7141

Кому маржа под хвост попала?

Суперпроекты, то и дело внедряемые в Казахстане и призванные модернизировать страну, как правило, обходятся дорого. Порой даже слишком. Но стоит ли овчинка выделки? Корреспондент “Времени” с калькулятором в руках проверил цифры, озвученные министром внутренних дел, и пришел к любопытным результатам…

Речь пойдет об изначально классной затее снабдить полицейских страны цифровыми планшетами и PoS-терминалами. Новая техника позволит без проволочек разбираться с нарушителями ПДД: моментально установит всю нужную информацию по ИИН, тут же проверит машину на угон, в два счета составит протокол и даже оформит уплату штрафа на месте. То есть если раньше инспекторы затрачивали на оформление до получаса, то сейчас все дело будет решаться в пять минут.
Кто бы спорил, проект нужный и современный. “Скорость, реальность и прозрачность работы полицейских” - так охарактеризовал его главные плюсы министр внутренних дел Калмуханбет КАСЫМОВ, и в этом с ним не поспоришь. Вот только вопросы по поводу прозрачности и честности внедрения самого новшества, как всегда, ушли в тень. А разве не это самое интересное? Вынесем же их на всеобщее обозрение, тем более что пилотный проект по составлению электронных протоколов за нарушение правил дорожного движения уже запущен в Астане, и практически решен вопрос о приобретении планшетов и PoS-терминалов в некоторых других регионах страны.
Кстати, по мысли важного столичного начальства, хлопотами по закупке техники должны заняться местные власти. То есть в середине года облакиматам предлагается изыскать какие-то деньги, чтобы добавить гаджетов в экипировку полицейских. Какие же?

- Для того чтобы в Казахстане это запустить, нам необходимо 2971 устройство (состоит из планшета и PoS-терминала. -
С. К.), - цитировали мы неделю назад слова министра Касымова, сказанные на презентации технических новшеств в ДВД г. Астаны (см. “Инспектор гаджет”, “Время” от 18.7.2017 г.). - Общая цена вопроса где-то 874 млн. тенге.
На презентации также было заявлено, что планшеты “долго выбирали” и остановились на наи­более надежной модели: мол, и на прочность ее проверяли, и на влагостойкость, и на воздействие перепадов температур… Модель и марка гаджета названы не были. Однако фоторепортеры ее запечатлели. Выложены изображения нужного МВД планшета с терминалом и на официальном сайте astana.gov.kz. Поэтому определить, что за цифровые птицы попали в полицейские сети, нам не составило особого труда. А вместе с этим - и сколько они стоят.
Дизайн закупленной для столичных полицейских модели планшета фирмы Samsung необычен в первую очередь из-за герметического корпуса и специальной крышки, выполняющей роль противоударного кожуха. На официальном сайте компании-производителя нашелся такой один - Galaxy Tab Active 8.0 SM-T365. Рядом с характеристиками прибора там же висит надпись: “Извините! Продукт больше не поставляется”. То есть вроде как устарел. Поэтому на сайте стоимость его не указана. Не беда, погуглим. Путем несложного серфинга устанавливаем: в Казахстане эту модель планшета до сих пор еще можно купить в розничной сети от 119 до 133,5 тыс. тенге, а по оптовой цене - всего за 115 тыс. тенге. Стоимость PoS-терминала определяется еще легче (этого добра нынче везде полно) - 31 200 тенге.
Складываем их стоимость и получаем в итоге 146,2 тыс. тенге минимум, 164,7 тыс. тенге - максимум за комплект.
Что же в реале? Берем озвученную министром цифру 874 млн. тенге и делим ее на названное им же количество нужных стране комплектов - 2971. Получается, что МВД хочет платить по
294 177 тенге и 4 тиына за каждый комплект гаджетов. И ни тиынкой больше.
Разница, сами видите, впечатляющая - в полтора-два раза. Нехилая прибыль! А понять, кому она досталась, решительно невозможно. Во всяком случае нам при изучении портала госзакупок сделать это не удалось. Может, не там и не так искали, не знаю… Однако в том, что высокие чиновники носятся с этой идеей так, словно им маржа под хвост попала, теперь удивляться не приходится.
Тем более, если вспомнить историю вопроса, точнее, серию расследований, предпринятых нами ранее. Читатели “Времени” не раз убеждались: наша методика определения истинной цены прожектов на основании данных, неосторожно озвученных официальными лицами, работает. Некоторые из подобных публикаций касались “прорывных” идей все того же МВД. Правда, очень часто они оставались как бы незамеченными.
Как тут не вспомнить статью, вышедшую в декабре прошлого года, о “золотой” программе тотальной дактилоскопии казахстанцев (см. “А ручки-то - вот они!”, см. “Время” от 27.12.2016 г.). На ее реализацию, как было заявлено с высоких трибун, требуется 36,8 млрд. тенге. Однако наш сравнительный анализ с ценами на в реализуемом проекте аналогичное оборудование, которое уже действует в России, привел к выводу: казахстанская программа, утвержденная законом “О дактилоскопической и геномной регистрации” может стоить всего-то… 1,5 млрд. тенге! На наши вопросы о том, куда будет направлена оставшаяся гигантская сумма, никто из представителей госорганов так и не ответил.
Но мы-то о своих интересах, основанных на запросах общества, не забываем. А потому вновь обращаемся к представителям всех заинтересованных органов: что скажете?
Только давайте без словоблудия и ложных примеров, ладно? Само собой, если задаться целью, можно найти планшеты и за 200, и за 300 тысяч тенге. Вопрос в том - для чего? Нужно ли покупать столь навороченную технику, чтобы использовать ее всего-то для заполнения электронного полицейского протокола? Между тем новая модель 8-дюймового планшета, что пришла на смену обсуждаемой здесь и снятой с производства, продается всего-то за 92 тысячи. Не верите - погуглите сами.

Стас КИСЕЛЁВ, фото с интернет-ресурсов, Костанай

Поделиться
Класснуть