5261

Ни взлёта, ни посадки

Наш корреспондент узнал из первых уст, из-за чего аэропорт Алматы два раза подряд закрывался на экстренный ремонт

В минувшие воскресенье и понедельник жители и гости Алматы столкнулись с невиданной ранее проблемой: аэропорт крупнейшего города страны не принимал и не выпускал самолеты! В воскресенье это произошло днем - с 15.15 до 16.42, а в первый рабочий день недели воздушная гавань была закрыта более чем на пять часов. Как итог, задержки и опоздания пассажиров. Что же стало причиной, из-за которой самый загруженный аэропорт страны вдруг взял паузу? Чтобы найти ответ на этот вопрос, корреспондент “Времени” отправился в воздушную гавань.

- Вы не против, если я начну издалека? - начинает нашу беседу президент АО “Международный аэропорт Алматы” Айбол БЕКМУХАМБЕТОВ (на снимке). - Мы еще в 2013 году предполагали, что у нас могут возникнуть трудности со взлетно-посадочными полосами. Именно тогда обе наши ВПП проверили специалисты научно-исследовательского института “МосАэроПроект”, и они сделали свое заключение: обе полосы находятся пока в удовлетворительном состоянии, однако их ресурс небезграничен. Безусловно, мы проводили текущий ремонт полос, держали ситуацию под контролем, постоянно докладывали совету директоров о состоянии ВПП. В результате акционером Международного аэропорта Алматы - компанией VENUS AIRPORT INVESTMENTS B.V. - было принято беспрецедентное для Казахстана решение: предоставить почти 6 миллиардов тенге на капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы. Был проведен конкурс на выбор поставщика, и 1 мая компания “К-Дорстрой”, предложившая наиболее оптимальные условия сотрудничества, начала свои работы на старой ВПП - мы ее так называем, потому что она была построена еще в 1998 году и отработала практически 20 лет. В распоряжении аэропорта осталась одна бетонная полоса, уложенная в 2007 году. Срок ее эксплуатации рассчитан на 11 лет, в целом она находится в удовлетворительном состоянии, но время от времени нуждается в экстренном ремонте. Именно он и понадобился в минувшие воскресенье и понедельник.
Президент АО “МАА” Айбол Бекмухамбетов объясняет: не было ни аварий, ни авиапроисшествий. Просто бетонные плиты, уложенные на ВПП, сдвинулись. Поэтому и потребовалось время, чтобы привести их в порядок.
- После каждого взлета и каждой посадки наши специалисты объезжают полосу, чтобы воочию оценить, в каком она находится состоянии, - подчеркивает руководитель воздушной гавани. - Так вот, в воскресенье после взлета грузового самолета сотрудники аэропорта обнаружили нарушение целостности покрытия рабочей ВПП, о чем тут же сообщили в штаб. Было принято решение остановить все взлеты и посадки для проведения ремонтных работ. Понадобилось менее полутора часов, чтобы привести полосу в порядок. Участок площадью около двух квадратных метров был выровнен и заасфальтирован, после чего аэропорт вернулся к своему обычному режиму.
Однако в понедельник примерно в 19.45 при проведении осмотра на том же месте были вновь обнаружены изменения в положении бетонных плит на участке примерно 20 квадратных метров. Руководствуясь в первую очередь безопасностью полетов, мы взяли на себя ответственность и вновь закрыли аэропорт для полного устранения изъянов на взлетно-посадочной полосе. В этот раз потребовалось больше времени - в общей сложности ушло более пяти часов. Я хочу подчеркнуть: значительная часть наших сотрудников, в том числе и руководство в полном составе, оставалась на своих рабочих местах, пока не взлетел первый самолет. Случилось это примерно в час ночи.
Почему же проблемы возникают с одной полосой, а ремонтируют другую? На этот вопрос отвечает первый вице-президент АО “МАА” Кобланды ТУМЫШЕВ.

