Навязали силой
Как в регионах выживают приватизированные коммунальные предприятия
Кампания по приватизации в Северо-Казахстанской области шла со скрипом: на продажу выставили в основном убыточные коммунальные предприятия, которые никому и даром были не нужны. Но районные чиновники исполнили задание: план по приватизации закрыли и отчитались. А сейчас стонут все: и работники ставших частными предприятий, и потребители их услуг, и даже новые хозяева этого бизнеса.
В центре Кызылжарского района, ауле Бесколь, уже почти год не утихают скандалы по жилищно-коммунальной теме. Жители райцентра жалуются на холод в помещениях, перебои с водой, несвоевременный вывоз мусора и нечищеные дороги. Сотрудники предприятий - на то, что им задерживают зарплату и даже увольняют. Владельцы этого бизнеса предлагают акимату искать новых партнеров - терпения хватило ненадолго. А ведь частными эти предприятия стали чуть меньше года назад.
Интересно, что эта сфера в Бесколе не всегда была в ведении государства. До 2004 года здесь царила разруха. А потом создали государственное коммунальное предприятие “Жигер”. Построили баню, единственную на весь райцентр. Потихоньку стали закупать технику, набирать штаты, ремонтировать коммунальные сети. Кстати, именно новые трубы, которые проложили совсем недавно по госпрограмме, и составили львиную долю стоимости предприятия на аукционе.
За 700 миллионов тенге районный акимат пытался продать свое ГКП. Не нашлись покупатели и тогда, когда цену снизили до 500 миллионов. Вся драма в том, что, определив объект ЖКХ в список приватизируемых, акимат запустил обратный отсчет. На то, чтобы приватизировать предприятия, по закону есть два года. А потом непроданные объекты должны быть ликвидированы. Понятно, что закрыть котельную, которая отапливает школу, нельзя. Есть еще одна полумера - создать совместное предприятие, разделить с частником доли: 51 процент на 49. Но и тут очереди из желающих не возникло.
Тогда в районном акимате решили пойти старым проверенным способом: поискать кандидатов среди знакомых. И ведь нашли! Так из одного ГКП получилось три ТОО. Одно, производственный комплекс ДК, взяло на себя водо- и теплоснабжение. Собственник вошел с долей в 24 миллиона тенге, а трубопроводы получил в доверительное управление. Второе, ТОО “Ансар”, обслуживает канализацию и вывоз мусора, здесь доля частного капитала составляет около 11 миллионов тенге. Третье, ТОО “Акрукс”, сейчас владеет баней, она обошлась новому владельцу в
1 миллион 700 тысяч.
- Отчаянные люди, - с горькой усмешкой говорит замакима района Тлеубай ЕСЖАНОВ (на снимке). - Как таковых торгов и не было, занимались наш отдел экономики и зам, который до меня работал, они искали тех, кто мог бы сюда войти. А вот сейчас собственники производственного комплекса ДК предупредили нас, что уходят. Мы ищем замену. В “Ансаре” тоже конфликт между директором и учредителем из-за того, что первый втянул второго в это дело. А он до этого медоборудованием в Петропавловске занимался.
Выходит, что в управление жилищно-коммунального хозяйства целого райцентра попали совершенно случайные люди, которых в срочном порядке нашли и уговорили акиматовские работники!
Коренной житель Бесколя Сергей ЭРНСТ устраивает экскурсию по райцентру: показывает полные мусорки, дороги, по которым в грязь не проехать, и описывает в красках местный “коммунальный рай”.
- Уже год водонапорную башню не чистили, там ржавчина! Кран открываешь, вода грязная идет. Порыв неделю делают, хотя можно за полдня отремонтировать, а у них то одного нет, то другого. Зимой холодно было, хотя в котельной все новое, пару лет назад оборудование заменили. А все потому, что угля не хватало, топили с колес, вот и экономили!
Сергей Эрнст всю эту систему знает изнутри. Он долго здесь работал. Но с нового года грамотный механик оказался не нужен:
- Уволили давно, а расчет еще не сделали, никакой компенсации не получил.
Критику в адрес предприятия можно было бы принять за обиду. Но под письмом на имя акима области о том, как разваливается и без того ветхое жилищно-коммунальное хозяйство Бесколя, подписались десятки жителей райцентра.
- Я пять месяцев до пенсии не доработал, по собственному желанию ушел, - говорит бывший директор бывшего ГКП “Жигер” Каирбек НУРАЛИН (на снимке). - Я вам скажу, что можно нормально зарабатывать, если работать! У нас в 2004 году не было денег совсем. А в 2014-м до 90 миллионов оборот вырос. Уже на свои деньги смогли купить ассенизаторскую машину, косилки. Предприятие, конечно, не то чтобы прибыльное, но на плаву держалось, потому что мы участвовали во всех конкурсах, дороги чистили не только в Бесколе, но и по всему району. Надо в этом разбираться и жить здесь, я вот 44 года здесь живу. А эти новые хозяева пришли, ничего в этом не понимают!
- Экономические проблемы есть, это правда, - признается замакима Тлеубай Есжанов. - Задолженность по зарплате тоже есть. Да и не было возможности за этот год разобраться из-за всех этих скандалов. Но, откровенно говоря, это неприбыльный бизнес. Если работать хотя бы по себестоимости, то тариф на воду и тепло нужно поднимать в три раза. Представляете, какой социальный взрыв будет!
На самом деле предприятиям мешают нормально работать не только эти вполне объяснимые с учетом экономических законов причины. Когда связываешься с акиматом, вступают в силу другие факторы, которые новоиспеченные инвесторы не учли. А зря.
- Да, мы их загнали, - все-таки признается Тлеубай Есжанов, - долги “Жигера” на производственный комплекс повесили, чтобы быстрее его ликвидировать. Да и перед каждым праздником, каждым субботником - технику дай, людей дай. Дорогу зимой занесло, люди звонят, жалуются. Один раз жалуются, два. Аким дает задание: почистить! Грейдер раз прошел - 50 литров солярки в трубу улетело, не считая зарплаты. Наверное, надо нам перестать их грузить попутными вещами. Есть деньги в бюджете - заключаем договор. Только так. Надо начать относиться к ним как к частным предприятиям. Они не должны нам ничего бесплатно делать.
Выходит, что сократить расходы районных акиматов не получится. А ведь именно это и было главной целью кампании по приватизации - сократить нагрузку на бюджет и поднять эффективность предприятий под началом заинтересованного в прибыли частного инвестора.
О том, насколько заинтересованные инвесторы приходят в жилищно-коммунальный бизнес, уже пора слагать анекдоты. Да и приватизированные предприятия продолжают жить в основном лишь за счет государственного заказа. По данным управления финансов области, в 2016 году доходы таких компаний составили больше 41 миллиарда тенге, 37 миллиардов тенге - это бюджетные деньги. После продажи эти предприятия исключили из реестра госимущества. Простая формальность. И это, по сути, единственный ощутимый результат кампании по приватизации.
Ульяна АШИМОВА, фото автора, Северо-Казахстанская область