2973

Смачно, бестолково, но - денежно

Во вторник в Алматы впервые в стране начал действовать дифференцированный тариф на проезд в городском общественном транспорте

С утра пораньше мы с фотокорреспондентом поездили в автобусах разных перевозчиков - устроили, так сказать, свой собственный рейд. Внешне совершенно ничего не изменилось: кондукторы сразу предупреждали вошедших в салон о подорожавшем наличном тарифе, но брали и 80 тенге вместо 150 (пару раз видели такое), а билеты не давали даже тем, кто заплатил по полной. Но в целом все не так драматично, как этого можно было ожидать. Встречались и такие, которые о нововведениях ни сном, ни духом.

- А почему ты 300 у нас взял? - возмутился, обращаясь к кондуктору, мужчина, который заплатил за себя и своего попутчика в 48-м автобусе.
Кондуктор проводит ликбез.
- Да ну... Забери у него деньги и билеты верни - мы за 300 лучше тачку поймаем, - заспорили было путники меж собой, но все же поехали дальше.
Терминалы работают везде - водители не дураки отключать их в первый же день внедрения тарифа, когда к этому приковано все внимание. С этим они подождут. А электронные карточки оплаты народ покупает, это надо признать.
- Я с утра уже штук 20 продала, - сообщила нам кондуктор 59-го маршрута. - Люди интересуются, это же удобнее.
- А не возмущаются, что теперь тем, у кого нет “Оңай!”, нужно 150 платить?
- Всякие бывают. Кто-то и ругается.
А вот кондуктор 120-го автобуса, с которой я столкнулась на конечной остановке, в выражениях не стеснялась:
- Мы всего два круга сделали, а меня уже как только не обозвали! Почему я должна все это выслушивать?! А контролеры в кустах стоят, не заходят в автобусы. Мы честно работаем, у нас есть терминалы - пробиваем разовые билеты по 150 тенге, а на нас всех собак спускают!

А что же контролеры? Они вчера работали и автономно, и были задействованы в совместных с полицией и горакиматом рейдах. И если пассажиры могли о рейдах и не знать, то водители и кондукторы были прекрасно о них осведомлены.
Проверяющие разбились на восемь групп и курсировали по Алматы, меняя места дислокации. Рулевые мгновенно передавали друг другу информацию о “горячих” точках - и можно было уже не наде­яться на то, что в автобусах, в которых билеты до 1 августа давали только самым настойчивым пассажирам, найдутся нарушители. Своеобразная игра в кошки-мышки, вот только в накладе оставались исключительно “зайцы”. Мы наблюдали за тем, как контролеры ловят пассажиров, не оплативших проезд, на остановке возле торгового дома “Мерей”.
“Пятак” многолюдный и разномастный, конечная остановка многих и городских, и пригородных автобусов. Толчея, суета, ор.
Контролер входит в салон, просит предъявить билеты. Девочка лет 14 протягивает льготную карточку “Оңай!” - на ней фотография и данные ее младшего брата-школьника.
- Почему вы ездите по чужой карточке? Это запрещено. Оформляем протокол изъятия! - командует один из проверяющих.

Рядом с девочкой ее мама. Сидит, уставившись взглядом в пол. На вопросы не отвечает. Чуть позже ловят еще одну такую нарушительницу, но уже вполне взрослую даму. Она ездит по карточке сестры-студентки. Выводят из автобуса. Составляют протокол.
А вот и типичный безбилетник.
- Я вошел возле Зеленого базара, проехал всего одну остановку. Кондуктор ко мне не подошла. Что я должен был делать? - кричал он, когда его попросили выйти из автобуса.
Невозмутимая кондуктор в это время дожевывает бутерброд.
- А я что? Я пообедать решила. Вот и не успела пассажиров обилетить, - улыбаясь, будучи уверенной в своей безнаказанности, говорит она.
- А вы на каком основании работаете? Вы официально трудоустроены? - грозно вопрошает контролер, и теперь уже все внимание приковано к кондуктору.
- Я?.. - перестает жевать.
- Вы - лжекондуктор! Оформляйте ее!
С горем пополам выводят и “зайца”. Сначала он пугает полицейским братом-прокурором, потом давит на жалость - не помогает. Пока разбираются с ним, лжекондуктор незаметно возвращается в салон, водитель закрывает дверь и спокойно уезжает.
Мы носимся от одного автобуса к другому. Кондукторы в спортивках, глядя на все это действо, откровенно посмеиваются: мол, бегайте, а мы свое дело знаем. Народ, который почти в 40-градусную жару маринуют в автобусах-парилках, меж тем смачно возмущается...

Официальная информация о первом дне работы дифференцированного тарифа в Алматы появилась вчера после обеда. К журналистам вышел начальник городского управления пассажирского транспорта и автодорог Максут ИСАХОВ (на снимке):
- По состоянию на 14.00 прошло транзакций более чем на 23 млн. тенге, тогда как в прошлый вторник, 25 июля, эта сумма за весь день составляла 26 млн. тенге. На 28 процентов увеличилось количество пассажиров, то есть это те люди, которые вышли из тени. Возросло количество транзакций карточками “Оңай!”.
- Уже есть результаты утренних рейдов?
- Пока нет, я смогу сообщить их только завтра утром. Но хочу сказать, что результаты очень хорошие - безбилетников много. При этом мы договорились действовать так: если мы поймали “зайца”, но он готов оплатить 150 тенге наличными или купить карту “Оңай!” - мы его штрафовать не будет. Это правило будет действовать весь август и сентябрь, пока будут проходить усиленные рейды. Но есть и те, кто ни в какую не хочет пользоваться карточками, - мы их штрафуем.
- Сколько карт “Оңай!” уже продано?


- Вчера (31 июля. - О. А.) транспортный холдинг раздал перевозчикам и в пункты продажи 25 тысяч карточек “Оңай!”. Сегодня (1 августа. - О. А.) уже поступила заявка о том, что завтра нужны еще пять тысяч электронных билетов. То есть реализация очень хорошая!
- Судя по всему, вы довольны тем, как все началось?
- Первые результаты хорошие.
Что ж, отрадно. Но будет ли по-настоящему большой толк от внедрения дифтарифа, станет ясно уж точно не завтра и не через неделю, а как только страсти вокруг его внедрения улягутся. Хватит ли этого времени для того, чтобы пассажиры привыкли к новым правилам игры в общественном транспорте? И почувствуют ли водители новую вольницу?

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Между прочим

Маршрут в одну сторону

В сентябре две центральные улицы Алматы станут односторонними, сообщила вчера пресс-служба городского акимата. Речь идет об улице Шевченко, где сейчас демонтируют трамвайные рельсы, и соседней с ней улице Курмангазы, которая в эти дни тоже ремонтируется.
На улице Шевченко от проспекта Достык до улицы Жарокова движение будет организовано в западном направлении. Кроме того, от улицы Кунаева до улицы Жарокова с южной стороны будет обустроена двухсторонняя велодорожка. А по улице Курмангазы от улицы Муканова до проспекта Достык транспорт сможет двигаться только в восточном направлении.
В связи с этими нововведениями изменится маршрут единственного курсировавшего по улице Шевченко автобуса №112, который в восточном направлении теперь будет проходить от улицы Жарокова по проспекту Абая, затем по улице Муканова и выруливать на улицу Курмангазы.
- Данная реорганизация, вводимая в сентябре текущего года, призвана сократить конфликтные точки и вероятность спорных ситуаций на вышеуказанных улицах, а также снизить нагрузку на проспект Абая на 15 процентов, - отмечают в акимате Алматы.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть