Заступился. На свою голову
Расхожую фразу о том, что от тюрьмы никому зарекаться не следует, увы, подтверждает история петропавловца Жангельды СЕИЛБЕКОВА. Четыре месяца назад он пришел в полицию, чтобы рассказать, как отбил у пьяных хулиганов 18-летнего юнца, и с тех пор находится под стражей по обвинению в тяжком преступлении.
Со своей женой и маленькой дочкой 25-летний Жангельды в последний раз виделся 18 июня. В тот день он с отцом поехал в городской отдел полиции, чтобы рассказать об инциденте, невольным свидетелем и участником которого стал накануне: Жангельды услышал крики о помощи - четверо пьяных избивали какого-то парнишку - и бросился на выручку. В том неравном бою Сеилбеков немало пострадал: множественные синяки, ножевой порез на животе. Он готов был помогать полиции в поисках четверых дебоширов, подробно рассказал, как развивались события. Его оставили в полиции.
- Мне следователь сказал, что я могу ехать домой, что это затянется надолго, - вспоминает отец Жангельды Орал КОПБЕРГЕНОВ. - Мы ждали его дома целый день, уже поздним вечером дозвонились в полицию и узнали, что сын арестован.
А спустя некоторое время Сеилбекову предъявили обвинение по уголовной статье, которая предусматривает до 10 лет лишения свободы! Дело в том, что когда нашли остальных участников драки, выяснилось, что двое противников Жангельды пострадали куда больше, чем он. Они получили проникающие колото-резаные ранения брюшной полости. Следствие расценило это как умышленное причинение им тяжкого вреда здоровью.
Спустя месяц уголовное дело с обвинительным уклоном было направлено прокурору. В нем сказано, что вина Жангельды полностью доказана. Однако последовательность событий, которую скрупулезно описал следователь УВД, все-таки заставляет сомневаться в справедливости такого заключения.
Летним вечером Жангельды шел с рыбалки, припозднился. Той же дорогой возвращались с городского пляжа четверо выпивших молодчиков: Руслан РАШИТ, Дулат СЫЗДЫКОВ, Василий и Андрей ДЕДОВЫ. Шли веселились, скакали, выбегали на проезжую часть, за что и получили заслуженное замечание от водителя проезжавшего внедорожника. Критику в своей адрес восприняли неадекватно и даже побежали следом за машиной. Конечно, догнать ее не удалось, зато под руку подвернулся Дидар ИБРАЕВ: 18-летний парень тоже шел с пляжа вместе со своими младшими сестренками. Девочки успели убежать. А вот Дидару досталось. Дерущиеся скатились в кювет. Парень понял, что силы не равны, и стал звать на помощь. Этот крик и услышал Жангельды. И кинулся на помощь. “Вы что творите?!” - крикнул Жангельды. И тут же оказался втянутым в разборку.
Внезапно в ходе драки возник нож. В своих показаниях все четверо говорят, что его достал из кармана Жангельды и стал размахивать им. Но Сеилбеков рассказывает, что этот нож он отобрал у Василия Дедова, когда тот попытался ранить его. В доказательство приводит ссадину на животе. И добавляет, что обезоружить парня, который заметно крупнее его, было нетрудно - Дедов был очень пьян.
Когда вся четверка переключилась на новый объект, Дидар успел отбежать. Уже лежа на земле, Сеилбеков отмахивался ножом, периодически получая удары по голове, в живот. Все закончилось внезапно, противники отступили. Жангельды поспешил домой.
- Я дождалась его уже к одиннадцати! - вспоминает его супруга Айгуль СЕИЛБЕКОВА. - Он был в ужасном состоянии, весь избитый, на животе рана. Мы решили, что надо обязательно идти в полицию. С тех пор я ношу ему еду в следственный изолятор и пытаюсь успокоить дочку всякий раз, когда она плачет и ищет папу. Эти четыре месяца мы живем как в кошмаре. Привыкли, что Жангельды глава семьи, добытчик: он работал, никогда не отказывался от дополнительного заработка - кому дрова наколоть, погрузить что-нибудь. Он всем помогал - друзьям, соседям! И тут не смог пройти мимо, бросился на помощь. А теперь я все время задаюсь одним и тем же вопросом: зачем?!
В этом уголовном деле зачинщики драки Василий Дедов и Руслан Рашит, находившиеся к тому же в тот момент в алкогольном опьянении, в статусе потерпевших. Дулат Сыздыков, который ответил нецензурной бранью на справедливый вопрос Жангельды о том, что они тут творят, проходит свидетелем. Четвертый, Андрей Дедов, и вовсе никак не участвует в процессе. А Жангельды Сеилбеков, который, как говорится, мимо проходил, находится в СИЗО и ждет приговора!
На то, что роли в этой истории распределены как минимум несправедливо, все-таки обратила внимание прокуратура. И уже в самом конце судебного следствия был составлен новый обвинительный акт. Теперь действия Сеилбекова квалифицируются как причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны. И в этом случае возможно даже примирение сторон.
По совести этим все и должно закончиться. И, кстати, Руслан Рашит сообщил суду, что не возражает. А вот Василий Дедов заявил, что “он должен подумать”.
- После того заседания я спросила у него, чего он хочет, - говорит Айгуль Сеилбекова, - и Дедов ответил: полтора миллиона тенге на троих - ему, Рашиту и, представляете, Сыздыкову, который совсем не пострадал! Я в шоке, у нас нет таких денег, мы не сможем выполнить их условия...
В прочем, даже если стороны не смогут прийти к соглашению, родные надеются, что Жангельды все равно скоро вернется домой. По новой статье ему грозит до года ограничения свободы либо штраф. Адвокат просит суд назначить минимальное наказание: четыре месяца Жангельды уже провел за решеткой.
- Мы очень ждем его дома, пусть все забудется как страшный сон! - восклицает Айгуль. - Когда я ходила увольнять его с овощехранилища, где он работал сторожем, его начальник сказал, что возьмет его обратно сразу, как только все закончится, потому что такой работник ему нужен. Он ведь исполнительный, ответственный, не пьет и не курит.
А отец Жангельды сказал мне на прощание:
- Никогда не думал, что это скажу... Всю жизнь учил сына защищать слабых, жить по совести, говорить правду. А вот как вернется домой, скажу ему: в тот вечер надо было мимо идти, а потом не надо было в полицию ходить!.. Эти четверо даже не смогли на следующий день его описать: про нашего Жангельды, который худенький и метр шестьдесят ростом, говорили, мол, крупный парень, высокий. Потому что пьяные были и ничего толком вспомнить не могли! А мой сын теперь из-за этих дебоширов и пьяниц пострадал да чуть в тюрьму на много лет не угодил…
Ульяна АШИМОВА, фото автора и из семейного архива СЕИЛБЕКОВЫХ, Петропавловск