- Аэропорт - это живой организм, и технические неисправности возникают абсолютно у всех, - объяс­няет он. - У нас и раньше случались трудности с бетонной ВПП, но за счет использования двух полос мы могли проводить текущий ремонт, не останавливая взлеты и посадки. Кроме того, специалисты указали, что старая полоса, построенная еще в 1998 году, нуждается в незамедлительном ремонте, а вот бетонная еще прослужит несколько лет. Нужно понимать, что аэропорт Алматы - самый загруженный не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии: в сутки у нас 200 взлетов и посадок. Поэтому сейчас мы прилагаем все усилия, чтобы подобные инциденты не повторились.
Как известно, капитальный ремонт старой ВПП будет проводить компания “К-Дорстрой”. Справится ли она с поставленной задачей?
- Компания “К-Дорстрой” выполняла ремонт и строительство взлетно-посадочных полос в других городах Казахстана, - говорит Кобланды Тумышев. - И мы знаем, что у некоторых заказчиков были нарекания к качеству проведенных работ. В нашем случае подрядчик был выбран в результате проведенного конкурса, эта компания сделала нам наиболее оптимальное предложение. Контроль за осуществлением всех работ будет проводить независимая международная компания Beruau Veritas Kazakhstan. Иностранные специалисты будут внимательно следить за всем, начиная от состава асфальта и заканчивая размером и чистотой щебня.
И мы видим, что подрядчик очень серьезно подошел к поставленной задаче. Например, прямо на нашей территории установлен асфальтовый завод, выбран российский поставщик наиболее качественного битума, да и асфальт будет укладываться на специальную сетку - это новые технологии, применяемые при строительстве взлетно-посадочных полос. А в перечень работ входит не только асфальтирование полосы, но и возведение двух новых скоростных рулежных дорожек. Кроме того, будет установлено светосигнальное оборудование по одной из высочайших категорий по классификции ИКАО - IIIB, что позволит осуществлять взлет и посадку в условиях ограниченной видимости.
Удивительно, что аэропорт Алматы фактически построит новую взлетно-посадочную полосу длиной 4,5 километра менее чем за 6 миллиардов тенге. Ведь государственные аэропорты тратят на аналогичные работы гораздо более серьезные суммы. Например, не далее как в середине мая премьер-министр Бакытжан САГИНТАЕВ, будучи с рабочей поездкой в Костанае отказал в выделении 10,6 миллиарда тенге на строительство взлетно-посадочной полосы длиной 2,8 километра в аэропорту областного центра. Глава правительства заметил, что это слишком дорого. Почему же в Алматы строить дешевле?
- Не думаю, что “К-Дорстрой” будет работать себе в убыток, - считает президент АО “МАА” Айбол Бекмухамбетов. - Я не возьмусь судить, почему у кого-то дороже, у кого-то дешевле. Мы считаем, что та сумма, которую выделяет наш акционер, и так весьма значительная. 17,5 миллиона долларов будет потрачено на капитальный ремонт одной полосы! А в дальнейшем мы планируем капитальный ремонт и второй полосы. То есть акционер Международного аэропорта Алматы готов и дальше инвестировать собственные средства в инфраструктуру!
Я бы хотел со страниц вашей газеты обратиться ко всем жителям и гостям нашего города. Любой ремонт - это всегда неудобство и дискомфорт, не важно, строят новую развязку рядом с вашим домом или вы меняете трубы в своей квартире. Так получилось, что сейчас аэропорт Алматы проводит необходимые ремонтные работы, без которых мы просто не сможем принимать и отправлять самолеты. Поэтому я прошу всех набраться немного терпения. Уже к 1 декабря мы планируем ввести в строй вторую полосу, после чего аэропорт вернется в привычный всем режим работы. А до тех пор мы приложим все усилия, чтобы аэропорт продолжал функционировать 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Кстати

Как сообщил исполнительный директор по оперативному управлению АО “МАА” Бахытжан АБДРАСИЛОВ, 28 мая аэропорт Алматы не принимал и не выпускал воздушные суда с 15.15 до 16.42 по времени Астаны.

За этот период восемь самолетов, которые должны были приземлиться, ушли на запасные аэродромы. С опозданием вылетели 10 рейсовых лайнеров.
29 мая аэропорт Алматы был закрыт по техническим причинам с 19.47 до 01.00 30 мая. Шесть пассажирских и два грузовых самолета были отправлены на запасные аэродромы. 14 рейсов вылетели из Алматы с опозданием.

Поделиться
Класснуть