Проклятие Мыльного озера
Павлодарский городской суд приговорил к четырем годам лишения свободы Ернура САСПАНОВА - начальника колонии АП-162/3, где 24 февраля прошлого года был найден с перерезанным горлом и 136 поверхностными ранениями пятикратный чемпион Казахстана по дзюдо Бахытжан АБДЫКАРИМОВ. Еще два руководящих сотрудника колонии получили условные сроки. Суд согласился со следствием, что с такими ранениями чемпион покончил жизнь самоубийством. Цепочка загадочных смертей, которая в итоге привела начальника колонии и его подчиненных на скамью подсудимых, завязалась 29 мая 2007 года на берегу баянаульского озера Сабандыколь и с тех пор не может никак прерваться.
В полдень 29 мая 2007 года братья Алексей и Владимир ЕФИМЕНКО, незадолго до этого вернувшиеся в Баянаул после очередной отсидки за кражи и грабежи, вскрыли в селе автомашину, принадлежавшую двум другим братьям - Рустаму и Ренату ЗАРИПОВЫМ. У Зариповых, несмотря на их молодость, успешно шел строительный бизнес и было что взять. Ефименко попались. Когда их приперли к стенке, они поклялись, что за порчу автомобиля отработают на стройке. На том и расстались. На следующий день Зариповых задержали по подозрению в убийстве.
По версии следователя Баянаульского РОВД Ивана СЕЛИВАНОВА, Рустам и Ренат 29 мая забили братьев Ефименко до смерти на берегу Сабандыколя, бросили там трупы и в тот же день уехали на зону отдыха. Там их и задержали на следующий день. Тела жертв обнаружила утром 30 мая тетя следователя Селиванова 70-летняя Валентина ТРОФИМЧУК, совершая раннюю пробежку вокруг озера. В суде женщина пояснила, что мужчины лежали чистыми, никакой крови вокруг не было, только несколько пятен на одежде. Это подтвердили понятые, кстати, тоже родственники следователя Селиванова.
Между тем сотрудник метеослужбы Александр СОКОЛОВ, который дважды в день измерял уровень воды в озере, тогда же заявил: в восемь вечера 29 мая, когда он проверял метеозонды, установленные в нескольких метрах от того места, где утром Трофимчук обнаружила покойных, никаких трупов не было. Сельский учитель Жусуп ЫКЛАС, чей дом стоит на берегу, утверждал, что в половине шестого утра 30 мая выходил во двор привязать собаку и обратил внимание, как от озера отъезжал полицейский уазик. Видела этот уазик у озера, когда выгоняла корову, и его соседка Нурания АХМЕДЗЯНОВА.
Подлили масла в огонь и эксперты. На первом же заседании суда выяснилась шокирующая деталь: согласно биркам на пакетах с носильными вещами, снятыми с убитых, их одежду доставили на исследование 29 мая (при том, что официально трупы были обнаружены 30 мая!). И эта одежда согласно заключению экспертизы была не в пятнах, а полностью пропитана кровью. Судмедэксперты утверждали, что ранения (одному из погибших раскроили череп, он умер мгновенно) должны были вызвать обильное кровотечение и “если на месте обнаружения трупов крови нет, то можно усомниться в том, что смерть наступила на берегу озера”.
На одной из пресс-конференций в областной прокуратуре государственный обвинитель Серик МАСАЛИМОВ так объяснил корреспонденту газеты “Время” этот феномен:
- Крови нет, потому что погибшие умылись.
По селу поползли слухи, что на самом деле братьев Ефименко убили не Зариповы, а это полицейские переборщили с “методами дознания”, после чего подбросили трупы на берег озера. Неблагонадежные Ефименко были у местных стражей порядка как кость в горле, портили всю статистику криминогенной обстановки.
Расследование этого убийства продолжалось четыре (!) года, которые Зариповы провели в СИЗО. Они объявляли голодовки, об их рекордно длинном аресте и рекордном количестве грубейших процессуальных нарушений со страниц республиканских СМИ рассказывал тогдашний главный судья страны Мусабек АЛИМБЕКОВ, а Верховный суд дважды отменял обвинительный приговор. Тем не менее в 2011 году братьев Зариповых приговорили к восьми годам лишения свободы. Впрочем, вскоре они вышли по УДО.
А между тем, как выяснилось позже, в отдельное производство было выделено дело в отношении еще одного фигуранта, подозреваемого в соучастии в убийстве, имя которого не называлось целых восемь лет. Оказалось, что похищенное в 2007 году братьями Ефименко из автомашины имущество принадлежало не Зариповым, а их тренеру... Бахытжану Абдыкаримову! По версии следствия, Рустам и Ренат обошлись с воришками так жестоко именно из-за того, что пострадал столь уважаемый ими человек, а Абдыкаримов якобы присутствовал на казни Ефименко на берегу озера в тот роковой вечер, но не остановил своих учеников. А когда Зариповых задержали, подался в бега.
Чемпиона Казахстана задержали только в 2015 году, дали ему пять лет лишения свободы, и в декабре того же года он попал в павлодарскую колонию. Почти сразу подал ходатайство об изменении наказания и жалобу, что в колонии ему угрожают убийством. А скончался он за два дня до рассмотрения его ходатайства о замене заключения штрафом.
Приговор суда над сотрудниками колонии удивил юристов. Начальник колонии Саспанов был назначен на эту должность за три дня до гибели Абдыкаримова, признан виновным только в злоупотреблении служебными полномочиями - и получил реальный срок.
- 20 февраля прошлого года Абдыкаримов совершил акт членовредительства, кричал: “Требую начальника колонии”, - рассказала гособвинитель Елена БЕЛОВА. - И Саспанов прибыл в свой выходной день, снял заключенного с кровати, на которую тот залез, отобрал у него осколок стекла, хотя это обязанность его подчиненных. Он действительно дал указание не регистрировать данный факт, поскольку тогда Абдыкаримов получил бы дисциплинарное наказание и не смог рассчитывать на УДО. То есть получается, начальник колонии лоббировал интересы заключенного и его семьи. Он спрашивал у Абдыкаримова: “Что ты хочешь?” Тот отвечал: “Домой, домой хочу”. Саспанов просил: “Ну так потерпи, у тебя через несколько дней апелляция! Что ты творишь?” Если бы он принял меры, зарегистрировал факт, поместил заключенного в ШИЗО, а не в медсанчасть, не было бы таких последствий. Саспанов сам потом в своих действиях признал халатность.
В свою очередь оперуполномоченный оперативного отдела учреждения Кайрбай МУКАНОВ и начальник режимного отдела Ержан КАНКИН отделались условными сроками, хотя помимо злоупотребления также признаны виновными в пытках заключенного и доведении его до самоубийства. Свидетели рассказали в суде, как Муканов с Канкиным угрожали чемпиону Казахстана поместить его в спецотряд, где содержатся люди со статусом “опущенного”.
- Хотя законодательно и вообще у нас запрещены такие спецотряды и считается, что их нет, но мы установили, что он там был, - подтвердила гособвинитель Белова.
В настоящее время следствие продолжает устанавливать других виновных в самоубийстве Бахытжана Абдыкаримова, дело в отношении их выделено в отдельное производство.
Родственники же погибшего по-прежнему уверены, что это было не самоубийство, а убийство.
Кому была выгодна смерть чемпиона Казахстана за два дня до УДО? Кто боялся его выхода на свободу? На этот вопрос следствие так и не ответило. Как в свое время не смогло объяснить, как два трупа с размозженными черепами вдруг поднялись на берегу Мыльного озера (именно так с казахского переводится Сабандыколь) и тщательно умылись.
Ольга ВОРОНЬКО, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА Павлодар