Забористый ответ
Снос заборов в Алматы стал одной из самых обсуждаемых городских проблем за последние недели. Горожане очень недовольны, а имя Яна ГЕЙЛА - датского архитектора, который разработал концепцию развития центра Алматы, того и гляди скоро станет ругательством. Ситуацию газете “Время” прокомментировал и. о. руководителя управления архитектуры и градостроительства южной столицы Алмасхан АХМЕДЖАНОВ (на снимке).
- Что происходит, Алмасхан Тлевханович?
- Сначала я бы хотел сказать, что Ян Гейл предлагает концептуальные идеи и рассказывает о том, каким должен быть город. Он не чертит конкретные проекты. Так что когда его имя связывают с любыми начинаниями по преобразованию города, это, конечно, неправильно.
- Значит, он задал направление, а действовать начали вы?
- Да, стали думать, что и как нужно изменить, чтобы Алматы стал лучше и красивее. Но это комплексный подход, а не только снос заборов, как говорят сейчас. Раньше в городе часто встречались старые киоски, которые выглядели не-эстетично, на них не было разрешительных документов, они нарушали все санитарные нормы. Мы сначала демонтировали их, а потом и ограждения - с этого все и началось, причем еще в прошлом году.
- Но тогда никто не обратил на это внимания. Волна возмущения стала нарастать в этом году, когда вы начали действовать более масштабно и под раздачу попали не только покосившиеся заборчики, которые раньше стояли вокруг тех самых киосков, но и вполне приличные ограды вокруг палисадников, школ...
- Когда мы стали убирать заборы, то увидели, что городское пространство становится более открытым. Каждый сталкивается с этим: идешь по улице - и вдруг упираешься в решетку. Никто не говорит, что нужно убирать ограждения вокруг школ и детских садов, речь идет о других зданиях - ресторанах, гостиницах, магазинах...
- Как же “никто не говорит” про школы? Ведь были случаи, когда убирали заборы, установленные как раз вокруг них!
- У школ заборы мы не сносим, ограждения вокруг них предусмотрены СНиПами. Было два случая демонтажа ограждений у школ: в Медеуском и Турксибском районах. Но они не влияли на безопасность, кроме того, там появится живая изгородь. То есть мы демонтировали не первичные ограждения, которые отделяют территорию учебных заведений, а те, которые были установлены вдоль пешеходных зон, по наружному периметру зданий - их внутренняя территория по-прежнему защищена. Раньше вокруг школ вообще не было таких высоких заборов, их отделяли от тротуара небольшие оградки до 70 сантиметров в высоту.
- По какому принципу вы определяете: вот этот забор убрать, а вот этот оставить?
- Если это общественное пространство, то этот забор должен быть демонтирован.
- Тогда давайте скажем, что такое общественное пространство.
- Это парки, скверы, тротуары, придомовые территории, краевые зоны проезжей части. Основной план - убрать заборы из центральной части города и с магистральных улиц. Тыловые зоны мы трогать не будем.
Мы не будем останавливать работы по демонтажу ограждений. Это лишь часть проекта по благо-устройству центра Алматы. Например, чтобы сделать сквер привлекательным, нужно, чтобы вокруг него вообще не было заборов, проход должен быть свободным.
- В таком случае вы должны снести забор вокруг парка Первого президента, который простирается по всему его периметру...
- В данное время разрабатывается план реконструкции этого парка, он предусматривает дополнительные входы. Но мы все равно рассматриваем вопрос о необходимости забора.
- Разве этот парк предназначен не для прогулок? Вы же сами говорите, что нужно сделать так, чтобы вход в него был максимально удобным. А сейчас людям приходится идти чуть ли не километр, чтобы попасть внутрь.
- В будущем там появится максимальное количество входов. Сейчас в парке высаживаются уникальные деревья, и их нужно защищать, чтобы гуляющие их не вытаптывали. Время покажет, сохранится ли там забор.
Сейчас мы убираем ограждения не в крупных парках. В первую очередь это касается тех, которые расположены вдоль магистральных улиц. Возьмем тот же Центральный парк культуры и отдыха (бывший парк им. Горького. - О. А.), там тоже есть ограждение.
- А почему?
- Частично мы его демонтируем, но в некоторых местах оно останется.
- Я никак не могу понять ваш подход. На каких принципах он основывается? Почему вы убираете небольшие ограждения, которые отделяли аллеи на бульваре Бухар жырау, например? Ведь с двух сторон от них расположена проезжая часть. Там играют дети, они могут выбежать на дорогу, и тогда произойдет непоправимое. То есть эти заборчики вы выдрали, а двухметровый вокруг парка Первого президента оставили - деревья охраняете.
- Да, где-то были перегибы. Районные акиматы стали убирать заборы, которые отделяли проезжую часть - это как раз то, о чем вы говорите. Мы их восстановим. Есть соответствующие ГОСТы. Автомобильные заборы устанавливают в тех местах, где есть риск ДТП, их высота от 50 до 70 сантиметров. Это делается для того, чтобы люди не перебегали улицу в неположенных местах. И на многих участках города сейчас идет замена таких ограждений, это не связано с инициативой “Город без заборов”. Нашей основной целью был демонтаж высоких заборов - от 1 метра 60 сантиметров и выше, а также тех, которые не соответствуют эстетическим требованиям.
- Что сейчас? Вы поговорили с представителями районных акиматов, рассказали им про их перегибы? Эти заборы больше не будут убирать?
- Да. Сейчас идет большая работа по созданию паспортов всех улиц Алматы. В них будет указана вся информация: ширина, длина, тип ограждения, установленного на улице, количество и разновидность деревьев и т. д. Конечно, нам нужно было начать с этого, но получилось так, как получилось. Но я вам скажу так: 75 процентов тех ограждений, которые мы убрали, дали хороший эффект.
- А 25 процентов - те самые перегибы?
- Да. Но, думаю, скоро горожане поймут, зачем мы все это делаем: высокие заборы уменьшают визуальную связь с существующими зданиями.
- Как же в таком случае вы разрешили возводить высоченные кирпичные стены вокруг РОВД?
- Такой забор положен по нормативным требованиям, и вокруг не только РОВД, но и воинских частей. И причина здесь не в том, что полицейские хотят закрыться от людей. В таких зданиях хранится оружие, которое могут использовать граждане с нечистыми помыслами. Вы хорошо помните прошлогоднее происшествие в Алматы (теракт, когда Руслан КУЛЕКБАЕВ напал на здание РОВД в Алматы. - О. А.). Поэтому эти заборы останутся.
- Высокие заборы вокруг частных компаний, частных элитных школ вы тоже будете убирать?
- Конечно, будем убирать. Мы не говорим о тех компаниях, которые находятся на окраине города, но все, кто располагается в центре, будут демонтировать свои заборы. Например, их не будет вокруг оте-лей, магазинов, медцентров, расположенных в центре, и эта работа уже началась. Мы разговариваем с их владельцами, и они относятся к этой инициативе с пониманием.
- Как вы считаете, нужно обсуждать эти вопросы с людьми, жителями города?
- Да, нужно. Мы будем это с ними обсуждать. Но сейчас мы убираем заборы с магистральных улиц, а здесь сходятся интересы всех горожан. Но потом, когда люди увидят, что мы расширяем пространство и делаем его более доступным, они нас поймут. Ведь мы хотим привести в порядок лицо нашего города.
Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы