О дорогах - без дураков, или Закатайте их в асфальт!
В Уральске, несмотря на статус центра Западно-Казахстанской области с 300-тысячным населением, только половина дорог имеет асфальтовое покрытие. Остальные либо грунтовые, либо в лучшем случае засыпаны щебнем. Что касается асфальтированных, то срок эксплуатации многих из них близится к концу. Те же, что были построены за последние годы, мягко говоря, оставляют желать лучшего: они начинают требовать ремонта уже через пару лет после их прокладки. Обычно денег на эти нужды выделяют меньше необходимого.
Правда, в этом году ситуация изменилась: средств на ремонт уральских дорог выделено в три раза больше - 8 миллиардов тенге. Однако кардинально ничего не меняется. Ремонт начали поздно, бестолково и далеко не везде, где планировали. В этом году намереваются сделать капитальный и средний ремонт 67 улиц в городе и пригородных поселках. Причем большую часть средств (5,7 млрд.) выделили в рамках социальных обязательств иностранные разработчики - компания “КПО б.в.”. Именно в этом, по словам чиновников, и кроется одна из основных проблем.
- Дело в том, что у “КПО б.в.” свои, международные критерии для отбора подрядчиков, - объясняет руководитель городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог (ПТ и АД) Кайрат МУХАМБЕТКАЛИЕВ (на снимке). - Они проверяют все данные компаний, вплоть до количества человек и наличия техники, у них определенные требования к опыту и стажу... Словом, процедура более долгая, чем в Казахстане. Поэтому выбор подрядчика происходит в течение длительного времени.
Почему все эти процедуры нельзя начать в самом начале года, чтобы к лету быть готовыми к строительству, в отделе ЖКХ не ответили. Руководитель коммунального хозяйства сообщил лишь, что местные средства - 2,7 миллиарда тенге - начали осваивать раньше. Ремонт нескольких других улиц, который финансирует “КПО б.в.”, начали в конце июля и начале августа. К тому же по какому-то роковому стечению обстоятельств одновременно начали ремонтировать именно те дороги, по которым еще раньше пустили транспорт в обход путепровода, поставленного на ремонт в начале лета.
В результате на уральских дорогах уже около месяца царит настоящий автомобильный коллапс. Один из центральных проспектов города - Евразия - два раза в сутки встает намертво: утром по дороге в центр и вечером в обратном направлении. Аналогичная ситуация складывается на кольцевой трассе и еще нескольких улицах города. Официальные сроки сдачи этих объектов - начало осени. При этом чиновники, понимая, что терпение автомобилистов на пределе, призывают горожан потерпеть: мол, все же делается для их блага, и обещают закончить ремонт раньше намеченного срока. Каким будет качество этих участков дорог - вопрос открытый.
Между тем, несмотря на завершение строительного сезона, основная часть дорог, подлежащих ремонту, еще только ожидает своей очереди. На сегодня картина такова: из 67 улиц закончен ремонт лишь на трех, две из которых расположены в пригородных поселках. Еще три улицы находятся в стадии завершения. На остальных, как говорится, конь не валялся.
- Конечно, часть объектов перейдет на следующий год, - говорит Кайрат Мухамбеткалиев, - но и в этом году мы планируем сделать как можно больший объем работ.
Когда будет начат этот объем, пока неизвестно. Центральный проспект Достык и пересекающую его улицу Ихсанова начали делать еще в прошлом году. Они были закрыты практически все лето, однако ремонт здесь так и не закончили. В этом году за них даже не брались. Дело снова уперлось в иностранное финансирование. Компания “АзияТехСтрой”, которая начинала ремонт этих объектов в прошлом году, в этом заказчика почему-то не устроила.
- Мы не знаем, по каким причинам “КПО б.в.” не стала перезаключать контракт с “АзияТехСтрой”, - комментирует начальник отдела ПТ и АД. - Мы в их дела и взаимоотношения вообще не лезем. Но, насколько мне известно, в этом году они работают с другой компанией - AsarStroyService.
Когда эта компания приступит к делу, выяснить не удалось. Ответ на письменный запрос в “КПО б.в.” занимает очень долгое время, а в Интернете о ТОО “AsarStroyService” информации попросту нет. Только единственная ссылка на сайт, который не открывается. Не странно ли это для серьезной фирмы, претендующей на многомиллионный заказ? К тому же понятно: даже если ремонт этих центральных улиц начнут делать прямо сейчас, то до дождей его не осилят. Получается, оставят на следующий, уже третий по счету год? К этому моменту, как показывает практика, уже уложенная часть асфальта начнет покрываться ямами и ухабами. Так как качество ремонта - это еще одна проблема.
- Дело в том, что любой шов на асфальте - это уже фактор риска. Малейшая неровность - и в ней будет скапливаться вода. Мороз - и эта вода начнет разрывать дорожное покрытие. Весной эта же яма станет больше. Опять поставят латку, и так до бесконечности, - объясняет технолог одной из строительных фирм, пожелавший остаться инкогнито. - Что касается проектов дорог, их у нас делают чаще всего безграмотно. В прошлом году отремонтировали часть проспекта Достык, а в этом его затопило во время первого же серьезного ливня. Почему? Потому что не было сделано нормального укоса, потому что не работала или неправильно работала ливневая канализация. Нужно просто делать грамотные проекты, не доверять их компаниям-однодневкам и не экономить на стройматериалах. И все будет нормально!
Однако в отделе пассажирского транспорта и автомобильных дорог свое видение ситуации. Там считают, что дело не в строительных огрехах, а совсем в другом.
- У нас масса факторов, которые влияют на качество уложенного асфальта! - убежден Кайрат Мухамбеткалиев. - Это и интенсивность движения, и неправильно сделанные укосы, и погодные условия!
- Но разве все эти факторы не должны учитываться при проектировании?
- Должны и учитываются! Но здесь масса других факторов!
Каких именно, чиновник так и не сказал.
Между тем, по признаниям самих строителей, кроме безграмотных проектов и экономии стройматериалов проблема еще и в их качестве. Закон обязывает в первую очередь использовать материалы, произведенные в Казахстане. При этом качество многих из них оставляет желать лучшего.
- Возьмите казахстанский битум. Он некачественный. Но мы обязаны использовать именно его, а пожаловаться не можем, так как у компании, которая его продает, все сертификаты в порядке. Такая же история и с асфальтом. И это не только с дорожными, а со всеми строительными материалами.
По идее, окончательное слово о качестве дорог остается за приемочной комиссией. Именно ее члены, как объяснили в отделе ПТ и АД, лично, вплоть до уголовной ответственности, должны отвечать за все рытвины, появившиеся на новых дорогах. Однако как все это выглядит в реальности, неизвестно, потому что прецедента до сих пор не было.
- Если, например, на новой дороге провалится асфальт и в него упадет машина или человек, тогда приемочная комиссия будет отвечать, - предполагает Кайрат Мухамбеткалиев.
- А если машины не провалятся, а будут объезжать? А подрядчик просто заасфальтирует сверху? Кто-нибудь отвечать за это будет?
- Ну не сажать же их за это?! - пожимает плечами руководитель отдела.
В общем, судя по всему, за асфальт, сползающий с новых дорог вместе со снегом, а то и раньше, спрашивать попросту не с кого. Во всяком случае, за последние 15-20 лет не было ни одного случая, когда приемочная комиссия отвечала бы за брак, допущенный при строительстве дорог. Да, собственно, и брака-то никакого заказчик - отдел строительства и ЖКХ - обычно в упор не видит и претензий к строителям, как правило, не имеет. Откровенную халтуру замечают только водители, которым с каждой весной приходится заново составлять маршруты, дабы не угодить в ямы и не налететь на ухабы. Ох уж эти вечно недовольные водители!
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск