Нам хлеба не надо - жилище давай!

Бывшие детдомовцы Актюбинщины требуют от властей обеспечить их жильем. Ребята признаются: они готовы добиваться своего всеми средствами, вплоть до митинга. Хотя большинство из них лучше умеют работать, чем митинговать.
- У меня будет ребенок, но идти мне с ним некуда, - начинает свой рассказ, утирая слезы, выпускница алгинского детского дома Надежда ЮРЬЕВА.
23-летняя актюбинка к концу года должна родить. Родственники парня, с которым встречалась Надежда, не приняли ее. Инвалид с детства - не такую невестку они хотели видеть. А будущий супруг, к разочарованию Нади, не решился пойти против воли родителей ради любимой.
- Врачи говорили мне, что инвалидности можно было бы избежать, если бы после рождения за мной был надлежащий медицинский уход. Но родителям я оказалась не нужна, а в казенных учреждениях никто, видимо, не стал со мной возиться... - вздыхает выпускница детдома.
Надя прихрамывает на правую ногу. Но этот физический недостаток, утверждают друзья Надежды Юрьевой, с лихвой компенсируется ее замечательным характером - жизнелюбием, безмерной добротой, а кроме того, умением вести хозяйство и удивительной работоспособностью.
- Может прозвучать нескромно, но я очень добросовестный, исполнительный работник. Где бы ни работала, обо мне всегда отзываются хорошо. У меня просто отличные рекомендации от работодателей. Я была и посудомойщицей, и барменом, и администратором кафе. Но никак не могу накопить денег на свое жилье, вот и скитаюсь по съемным квартирам, - говорит Надя. - Приходилось ночевать в парке, на вокзале…
В таком же безысходном положении, как Надежда, еще десятки сирот. Все они выпускники тамдинского и алгинского детских домов, а также спецшколы для детей с задержкой психического развития в Мартукском районе.
В отсутствие собственного угла парни и девушки вынуждены скитаться по съемным углам, перебиваясь случайными заработками. Зачастую, по словам бывших детдомовцев, на постоянную работу их не берут именно из-за инвалидности. Поэтому выживают молодые люди как могут.
- Я полгода работал чабаном в Базое (самая отдаленная точка от областного центра. - А. М.). Жил в мазанке, все равно что сарай, - говорит бывший детдомовец Антон ПОРОСЕВ. - Пас лошадей и овец. В месяц в качестве зарплаты получал пять килограммов макарон, бутылку подсолнечного масла, килограмм сахара, два куска мыла и шампунь. Одежды нет, обуви нет... В общем, опять вернулся в Актобе. Теперь я здесь - без крыши над головой, без работы...
Многие бывшие детдомовцы теперь обитают в доме Асхата ШОХОМА (на снимке) - общественника из Мартука, что более чем в 100 км от Актобе. Дом пенсионера чем-то напоминает общежитие.
- У меня всегда найдется угол для бездомных, - говорит Асхат-ага. - Жена ушла из жизни несколько лет назад. Единственный сын умер. Дочь живет с мужем, вместе с зятем и внуками часто навещают меня.
Мужчина не скрывает, что своих детей они с супругой усыновили. Поэтому, говорит, помогать сиротам - его долг. Асхата Шохома знают все детдомовцы Актюбинщины, часто обращаются к нему за советом. Асхат - ветеринар по образованию, всем рад помочь. Даже табличку на воротах повесил с предложением своих услуг.
- А куда сиротам идти? - задает сам себе вопрос этот сердобольный человек. - Есть дом юношества. Побудут там месяц-два и уходят. Парни начинают к бутылке прикладываться, попадают в тюрьму. Девчата “прописываются” в саунах или на панели стоят. Вот что их ждет, ведь они не адаптированы к взрослой жизни. В самом деле, кто ими занимается? Там, в училище, есть социальный педагог, а здесь, за его порогом, у них никого нет. Сколько ребята ни стучатся в акиматовские двери, двери не открываются.
...Сейчас Надя Юрьева тоже временно поселилась у Шохома. В Актобе она на свою пенсию по инвалидности в 30 тысяч тенге в складчину с другими сиротами снимала комнату, оставшиеся крохи уходили на еду. Плюс зарплату получала, пока работала. А как забеременела, работу потеряла, и жить в большом городе стало накладно.
- У нас совершенно безысходная ситуация. Поэтому мы, выпускники интернатных учреждений, подали в акимат Мартукского района заявку на проведение митинга. Хотели обратить внимание власть имущих на свои проблемы, - говорят сироты. - На митинге планировали выразить боль десятков своих братьев и сестер - нас ведь много.
Правда, пока ответа на свой запрос о проведении мирной акции ребята от местных властей не получили. А ведь у них и плакаты уже готовы. И дату, как им кажется, подходящую выбрали - 30 августа, в День Конституции.
- Думаем, без пикета вообще никак. Мне самому, чтобы устроиться простым рабочим в районную мечеть, тоже пришлось провести пикет. Спасибо президенту страны Нурсултану НАЗАРБАЕВУ, который подписал нужные законы и конвенции. Опираясь на них, я добился, чтобы мой вопрос решили положительно, - говорит Асхат Шохом. - Поэтому надеюсь, что у ребят тоже все разрешится благополучно.
Впрочем, в районном акимате уже не видят смысла в проведении пикета, ведь проблема тех трех выпускников спецшколы, от имени которых подана заявка, почти решена. Правда, три бывших детдомовца - это меньше одного процента от нуждающихся в жилье сирот. Всего в собственной крыше над головой нуждаются более 300 вчерашних воспитанников детдомов - таковы данные властей Мартукского района.
- Сейчас одна семья сирот согласилась переехать в поселок Хазрет, там есть дом. Второй семье мы предложили подождать, пока построят им жилье. А третьим заявителям поможем провести газ в дом, расположенный в Алгинском районе, - не без гордости сообщает руководитель аппарата акима Мартукского района Талгат КОЛКЕБАЕВ.
По его словам, власти плотно занимаются проблемой сирот. Но, увы, самостоятельно Мартукский район, где в одном интернате воспитываются лишенные родительской опеки со всех уголков области, решить их жилищный вопрос не может.
- В этом году в Мартуке на приобретение жилья за счет государства выделено более 16 млн. тенге, на эти деньги куплены дома ветерану ВОВ, участнику Афганской войны, теологу, и один дом предоставят сироте, - отчитался Талгат Колкебаев.
По поводу слов акиматовца Асхат Шохом не скрывает недоумения.
- Что за расточительность? - говорит он. - В Мартуке хороший дом со всеми удобствами можно приобрести и за 1,5 млн. тенге. А тут за 16 млн. - всего четыре...
Сами чиновники разводят руками: мол, ресурсы ограниченны. Впрочем, Асхат Шохом (и не только он) сомневается в правильности использования государственных денег. Считает, что это почва для злоупотреблений...
Антон МОЛДИН, фото Алтын КУМИСПАЕВОЙ, Актобе

