По наклонному городу
Наш корреспондент Владимир ЗАИКИН оценил новые веломаршруты Алматы
Бензиново-парковочные страдания напомнили алматинцам о велосипедах, тем более что в городе появилось много велодорожек.
Стряхнув прошлогоднюю пыль со своего велосипеда, попробовал прокатиться по новым направлениям.
Воскресенье, на часах 10.15. Начал движение от указателя “Алматы”, что на въезде в город с Капшагайской трассы (фото 1).
Проехался по Алматы I, тут много небольших тихих улочек без крутых подъемов и практически без автотранспорта - вот где велосипедистам раздолье. Доехал до рощи Баума, это вообще рай для велобайкера (фото 2). Шурша колесами по желтым листьям, докатил до БАКа, а там и до станции метро рукой подать.
Стрелка часов приближается к 12. Потеть по нашему наклонному городу от проспекта Райымбека вверх не рискнул. Нырнул в метро и за 80 тенге без проблем доехал до станции “Москва” (фото 3). Кстати, дополнительно платить за провоз велосипеда не нужно, более того, для велосипедистов и пассажиров с негабаритным грузом есть отдельный проход на турникете.
От станции метро велодорожки нет, пришлось по микрорайонам ехать дворами. Петляя тенистыми аллейками, добрался до Саина - Торайгырова, тут начинается велодорожка. Час дня, вниз велик катится сам - здорово! Но и желающих испортить удовольствие на моем пути встречается немало. Почему-то пешеходы и мамаши с детскими колясками, несмотря на многочисленные знаки и разметку на асфальте, предпочитают дефилировать именно по велодорожкам (фото 4, 5)! А ведь рядом всегда идет тротуар для пешеходов. Что это? Невнимательность, вредность, эгоизм или пофигизм? Ведь они этим самым создают риск столкновения.
Не только пешеходы у нас привыкли игнорировать велосипедистов. На Жарокова - Утепова огромный джип рванул на двоих байкеров, двигавшихся через перекресток на зеленый сигнал светофора (фото 6, 7). Обошлось без жертв, но приходится все время быть начеку. На улице Тимирязева тротуар и велодорожка вообще разделены газоном, но пешеходов и тут приходится объезжать. Возле КазНУ велодорожка заканчивается, и я, нарушив правила, спустился по тротуару вдоль Весновки.
В два часа дня качусь по Шевченко. Хорошая дорожка вдоль автомобильной трассы, но тут много машин. От выхлопа першит в горле, представляю, что творится в час пик. По Кунаева вниз можно было бы разогнаться, но временами автобусы беспредельничают, выскакивая на полосу велосипедистов - опасно. За все время движения встретил человек десять-пятнадцать на велосипедах, совсем немного для такого города.
К четырем часам дня вернулся к началу маршрута. Финиш. Позади 43 километра пути, не считая метро. Устал.
Вывод: если не лезть на оживленные автомагистрали, то велосипед - неплохая альтернатива автомобилю для поездок на небольшие расстояния. Ехать в одном потоке с транспортом страшно: автомобилисты иногда выезжают на велодорожку, часто не пропускают на перекрестках, как следствие, велобайкеры катятся по тротуарам, доставляя неудобства пешеходам. По центральной части города, может, и удобнее передвигаться на велосипеде, но даже при наличии велодорожек и хорошей физической форме сильно не разгонишься - много помех, часто приходится снижать скорость или останавливаться. Вверх ехать тяжело! Из-за того, что город наклонный, пользователи арендных велосипедов “Алматы байк” предпочитают взять байк на верхних станциях, прокатиться вниз и оставить его на нижних (фото 8). В результате вверху не хватает велосипедов. А внизу не хватает парковочных мест, вот и приходится крутить педали от одной станции к другой, чтобы сдать байк.
Воздух в городе грязный, концентрация пыли, если верить сайту airkaz.org, в воскресный день превышала в два-четыре раза допустимую норму. Нелишне запастись респиратором.
Владимир ЗАИКИН, фото автора, схема велодорожек Алматы подготовлена veloalmaty.kz, Алматы