дома “Айналайн”. Увидела и сразу поняла: этого малыша она ждала всю жизнь.
Из анкеты 6-летнего Альнура стало понятно, что в том же детдоме живет и его старший брат. Балкия помчалась собирать документы. В середине сентября они с мужем стояли у ворот детдома с сумками, полными гостинцев. Как же были удивлены супруги, когда вместо ожидаемого сердечного приема натолкнулись на холодную, едва скрываемую недоброжелательность взрослых.
- Сотрудники детдома, особенно заместитель директора, говорили с нами сквозь зубы, - жалуется Балкия. - Вызвали детей и выпихнули во двор детдома. В тот день ветер был сильный, на ветру мы и общались с мальчиками. Я бауырсаков им напекла, вкусностей домашних привезла. Альнур не скрывал радости. Старший брат был сдержаннее, наверное, смущался, но отторжения не было.
В разговоре с братьями выяснилось, что их не двое, а семеро. В детдом они попали после смерти матери. Отец, бросив все, ушел и больше не возвращался. Мальчишки рассказали, что есть у них две взрослые сестры. Они уже замужем и живут в Алматинской области. Есть и старший брат. Он не так давно выпустился из детдома и сейчас учится в колледже. Еще один воспитывается в том же детдоме, что и они, но встреч с посторонними избегает. Другой брат живет неподалеку в интернате для психохроников. Братья рассказали, что любят друг друга и расставаться не хотят. Услышанное лишь воодушевило Балкию и Жамиддина, ведь они мечтали о большой и дружной семье.
- Если бы нам позволили, мы были готовы в тот же день забрать к себе всех ребят, - вспоминает женщина. - Не оставили бы в интернате и их больного братишку, привезли бы к себе домой, лечили. Хотели встретиться с братом-студентом и их сестрами, чтобы открыть для них не только наш дом, но и наши сердца, и тут произошло неожиданное.
Оказалось, еще в 2012 году, когда мальчики поступили в детдом, сестры написали заявление, в котором категорически запретили отдавать братишек в чужие семьи. Об этом сестринском “сюрпризе” рассказала несостоявшимся приемным родителям заместитель директора детдома Жамал БАЙМАДИЕВА. Балкия с Жамиддином очень расстроились, но все же надеялись, что смогут уговорить сестер отказаться от запрета. На следующий день они отправились в детдом, чтобы еще раз поговорить с мальчиками и устроить им встречу с братишкой, что живет в специнтернате, и с сес­трами. Однако ребят будто подменили. Они избегали общения и наотрез отказались от поездки. Пряча глаза, старший брат заявил, что детский дом не покинет и никакая приемная семья ни ему, ни младшим братьям не нужна. Альнур на этот раз молчал и прятался за спину брата.
Для Балкии это стало шоком. Ее в совершенно подавленном состоянии привез домой муж. Всегда энергичная и полная сил женщина ушла в себя. Лишь через неделю она стала потихоньку возвращаться в нормальное состояние, а после отправилась в фонд “Ана Yйi” - “Дом мамы”, который занимается вопросами усыновления, чтобы ей помогли разобраться во всем.
- Мы сами в недоумении, - удивляется региональный представитель фонда Галия ЖУСИПОВА. - Эти люди хотели сделать благородное дело, подарить сиротам любовь, кров, будущее, а в итоге получили сильнейший стресс. Я боюсь даже представить, что творится в душе этих мальчиков, которые оказались заложниками ситуации… Казахстан - благополучная страна с прекрасными семейными традициями, и ни детских домов, ни сирот у нас быть не должно! А тут такое…
Как же стало возможно, что две взрослые женщины, которые вполне комфортно живут с мужьями, детьми, свекровями и прочей родней, обрекли на социальное сиротство младших братьев? С этим вопросом мы обратились к заместителю директора детского дома “Айналайн” Жамал Баймадиевой. Педагог поделилась своими переживаниями. По ее словам, к Альнуру и его братьям регулярно приходят потенциальные усыновители, и всякий раз это стресс. Снять их анкеты из республиканской базы данных сирот она не вправе, а передать на попечение приемных родителей не позволяет запрет сестер.
- Я не знаю, что делать, - сокрушается Баймадиева. - Все идут на Альнура, он такой миленький. Слетаются на него кандидаты в родители со всего Казахстана. Вот вчера опять приходили. Я его сестрам говорю: раз наложили запрет, так и забирайте братьев. Они шум подняли. Обвинили, что я отказываю сиротам в государственной опеке. Есть у мальчишек и бабушка с дедушкой. Они тоже умоляют не отдавать ребят, но не забирают к себе. Их старший брат-студент часто наведывается. Обещает по окончании колледжа забрать. Куда он их заберет, если нет ни работы, ни крыши над головой?
Вот и выходит, что те, кто хочет и готов забрать к себе сирот, не могут этого сделать, а те, кто может им дать кров, не делают этого. В любом случае сильнее всего страдают в этой ситуации дети. Юрист общественного фонда “Ана Yйi” - “Дом мамы” Надежда ДОЛГАНОВА предполагает, что кто-то из героев этой истории либо что-то недоговаривает, либо лукавит. Ведь законом подобные случаи предусмотрены, и интересы детей ставятся во главу угла.
- Детский дом либо учреждение образования в интересах детей должны опротестовать требование родственников о запрете усыновления, - поясняет юрист. - Если они полгода уклоняются и не принимают никаких мер, чтобы забрать ребят из детдома, орган опеки обязан поставить вопрос о легитимности запрета на усыновление. В каждой такой ситуации надо детально разбираться.
Есть опасения, что братьями кто-то манипулирует. Возможно, это родственники, а может, и педагоги. Ведь существование детского дома, его финансирование зависят от того, есть ли в нем дети и сколько их. Фонд “Ана Yйi” - “Дом мамы” существует всего полтора года, а примеров, когда питомцев детских домов под разными предлогами не отдают на попечение усыновителей или опекунов, уже предостаточно. Так, малыша, имеющего незначительное отставание в развитии, упекли в интернат для слабоумных, и только настойчивость приемных родителей помогла мальчугану обрести семью и стать полноценным ребенком. Однако не у всех хватит сил на изнурительную схватку. По крайней мере, Балкия и Жамиддин после долгих сомнений и переживаний отказались от борьбы...

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА,фото из семейного альбома семьи Куандыковых - Ергабыл, Шымкент

Поделиться
Класснуть